Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Заполнение деклараций по акцизам ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 28)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 28

ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО АКЦИЗАМ

Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 32н (далее - Приказ N 32н) введены новые бланки деклараций по акцизам, особенности заполнения которых приведены ниже.

Декларация по акцизам на подакцизные товары,

за исключением алкогольной продукции,

реализуемой с акцизных складов оптовой торговли,

и нефтепродуктов

Данную декларацию (далее - декларация по подакцизным товарам) должны заполнять и подавать налогоплательщики, которые производят и реализуют легковые автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, этиловый спирт, спиртосодержащую и алкогольную продукцию.

Напомним, что по акцизам на подакцизные товары налогоплательщики должны отчитываться ежемесячно, так как установленный налоговый период по ним - месяц (ст. 192 НК РФ). Подавать декларацию по таким товарам нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Как и прежде, декларация по подакцизным товарам состоит из титульного листа на двух страницах, разд. 1, в котором нужно отражать суммы акцизов по данным налогоплательщика, и разд. 2, где собственно рассчитываются суммы акцизов. Кроме того, она содержит Приложения.

Заполнять новую декларацию по подакцизным товарам нужно в таком порядке: сначала - титульный лист, после него - все необходимые приложения к декларации, затем - расчетный разд. 2 и в последнюю очередь - разд. 1.

Титульный лист занимает две страницы. Обратите внимание, что количество показателей, которые нужно заполнить на первой странице титульного листа, сократилось. Вторая страница предназначена для сведений о руководителе, главном бухгалтере или уполномоченном представителе, если им не присвоен ИНН.

Рассмотрим порядок заполнения декларации начиная с Приложений.

Декларация содержит шесть Приложений вместо семи. Три Приложения предназначены для расчета налоговой базы по каждому виду подакцизных товаров: одно - для сведений о собственниках давальческого сырья; другое - для данных о реализации подакцизных товаров, которые освобождены от акцизов; и третье - для сведений о передаче подакцизных товаров внутри организации между подразделениями, которые находятся в различных субъектах Российской Федерации.

Налоговую базу налогоплательщики должны определять отдельно по каждому виду подакцизных товаров в отдельном приложении с учетом кода бюджетной классификации.

Так, например, этиловый спирт (в том числе и этиловый спирт-сырец) вне зависимости от того, из какого сырья он произведен, облагается по ставке 19 руб. 50 коп. за 1 л безводного этилового спирта. Однако акциз по этиловому спирту (в том числе и этиловому спирту-сырцу) из пищевого сырья и акциз по этиловому спирту (в том числе спирту-сырцу) из остальных видов сырья уплачивается на разные коды бюджетной классификации. Поэтому этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья является разными видами подакцизных товаров, хотя и облагается по одинаковой ставке.

Следовательно, те налогоплательщики, которые платят акцизы по этиловому спирту и из пищевого, и непищевого сырья, должны рассчитывать налоговую базу в двух отдельных приложениях к декларации по подакцизным товарам.

В Приложении 1 к декларации ведется расчет налоговой базы по:

спирту этиловому;

спиртосодержащей продукции;

алкогольной продукции, в отношении которой ставка акциза установлена в расчете на безводный этиловый спирт;

легковым автомобилям и мотоциклам.

Перечень подакцизных товаров, по которым должен вестись расчет в декларации, приведен в Приложении 2 к Порядку заполнения налоговой декларации по подакцизным товарам. В новой редакции этого Приложения винам, реализуемым производителями на акцизные склады других организаций и непосредственно в розничную сеть, присвоены разные коды. Это означает, что, если производитель реализует одно и то же вино в розничную сеть и на акцизный склад оптовой организации, он заполнит соответственно два Приложения 1 к декларации. Такое нововведение позволило упростить заполнение Приложения 1, так как ранее в рассматриваемой ситуации нужно было в одном приложении одно и то же наименование товара указывать дважды (по объемам, реализованным оптовикам и в розничную сеть).

В новой редакции Приложения 1 не нужно указывать наименование товаров, достаточно привести процентное содержание спирта в подакцизной продукции согласно нормативно-технической документации, по которой изготавливается продукция, или мощность двигателя одного легкового автомобиля, мотоцикла, в то время как раньше требовалось указать фактическое содержание спирта в алкогольной продукции.

Как уже было отмечено, для удобства налогоплательщиков все виды подакцизных товаров перечислены в Приложении 2 к Порядку заполнения декларации по подакцизным товарам. Причем каждому виду присвоен код. Именно его нужно указывать в разд. 2 декларации и в строке 010 приложений к ней.

Кроме кодов видов подакцизных товаров в декларации требуется указывать коды объектов налогообложения и коды единиц измерения налоговой базы. Напомним, что операции, которые являются объектами налогообложения акцизами, перечислены в п. 1 ст. 182 НК РФ. А коды таких операций приведены в Приложении 1 к Порядку заполнения декларации по подакцизным товарам. Коды единиц измерения налоговой базы содержатся в Приложении 3 к Порядку.

Приложение 2 к декларации заполняется отдельно по каждому виду реализованных на экспорт при отсутствии банковской гарантии (поручительства банка) подакцизных товаров, в отношении которых ставка акциза установлена в расчете на безводный этиловый спирт, а также по легковым автомобилям и мотоциклам.

Приложение 3 к декларации по подакцизным товарам заполняется по тем товарам, по которым не нужно пересчитывать налоговую базу на безводный спирт. Практически в этом Приложении налогоплательщик рассчитывает налоговую базу по пиву.

Раздел 2 декларации по подакцизным товарам является расчетным, он заполняется на основании Приложений 1 - 3 к декларации. Правильность его заполнения во многом зависит от правильности переноса в этот раздел из указанных Приложений данных о налоговой базе.

В разд. 2 произошли два существенных изменения.

Первое касается расчета суммы акцизов по товарам, экспортируемым в Республику Беларусь. Если раньше для всех операций по экспорту подакцизных товаров предназначались общие показатели и строки, то теперь для операций по вывозу товаров в Республику Беларусь добавлены специальные. Это показатели 5 "Экспорт в налоговом периоде подакцизных товаров в Республику Беларусь" и 12 "Сумма акциза, предъявленная к возмещению, по подакцизным товарам, факт экспорта которых в Республику Беларусь документально подтвержден".

С 1 января 2005 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с этим Соглашением акциз по товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, будут уплачивать лица, осуществляющие ввоз подакцизных товаров. Операции по ввозу указанных товаров из Республики Беларусь должны отражаться в отдельной декларации.

Что касается экспорта в Республику Беларусь, следует иметь в виду, что Соглашением предусмотрено освобождение от уплаты акцизов операций по вывозу подакцизных товаров в Республику Беларусь. При этом предусмотрено, что налогоплательщики должны подтвердить правомерность такого освобождения, представив в налоговый орган пакет документов, приведенный в Соглашении. В случае если пакет документов не был представлен в налоговый орган в течение 90 дней со дня отгрузки на экспорт, налогоплательщик должен уплатить акциз в бюджет (соответственно и отразить начисление этих сумм по показателю 5 в строках 050), а затем при представлении этих документов в более поздние сроки (но не более трех лет) он может получить возмещение (возврат) уплаченной суммы акциза. Именно эти суммы (заявленные к возмещению) и отражаются в декларации по акцизам на подакцизные товары по показателю 12 в строках 120. Возмещение уплаченных сумм производится налоговым органом только после камеральной проверки представленных документов.

Второе изменение связано с графой 4 разд. 2. В ней плательщики должны указывать код по справочнику объектов налогообложения акцизами. Этот справочник приведен в Приложении 2 к Порядку заполнения декларации по подакцизным товарам. По сравнению с прошлым справочником в новом у ряда подакцизных товаров поменялись коды. Например, автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт и мотоциклы с аналогичной мощностью имели раньше один код - 530. Теперь же им присвоены разные коды - 531 и 532 соответственно.

Также изменения коснулись и самих видов подакцизных товаров, указанных в справочнике. Например, при заполнении разд. 2 производители вин (за исключением натуральных) должны указывать код 242, если реализовали продукцию на акцизные склады. Если тот же самый товар реализован в розницу, то код будет другой - 241.

Кроме того, в новом справочнике нет нетрадиционных крепленых вин и вин натуральных нетрадиционных некрепленых. Связано это с тем, что Федеральный закон N 86-ФЗ изменил наименование видов подакцизных товаров (вин).

Обращаем внимание, что упомянутые коды плательщики должны также указывать в Приложениях 1, 2 и 3 к декларации. А именно вверху каждого Приложения по коду строки 020.

При заполнении графы 6, в которой указывается ставка акциза, организациями - производителями алкогольной продукции следует иметь в виду следующее.

Федеральным законом от 28.07.2004 N 86-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 86-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, кроме того, проиндексированы ставки акцизов на все виды подакцизных товаров.

Учитывая указанные изменения, ставки акцизов на алкогольную продукцию при ее реализации производителями применяются следующим образом.

По алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, а также по винам натуральным - в размере 100% установленной ст. 193 НК РФ ставки акциза.

При реализации производителями остальных видов алкогольной продукции:

а) организациям розничной торговли и общественного питания - 100%;

б) структурному подразделению организации-производителя, осуществляющему розничную продажу алкогольной продукции, - 100%;

в) структурному подразделению организации-производителя, осуществляющему оптовую продажу алкогольной продукции, - 100%;

г) акцизному складу организации оптовой торговли - 20% при реализации алкогольной продукции, за исключением вин, 35% - при реализации вин.

Обратите внимание, что по-прежнему согласно ст. ст. 196 и 197 НК РФ при отгрузке алкогольной продукции с одного акцизного склада организации-производителя другому акцизному складу этой же организации акциз не начисляется. Таким образом, акциз начисляется при отгрузке алкогольной продукции структурному подразделению организации-производителя, осуществляющему оптовую продажу алкогольной продукции, только в том случае, если оптовый склад не является акцизным складом.

Как уже было сказано, в разд. 1 нужно отражать сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет по данным налогоплательщика. Причем, если он перечисляет акцизы по нескольким видам подакцизных товаров, для которых установлены различные коды бюджетной классификации, то суммы акцизов необходимо указывать по каждому из кодов в отдельности.

Строка 010 указанного раздела предназначена для самого кода бюджетной классификации. Строка 020 - для кода территории по ОКАТО, где уплачивается акциз. А для сумм акциза, которые причитаются бюджету по данным налогоплательщика, предназначены строки 030 (сумма, подлежащая уплате не позднее 25-го числа месяца) и 040 (Сумма, подлежащая уплате не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным).

Обратите внимание, что согласно ст. 204 НК РФ по таким товарам акциз исчисляется за весь налоговый период (месяц). После чего исчисленную сумму акциза нужно разделить на две равные части. И одну часть уплатить не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а вторую часть - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего после этого же периода.

В данные строки нужно переносить суммы из соответствующих строк разд. 2 декларации по подакцизным товарам. При этом возможны ситуации, когда по нескольким видам подакцизных товаров акциз уплачивается по одному коду бюджетной классификации. Например, акцизы на вина. В таких случаях необходимо поступать следующим образом.

По каждому из этих видов подакцизных товаров следует взять величину исчисленного акциза из разд. 2 декларации. После этого такие величины нужно сложить и полученную сумму перенести в разд. 1 декларации по подакцизным товарам по соответствующему коду бюджетной классификации.

В случае если по результатам расчета получится отрицательная величина, т.е. сумма вычетов превысит начисленную сумму акциза, в разд. 1 предусмотрена строка 050, в которой указанная отрицательная разница отражается без знака минус. Это - тоже нововведение по сравнению с прежней декларацией.

Декларация по акцизам на алкогольную продукцию,

реализуемую с акцизных складов оптовых организаций

Изменения в указанной декларации продиктованы необходимостью учесть положения Закона N 86-ФЗ. В частности, с 1 января 2005 г. из-под режима налогового склада выведены натуральные вина, в том числе шампанские, газированные и шипучие. Это означает, что по данным видам алкогольной продукции акциз теперь полностью уплачивает производитель независимо от того, реализуется она оптовикам или в розничную сеть. Указанным Законом N 86-ФЗ в ст. ст. 196 и 197 НК РФ с 1 января 2005 г. внесена поправка, изменившая определение понятия "режим налогового склада". Так, если ранее для оптовых организаций режим налогового склада распространялся на алкогольную продукцию с момента ее поступления на акцизный склад до момента отгрузки организации, осуществляющей розничную реализацию, то с 1 января 2005 г. режим налогового склада завершится и в случае отгрузки оптовой организацией алкогольной продукции с акцизного склада собственному структурному подразделению, осуществляющему оптовую реализацию.

Напомним, что по-прежнему при отгрузке алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации акциз не начисляется.

В каких же случаях при отгрузке алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций с 1 января 2005 г. должен начисляться акциз, а в каких - нет?

Как определено ст. 195 НК РФ, акцизы начисляются в момент завершения действия режима налогового склада. Таким моментом, как следует из ст. 197 НК РФ, считается отгрузка (передача) алкогольной продукции с акцизного склада организации оптовой торговли:

а) организациям розничной торговли и общественного питания;

б) структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию.

Хотелось бы обратить внимание на очень важный вопрос: всегда ли нужно начислять акциз при отгрузке алкогольной продукции с акцизного склада оптовой организации своему структурному подразделению, осуществляющему оптовую реализацию? Ведь организация может учредить несколько акцизных складов, на которые будет помещать алкогольную продукцию, а может иметь в своей структуре и такое подразделение, которое не является акцизным складом, но также осуществляет оптовую реализацию алкогольной продукции.

Пунктом 2 ст. 197 НК РФ предусмотрено, что режим налогового склада распространяется на все акцизные склады, учреждаемые организацией. А п. 2 ст. 196 НК РФ установлено, что в период действия режима налогового склада акциз не начисляется. Из этого следует, что, если алкогольная продукция отгружается с одного акцизного склада на другой акцизный склад, являющийся структурным подразделением этой же организации, режим налогового склада продолжает действовать.

Следовательно, при отгрузке оптовой организацией алкогольной продукции на акцизный склад, являющийся структурным подразделением этой же организации, акциз не начисляется. Но если эта продукция будет отгружаться оптовой организацией на структурное подразделение, не имеющее статус акцизного склада, то в этом случае дата отгрузки алкогольной продукции и будет датой начисления акциза.

С учетом этого новая форма рассматриваемой декларации существенно сократилась, поскольку стало меньше количество видов алкогольной продукции, которые могут реализовываться с акцизных складов оптовой торговли.

Декларация содержит разд. 1, в котором указываются суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет по соответствующему сроку, и сумма, начисленная к уменьшению в случае образования отрицательной разницы между начисленной суммой акциза и суммой налоговых вычетов по итогам налогового периода (эта строка появилась в разд. 1 впервые).

Напомним, что согласно ст. 204 НК РФ уплата акцизов при реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли осуществляется в два срока - не позднее 25-го числа отчетного месяца и не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Декларация представляется по месту реализации алкогольной продукции с акцизных складов не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В разд. 2 расчет суммы акциза осуществляется исходя из 80% от установленной ставки акциза для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, за исключением вин, и исходя из 65% от установленной ставки акциза для вин.

Все показатели, по которым ведется расчет в указанном разделе, приведены в графе 1. В частности, предусматривается расчет суммы авансового платежа, исчисленного исходя из фактической реализации с 1-го по 15-е число отчетного месяца, и расчет суммы акциза, подлежащей уплате по итогам налогового периода. В случае образования отрицательной разницы по итогам расчета за месяц она отражается в строке 110 разд. 2, откуда потом и переносится в разд. 1. Если по результатам расчета получается положительная величина, то в разд. 1 декларации переносятся данные строк 90 и 100.

В Приложении 1 к указанной декларации осуществляется расчет налоговой базы по каждому виду подакцизных товаров. При этом производится пересчет объема фактически реализованной продукции на безводный спирт. Обратите внимание, теперь в приложении не нужно указывать наименования алкогольных изделий (поскольку это не имеет существенного значения для расчета акциза), достаточно указать содержание спирта в них. Причем указывается не фактическое содержание спирта, а то, которое предусмотрено в нормативно-технической документации по производству алкогольной продукции.

Приложение 2 к декларации заполняется, если алкогольная продукция реализовывалась с акцизного склада одной оптовой организации на акцизный склад другой оптовой организации. Оно предназначено для отражения в нем объемов отгруженной алкогольной продукции.

Декларация по акцизам на нефтепродукты

Основными причинами, вызвавшими необходимость внесения изменений в указанную декларацию, являются индексация с 01.01.2005 ставок акцизов на нефтепродукты в соответствии с Законом N 86-ФЗ, новый порядок уплаты акцизов во взаимной торговле с Белоруссией. Кроме того, ставилась задача сокращения объема декларации, поскольку в ее прежнем варианте, утвержденном Приказом МНС России от 10.12.2003 N БГ-3-03/675@, с учетом приложений у крупных налогоплательщиков он составлял не одну сотню страниц.

Декларация по акцизам на нефтепродукты состоит из титульного листа, двух разделов и пяти приложений.

Титульный лист новой декларации по сравнению с действовавшей ранее изменился несущественно. Он по-прежнему состоит из двух страниц. Теперь на первой из них индивидуальные предприниматели указывают свой основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП). А вот вторую страницу титульного листа им заполнять не надо. Напомним: раньше в нее вписывали свои данные индивидуальные предприниматели, руководители и главные бухгалтеры, у которых не было ИНН. Теперь же эту страницу заполняют только руководители и главные бухгалтеры (в случае отсутствия у них ИНН).

Раздел 1. Остановимся более подробно на изменениях в указанном разделе декларации, поскольку раньше возникало много вопросов при его заполнении в случае представления декларации по месту нахождения обособленного подразделения организации, если возникала отрицательная разница между начисленной суммой акциза и суммой налоговых вычетов.

В разд. 1 по строке 030 указывается сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет и зачислению на указанный в строке 010 код бюджетной классификации.

По строке 040 указывается сумма акциза, подлежащая возмещению (зачету, возврату) из бюджета.

По бензину автомобильному в разд. 1 декларации отражается конечный результат по расчетам с бюджетом, который определяется следующим образом.

Сначала определяется сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно и по бензину автомобильному с иными октановыми числами (строка 360, графа 7 + строка 370, графа 7 табл. 2.2). Затем рассчитываем сумму превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно и суммой акциза по бензину автомобильному с иными октановыми числами (строка 410 + строка 420 графы 7 табл. 2.2). Далее из первой суммы вычитаем вторую. Положительный результат переносится в строку 030 разд. 1, отрицательный (но без знака "минус") отражается в строке 040 этого раздела. Таким образом, в разд. 1 декларации отражается сумма акциза, подлежащая уплате (либо возмещению из бюджета) по бензину автомобильному в целом, поскольку для бензина предусмотрен один код бюджетной классификации.

Если сумма акциза полностью уплачивается (подлежит возмещению) по месту нахождения головного подразделения налогоплательщика, строки 030, 040 заполняются на основании строк 360 - 450 п. п. 16, 17 табл. 2.2 разд. 2 декларации, в которых определяется сумма акциза по видам нефтепродуктов, подлежащая уплате в бюджет (или возмещению из бюджета) по организации в целом. В случае когда сумма акциза должна уплачиваться в бюджет (возмещаться из бюджета) по месту нахождения обособленных подразделений организации, строки 030, 040 заполняются на основании граф 6, 7 строк 080 - 120 табл. 2.3 разд. 2 декларации.

При заполнении показателей строк 030, 040 следует иметь в виду, что сумма акциза указывается в рублях путем заполнения ячеек, начиная с наименьшего разряда числа, справа налево, в остальных ячейках нули не указываются.

Рассмотрим пример заполнения разд. 1.

Пример. Организация "Альфа", имеющая свидетельство, осуществляющая деятельность только по месту нахождения организации, приобрела в отчетном налоговом периоде 200 т бензина марки Аи-76 и 300 т бензина марки Аи-92. В отчетном периоде были представлены реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа покупателя и другие документы, подтверждающие право на вычеты сумм акциза по бензину марки Аи-92 в размере 1 633 050 руб., отгруженному покупателю, имеющему свидетельство, в предыдущем налоговом периоде, в объеме 450 т. Ставка акциза на бензин марки Аи-76 составляет 2657 руб., а на бензин марки Аи-92 - 3629 руб.

1. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по бензину марки Аи-76, отражаемая в графе 7 по строке 360 разд. 2 декларации, составит:

200 т х 2657 руб. = 531 400 руб.

2. Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по бензину марки Аи-92, отражаемая в графе 7 по строке 370 разд. 2 декларации, будет равна 0. Это объясняется тем, что по итогам расчета получается отрицательная величина, поскольку сумма налоговых вычетов превышает начисленную сумму акциза:

300 т х 3629 руб. - 1 633 050 руб. = -544 350 руб.

3. Сумму превышения налоговых вычетов в размере 544 350 руб. укажем в строке 420 разд. 2 декларации.

4. Сумма, подлежащая отражению в строке 040 разд. 1, составит:

(531 400 руб. + 0 руб.) - (0 руб. + 544 350 руб.) = -12 950 руб. (указанная сумма в строку 040 разд. 1 переносится без знака "минус").

Основным является разд. 2. В нем рассчитываются налоговая база и сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет. Он состоит из таблиц 2.1, 2.2 и 2.3 и пяти Приложений.

Раздел 2 начинается с таблицы, в которой отражаются сведения о свидетельствах о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. При наличии свидетельства указываются его номер и дата выдачи. Если свидетельства нет, в соответствующей строке ставится прочерк.

Расчет суммы акциза производится в трех таблицах.

В табл. 2.1 определяется налоговая база по организации в целом. Объем нефтепродуктов указывается в натуральной величине (в тоннах). В таблице отражаются данные по каждой операции, признаваемой объектом налогообложения.

В табл. 2.2 исчисляется общая сумма акциза по облагаемым операциям. Для этого ставка акциза умножается на соответствующую налоговую базу. В этой же таблице указываются налоговые вычеты по организации в целом. Обратите внимание: налоговые вычеты отдельно по каждому обособленному подразделению не рассчитываются. В конце табл. 2.2 определяется сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по организации в целом.

Табл. 2.1 "Расчет налоговой базы" и 2.2 "Расчет суммы акциза" входят не только в состав декларации, представляемой по месту нахождения головной организации. Они также включаются в декларации, которые сдаются по месту нахождения обособленных подразделений.

После расчета суммы акциза по организации в целом заполняется табл. 2.3. В ней определяется доля налоговой базы, приходящейся на обособленное подразделение.

Согласно п. 4 ст. 204 НК РФ сумма акциза, относящаяся к обособленному подразделению, рассчитывается исходя из доли налоговой базы, которая приходится на это обособленное подразделение. Доля налоговой базы, в свою очередь, определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов по налогоплательщику в целом.

Определив удельный вес объема реализации, приходящейся на обособленное подразделение, налогоплательщик рассчитывает сумму акциза, которая подлежит уплате по месту нахождения данного подразделения. Для этого сумма акциза, рассчитанная в табл. 2.2 по организации в целом, умножается на исчисленный показатель удельного веса, относящийся к обособленному подразделению.

Табл. 2.3 заполняется отдельно по каждому обособленному подразделению.

На практике может возникнуть ситуация, когда сумма налогового вычета превысит сумму начисленного акциза. Тогда между обособленными подразделениями распределяется не сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, а сумма превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза. Сумма акциза, подлежащая возмещению (зачету, возврату) по обособленному подразделению, определяется в том же порядке, т.е. исходя из удельного веса объема продукции, реализованной обособленным подразделением, в общем объеме продукции, реализованной организацией в целом.

Неотъемлемой частью декларации являются Приложения к ней. Изменения затронули Приложения 2 и 4. В них показывают, сколько нефтепродуктов было получено от поставщиков, не имеющих свидетельства (Приложение 2), и сколько нефтепродуктов было отгружено фирмам и предпринимателям, не имеющим свидетельства (Приложение 4).

Приложение 2 теперь разделено на четыре графы (вместо прежних шести). Здесь не надо указывать номера и даты счетов-фактур, а также стоимость товаров. Раньше по каждому поставщику нужно было заполнять отдельный бланк Приложения 2, а в каждую строку таблицы вписывали информацию по каждой конкретной поставке. Теперь каждая строка отведена для определенного вида нефтепродуктов. В таблицу заносят общие данные сразу по всем поставщикам (в графе 4 показывают общий объем того или иного вида нефтепродуктов, полученных за отчетный месяц).

Аналогично изменилось и Приложение 4. Теперь его не требуется заполнять на каждого покупателя. Соответственно отпала необходимость указывать здесь номера и даты счетов-фактур и стоимость отгруженной продукции. В каждую строку вписывают данные по конкретному виду нефтепродуктов - общий объем этого вида, отгруженный за отчетный месяц. Надо сказать, что из Приложения 4 налоговые органы узнают о том, какая сумма акциза не подлежит зачету. Ведь налогоплательщик имеет право на налоговый вычет, в частности, по тем акцизам, которые были начислены по нефтепродуктам, отгруженным лицам, имеющим свидетельство.

Декларация по акцизам на табачные изделия

В 2004 г. производители табачных изделий заполняли декларацию по акцизам на подакцизные товары, за исключением алкогольной продукции, реализуемой с акцизных складов оптовых организаций, и нефтепродуктов. Необходимость разработки отдельной декларации по акцизам на табачные изделия вызвана изменениями в порядок расчета акциза на этот вид подакцизных товаров, внесенными Законом N 86-ФЗ.

Новая декларация, утвержденная Приказом N 32н, состоит из титульного листа, разд. 1 "Сумма акциза на табачные изделия, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика", разд. 2 "Расчет суммы акциза на табачные изделия", разд. 3 "Расчет суммы акциза по табачным изделиям, применение освобождения от налогообложения акцизами по которым документально не подтверждено", разд. 4 "Предъявленные к возмещению суммы акциза по табачным изделиям, факт экспорта которых документально подтвержден в налоговом периоде" и Приложений к декларации 1 "Расчет налоговой базы по виду табачного изделия (на внутреннем рынке)" и 2 "Реализация в налоговом периоде табачных изделий на экспорт. Как видим, структура декларации по акцизам на табачные изделия отличается от других деклараций по акцизам.

Титульный лист декларации на табачные изделия заполняется аналогично титульному листу декларации, предназначенной для заполнения организациями, реализующими алкогольную продукцию с акцизных складов оптовой торговли. Общим здесь является то, что лицензия на производство табачных изделий выдается только организациям, т.е. юридическим лицам, соответственно, в титульном листе нет показателей, предназначенных для заполнения индивидуальными предпринимателями.

В разд. 1 декларации указываются: код бюджетной классификации и суммы, подлежащие уплате на этот код по сроку 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и по сроку 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным (согласно ст. 204 НК РФ уплата акцизов производится в два срока равными долями). В этом разделе предусмотрен также показатель "сумма акциза, начисленная к уменьшению", который заполняется в случае, если по расчету за налоговый период образовалась отрицательная разница за счет превышения налоговых вычетов над начисленной суммой акциза.

В разд. 2 производится расчет суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет. Причем методика расчета акцизов на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра принципиально отличается от других табачных изделий. Это связано не только с тем, что на сигареты установлены комбинированные ставки акциза, но и с другими особенностями методики расчета акциза. Чтобы понять, как производится расчет, нужно рассмотреть суть тех изменений в ст. 193 НК РФ в части ставок акциза на сигареты, которые произошли в связи с принятием Закона N 86-ФЗ.

Как известно, на эти виды табачных изделий установлены смешанные (комбинированные) ставки акциза. Специфическая составляющая ставки, установленная в руб. и коп. за 1 тыс. шт., проиндексирована на 8%, а адвалорная (в процентах к стоимости табачных изделий) - повышена с 5 до 8%.

Так, в 2005 г. ставка на сигареты с фильтром составит 65 руб. за 1000 шт. плюс 8% от их стоимости по отпускным ценам без учета акциза и НДС. Но при этом установлено дополнительное условие о том, что сумма акциза не может составлять менее 20% отпускной цены. Если полученная в результате расчета сумма акциза будет меньше, то акциз должен рассчитываться как 20% отпускной цены. На сигареты без фильтра и папиросы акциз определяется в аналогичном порядке.

При этом законом установлено, что под отпускной ценой понимается стоимость реализованных (переданных) сигарет или папирос, исчисленная исходя из рыночных цен, определенных в соответствии с положениями ст. 40 НК РФ, без учета акциза и НДС.

Рассмотрим на условном примере порядок расчета акциза.

Пример. В январе 2005 г. табачная фабрика реализовала 400 000 сигарет с фильтром по отпускной цене (без учета акциза и НДС) 250 000 руб.

По строке 110 разд. 2 в графе 5 укажем 400 (объем реализованных на территории Российской Федерации сигарет с фильтром, в тыс. шт.). В графе 6 - ставку акциза 65 руб. В графе 7 отразим сумму акциза - 26 000 руб. (400 000 шт. : 1000 шт. х 65 руб.).

Все эти показатели перенесем в строку 100. Они повторятся, поскольку в нашем примере отсутствует реализация сигарет на экспорт.

По строке 140 в графе 5 отражаем стоимость реализованных сигарет - 250 000 руб. Ставка акциза уже указана в графе 6 - 8%. Сумма акциза указывается в графе 7 - 20 000 руб. В строку 130 перенесем данные строки 140.

Затем заполним строку 160. В графе 5 укажем стоимость реализованных сигарет - 250 000 руб. Ставка акциза, отраженная в графе 6, - 20% от стоимости сигарет. В графе 7 укажем сумму акциза - 50 000 руб.

Таким образом, в нашем примере сумма акциза, рассчитанная с учетом комбинированной ставки, составит 46 000 руб. (26 000 руб. по строке 100 графы 7 плюс 20 000 руб. по строке 130 этой же графы).

46 000 руб. меньше суммы акциза, рассчитанной в графе 7 по строке 160, поэтому начисленная сумма акциза будет равна сумме, отраженной по строке 160. Она равна 50 000 руб. Перенесем эту сумму в строку 090.

Таким образом, в нашем примере акциз должен определяться как 20% от отпускной цены.

Аналогичный порядок применяется и при определении акцизов на сигареты без фильтра и папиросы.

По другим видам табачных изделий сумма акциза рассчитывается путем умножения налоговой базы (т.е. объема реализованных подакцизных товаров) на ставку акциза.

Раздел 3 декларации заполняется, если налогоплательщик не представил в течение 180 дней со дня отгрузки подакцизных товаров на экспорт документы, предусмотренные п. 7 ст. 198 НК РФ, подтверждающие правомерность освобождения от уплаты акцизов. Важно заметить, что операции по реализации табачных изделий, факт экспорта которых документально не подтвердился в установленный срок, должны отражаться в декларации за тот месяц, в котором производилась их отгрузка. Следовательно, разд. 3 заполняется только при представлении уточненной декларации за тот налоговый период, в котором осуществлялась отгрузка товаров, факт экспорта которых не подтвердился.

В этом же разделе отражается налоговая база и соответствующая сумма акциза по табачным изделиям, реализованным в республику Беларусь, если по истечении 90 дней с даты отгрузки в налоговый орган не представлены документы, предусмотренные п. 2 разд. II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

В разд. 4 декларации отражаются суммы акциза, предъявленные к возмещению по тем товарам, которые были реализованы на экспорт, если освобождение от уплаты акцизов при их экспорте не производилось. Указанные суммы отражаются в карточках лицевых счетов налогоплательщиков только после соответствующей проверки налоговым органом и принятия решения о возможности возмещения акциза.

В Приложении 1 дается расшифровка налоговой базы по операциям, совершенным в отчетном налоговом периоде с табачными изделиями. Перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, приведен в этом Приложении. Налогоплательщику нужно заполнить здесь только одну графу - налоговая база. По сигаретам с фильтром и без фильтра указанное приложение заполняется два раза - для отражения в нем налоговой базы в натуральном выражении (в тыс. шт.) и по стоимости в отпускных ценах (без акциза и НДС).

В Приложении 2 отражаются данные о реализации в налоговом периоде объемов табачных изделий, вывезенных за пределы территории Российской Федерации.

Н.Нечипорчук

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

13.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет основных средств при применении в организации ЕНВД и УСН ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 28) >
Статья: <Документы для бухгалтера от 13.07.2005> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 28)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.