|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Перечисление средств подразделениям вневедомственной охраны: целевое финансирование или расходы на услуги по охране? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 28)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 28
ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ СРЕДСТВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ: ЦЕЛЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЛИ РАСХОДЫ НА УСЛУГИ ПО ОХРАНЕ?
В последнее время у бухгалтеров часто возникает вопрос о возможности учета для целей обложения налогом на прибыль услуг по охране имущества отделом вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации. Постановлением Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03 было принято решение, согласно которому денежные средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны от организаций в качестве платы за услуги охранной деятельности, носят целевой характер и поэтому не могут быть признаны доходами в смысле, придаваемом им ст. 41 НК РФ. Основываясь на данном решении, отдельные специалисты по налогообложению стали высказывать мнение о том, что оплата данных услуг не может быть отнесена организациями на расходы для целей исчисления налога на прибыль исходя из п. 17 ст. 270 НК РФ, исключающего из состава расходов стоимость имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Например, данная точка зрения высказана в Письмах Минфина России от 24.03.2005 N 03-06-05-04/71 и 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/107. Однако, по мнению авторов, данная точка зрения далеко не бесспорна. Рассмотрим данный вопрос с двух сторон: подразделения вневедомственной охраны и организации, заключившей договор на охрану имущества. Согласно ст. 19 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" начиная с 2004 г. средства, поступающие на счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в органах федерального казначейства учреждениям МВД России, в соответствии с договорами, заключенными в установленном порядке подразделениями органов внутренних дел МВД России по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов и сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляются в полном объеме в доходы федерального бюджета. Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589, предусмотрено, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 N 438 "Об условиях оплаты труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации": оплата труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных для работников органов внутренних дел Российской Федерации, условия оплаты труда которых установлены на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы; финансирование расходов, связанных с оплатой труда работников подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляется в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных МВД России на эти цели. Таким образом, расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны производится по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе МВД России, за счет средств федерального бюджета. Именно поэтому суд принял решение, устанавливающее, что средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны от организаций и граждан за оказанные им платные услуги, носят характер целевого финансирования и не учитываются ими как доходы для целей исчисления налога на прибыль.
Рассмотрим данный вопрос с позиции организаций, заключивших договоры с подразделениями вневедомственной охраны по охране объектов. Прежде всего следует отметить, что перечень средств целевого финансирования, установленный пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, к которому отсылает упомянутая ст. 270 НК РФ, не содержит поступлений платежей организациям бюджетной сферы за услуги по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Таким образом, п. 17 ст. 270 НК РФ в рассматриваемой ситуации неприменим. Во-вторых, согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ платежи по охране объектов подразделениями вневедомственной охраны относятся к неналоговым доходам бюджета от оказания платных услуг. То есть НК РФ однозначно рассматривает данную услугу не как целевое финансирование подразделений вневедомственной охраны, а как платную услугу. Аналогично именно как платную услугу рассматривал ВАС РФ в указанном решении поступающие платежи подразделениям вневедомственной охраны за услуги по охране объектов. В-третьих, согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ оплата услуг по охране имущества относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Следует отметить, что при учете для целей налогообложения охранных услуг НК РФ не ограничивает право организации на выбор охранной фирмы по ее организационно-правовой форме или ведомственной принадлежности. Следовательно, расходы по охране имущества организаций должны соответствовать только критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ: быть экономически оправданными; оценены в денежной форме; произведены для осуществления деятельности, направленной на извлечение дохода; подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экономическая оправданность привлечения к охране имущества подразделений вневедомственной охраны может быть обусловлена тем, что цена их услуг соизмерима с ценами частных охранных агентств, а доверие к государственному учреждению - отделу вневедомственной охраны МВД России - значительно выше, что является немаловажным фактором при выборе организации для охраны имущества. Обоснованность остальных критериев также не вызывает сомнения: оценка стоимости услуг, как правило, устанавливается условиями договора; услуги по охране направлены на сохранение имущества, используемого для извлечения дохода; документальное подтверждение оказанных услуг, как правило, оформляется актами приема-сдачи услуг. Таким образом, по нашему мнению, согласно пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ плательщики налога на прибыль расходы в виде средств, перечисленных подразделениям вневедомственной охраны за охрану имущества, вправе учитывать для целей исчисления налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
В.Чаннов ООО "Маэл-Аудит"
Е.Карякина ООО "Маэл-Аудит" Подписано в печать 13.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |