Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Привлечение к налоговой ответственности (Окончание) ("Финансовая газета", 2005, N 28)



"Финансовая газета", 2005, N 28

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", N N 25, 27, 2005)

Ответственность свидетеля налогового правонарушения

Согласно ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин. Под уважительными причинами, как правило, понимаются болезнь, препятствующая явке, необходимость ухода за больным членом семьи и т.п. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.

Ответственность за отказ эксперта,

переводчика или специалиста от участия

в проведении налоговой проверки,

дача заведомо ложного заключения или осуществление

заведомо ложного перевода

Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты.

Эксперты - организации или физические лица, обладающие необходимыми специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК РФ). Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями и навыками и не заинтересованное в исходе дела (п. 1 ст. 96 НК РФ). Переводчик - не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, либо понимающее знаки глухого или немого физического лица (п. 2 ст. 97 НК РФ).

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Ответственность за неправомерное несообщение сведений

налоговому органу

Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФ предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, штраф составит 5 тыс. руб.

Обстоятельства, смягчающие ответственность

Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ возможно снижение размера штрафов, налагаемых на основании НК РФ за совершение налоговых правонарушений, в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. В частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за них.

Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно.

Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств.

В соответствии с п. 1 ст. 112 обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Отметим, что в силу указанной формулировки п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, которые могут быть признаны судами в качестве смягчающих ответственность, является открытым.

Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в совместном Постановлении от 11.06.1999 N 41/9 указали на следующее. Учитывая, что п. 3 ст. 114 НК РФ указывает лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в 2 раза. Например, ФАС Центрального округа постановил признать довод суда о необходимости при определении размера ответственности за допущенные нарушения применить положения ст. ст. 112 и 114 НК РФ и снизить размер штрафов в 30 раз по налогу на пользователей автомобильных дорог и налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (см. Постановление ФАС Центрального округа от 05.08.2002 N А64-508/02-15).

Обжалование решений налоговых органов

о привлечении к налоговой ответственности

Законодательство предусматривает два порядка обжалования решений налоговых органов - досудебный и судебный.

Как показывает практика, в настоящее время налогоплательщики редко используют право на обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а сразу подают иски в судебные инстанции. Хотя досудебный порядок, по нашему мнению, имеет ряд неоспоримых преимуществ:

жалоба в вышестоящий орган подается в свободной форме;

жалоба не может быть оставлена без движения;

основания для возврата жалобы минимальны;

за подачу жалобы не уплачивается государственная пошлина.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права налогоплательщика впоследствии обжаловать решение налогового органа в судебном порядке. Рассмотрение споров в досудебном порядке осуществляется в соответствии с Регламентом рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденным Приказом МНС России от 17.08.2001 N БГ-3-14/290.

Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.

Имеется ряд случаев, когда жалоба не будет рассмотрена налоговым органом, а именно:

пропущен срок подачи жалобы, соответствующий ст. 139 НК РФ;

отсутствуют указания на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;

жалоба подана лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26 - 29 НК РФ);

имеется документально подтвержденная информация о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом;

налоговым органом получена информация о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.

К жалобе могут быть приложены:

акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права;

акт налоговой проверки;

первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;

иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, то указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.

По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (его заместителем) принимается решение. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию НК РФ не предусмотрено.

Статьи 137 и 138 НК РФ и ст. 22 АПК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа (решения о привлечении к налоговой ответственности), а также действия или бездействия его должностных лиц. Для этого налогоплательщику необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности.

В заявлении должны в обязательном порядке содержаться следующие сведения:

наименование арбитражного суда, в который подается заявление, по общему правилу заявление подается по месту нахождения ответчика (налогового органа);

наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, то его место жительства, дата и место рождения, место работы или дата и место государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия, бездействие;

название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением, действиями, бездействием;

законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение, действия, бездействие;

требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений, действий, бездействия - незаконными;

перечень прилагаемых к заявлению документов;

ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта, решения.

На основании ст. 126 АПК РФ к заявлению необходимо приложить:

уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.

Налогоплательщик к заявлению должен приложить по возможности копии следующих документов:

свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия на подписание заявления.

К заявлению должен быть также приложен текст оспариваемого решения.

Копии заявления и приложенных к нему документов должны быть направлены другим лицам, участвующим в деле (налоговому органу и иным - при их наличии).

Если заявление об обжаловании решения налогового органа подписано представителем истца, то к заявлению прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия на предъявление иска (заявления); если заявление подписано руководителем организации, то к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие служебное положение руководителя, а также учредительные и иные документы организации.

Ю.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

13.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"ГЛАВА 25 НК РФ. НАЛОГОВЫЙ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ" (Авдеев В.Ю.) ("Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97", 2005) >
Вопрос: Какую ставку налога следует применять к доходам в виде дивидендов, относящихся к постоянному представительству иностранной организации? ("Финансовая газета", 2005, N 28)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.