Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правовое регулирование кассовых операций и наличных денежных расчетов (Начало) ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 7)



"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

И НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ

Основы ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и иными организациями установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. В силу п. 44 указанного Порядка его правила распространяются только на организации.

Согласно этому документу все наличные деньги, поступающие хозяйствующим субъектам, в обязательном порядке должны быть документально оприходованы. Выдачу наличных денег также необходимо оформлять документально.

Основные денежные документы - приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов: договоров, заявлений и т.п. В кассовой книге должны быть отражены все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню.

Получателем средств выступает руководитель предприятия, учреждения, иной организации или специально уполномоченное им должностное лицо. Указанными лицами подписываются приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях.

На предприятии, в учреждении, иной организации (далее - организация) наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, специально установленного обслуживающим его банком для данного юридического лица с учетом его потребности в наличных деньгах. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе может оставаться (в пределах установленного лимита) лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в правительственных постановлениях или в нормативных актах Банка России.

Регулирование кассовых операций относится к функциям ЦБ РФ. Правовой основой такой регулирующей функции является Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Детально порядок ведения кассовых операций регламентируется Банком России в его нормативных актах, обязательных для исполнения всеми банками, предприятиями, учреждениями и иными организациями вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности.

Следует также упомянуть Указ Президента РФ от 14.06.1992 N 622 "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения", которым установлено, что все организации:

- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;

- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке через учреждения банков;

- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций;

- обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банков;

- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

Применение контрольно-кассовой техники

Необходимо отметить, что устанавливаемые ЦБ РФ правила ведения кассовых операций не остаются неизменными. Они корректируются в зависимости от потребностей денежного обращения, финансовой и экономической систем в целом. Поэтому одним из этапов правового регулирования стало установление специального порядка ведения кассовых операций для субъектов, получающих от населения деньги за продаваемые товары, оказываемые услуги и выполняемые работы. Цель - обеспечить точный учет доходов для нужд налогообложения, защитить права граждан-потребителей.

Специальный порядок ведения кассовых операций первоначально регламентировался Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", который был принят по инициативе Счетной палаты РФ.

Этот Закон устанавливал, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

На указанные субъекты Закон возложил ряд обязанностей, в том числе: иметь контрольно-кассовые машины, регистрировать, использовать для осуществления денежных расчетов с населением только исправные машины, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору между покупателем (клиентом) и хозяйствующим субъектом, обеспечивать работникам налоговых органов и центров технического обслуживания контрольно-кассовых машин беспрепятственный доступ к ним.

Кроме того, Закон обязывал субъектов, осуществляющих торговые операции и операции по оказанию услуг, вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Затем был принят Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", согласно которому с 27.06.2003 выдавать кассовый чек стало необходимо не только при расчетах с населением, но и в случае, если покупатель - юридическое лицо. То есть независимо от статуса покупателя или заказчика (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) при расчетах наличными деньгами (или с использованием платежной карточки) ему положено выдать кассовый чек.

Таким образом, можно утверждать, что специальный порядок ведения кассовых операций с применением ККМ стал общим требованием при осуществлении наличных денежных расчетов за товары, работы, услуги.

Установив новый порядок ведения наличных денежных расчетов, законодатель не ответил на вопрос: как соотносится Закон N 54-ФЗ и Порядок ведения кассовых операций, предусматривающий при приеме наличных денег оформление приходных (расходных) ордеров. В результате непонятно, нужно ли теперь выдавать покупателю квитанцию к приходному кассовому ордеру; достаточно ли кассового чека, чтобы подтвердить затраты и принять к вычету НДС. На практике каждый субъект решает эти проблемы самостоятельно.

Раньше, получая деньги от фирмы, бухгалтер сразу же приходовал их в кассу. Представителю фирмы выдавали накладную или акт выполненных услуг (работ), счет-фактуру и квитанцию к приходному кассовому ордеру. Сейчас полученные деньги нужно сначала провести по кассе. В этом случае оформить привычную квитанцию к приходно-кассовому ордеру уже не получится, так как оплату от покупателя принимает кассир-операционист. Деньги в центральную кассу он сдает только в конце рабочего дня, причем на всю сумму наличности, полученную за день, бухгалтер должен оформить только один приходно-кассовый ордер.

Таким образом, вместо квитанции к приходному кассовому ордеру теперь придется выдавать кассовый чек. Достаточно ли этого покупателю, чтобы подтвердить затраты и принять к вычету НДС? Ответы представителей ФНС России крайне противоречивы: одни чиновники заверяют, что кассового чека хватит, по мнению других - он будет лишь дополнением к прочим документам.

Возникает вопрос: подтверждает ли чек затраты организации? Ведь налоговая инспекция может заявить, что кассовый чек не является первичным документом, доказывающим, что у фирмы были расходы. Согласно же Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все операции должны быть подтверждены документами, составленными на типовых бланках. А те из них, для которых бланки не разработаны, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона (например, наименование документа, дату, подпись должностного лица). В чеке ККМ многие из этих данных отсутствуют.

Однако нужная информация может содержаться не только в чеке, но и в других документах, свидетельствующих о факте покупки. Если осуществляется продажа товаров населению, то помимо кассового чека покупателю можно выдавать товарный чек. В нем указано, за что уплачены деньги, а также присутствует личная подпись кассира и наименование его должности. При продаже товара организациям такие сведения, как наименование купленных ценностей и их стоимость, отражаются в товарной накладной.

Более того, как показывает арбитражная практика, отсутствие в первичном документе тех или иных реквизитов еще не означает, что хозяйственной операции не было (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.11.1998 N 512/98).

После введения правила об обязательном применении организациями ККТ возникли вопросы о принятии НДС к вычету: можно ли и каким образом принять НДС к вычету, если его нет в кассовом чеке?

Большинство аналитиков считают, что принять к вычету НДС можно и по тем расчетным документам, в которых НДС отдельно не выделен, в том числе по кассовому чеку. Порядок применения налоговых вычетов закреплен в ст. 172 НК РФ, а там назван только один документ, который нужен, чтобы получить вычет, - счет-фактура. Поскольку сумма налога входит в стоимость реализуемых товаров (п. 1 ст. 168 НК РФ), установить, что НДС был действительно уплачен продавцу, можно, сверив сумму, указанную в чеке, с договорной стоимостью проданных товаров. Они должны быть одинаковыми.

В то же время п. 4 ст. 168 НК РФ требует, чтобы в платежных документах сумма НДС также была выделена отдельной строкой. Заметим, что в большинстве случаев кассовые аппараты могут пропечатывать в чеках суммы налогов, входящих в стоимость покупки. Однако при расчетах с населением этого не требовалось, поэтому во многих машинах такая функция не была налажена. В подобной ситуации необходимо обратиться в центр технического обслуживания для перепрограммирования ККМ. Если же машину настроить не получится, эксперты советуют выдавать покупателям приложение к чеку, в котором сумма налога будет указана отдельно. Форму этого документа нужно утвердить как элемент учетной политики <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Зорина М. Кассовый чек вместо "приходника" // Практическая бухгалтерия. 2003. N 7.

Следует отметить, что приходные кассовые ордера нельзя считать бланками строгой отчетности, дающими право осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.11.1996 N 3833/96). Приходные кассовые ордера предназначены для учета кассовых операций, а не для оформления расчетов с населением. Кроме того, форма N КО-1 "Приходный кассовый ордер" была утверждена не Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией, как это установлено для бланков строгой отчетности, а Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88.

Аналогичный вывод можно сделать и применительно к счетам-фактурам. Они предназначены для целей исчисления НДС и подтверждают право на возмещение входного НДС. Форма счета-фактуры утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Некоторые УФНС России взяли на себя смелость ответить на ряд поставленных вопросов, однако, как выяснилось, единого мнения по спорным моментам у налоговиков нет. Так, Краснодарское и Московское УФНС России считают, что в дополнение к кассовому чеку организациям нужно выписывать еще и квитанцию к приходному ордеру (Письма УМНС России по Краснодарскому краю от 07.07.2003 N 2.24-05-254, УМНС России по г. Москве от 23.07.2003 N 29-08/41041). В Карелии, напротив, полагают, что этого делать необязательно: выручку можно оприходовать в конце дня одним ордером.

Поскольку официальных разъяснений на сей счет не последовало, надлежит, как и ранее, руководствоваться Порядком ведения кассовых операций от 22.09.1993 N 40, согласно которому деньги в кассу фирмы нужно принимать по приходным ордерам. Причем поступать в кассу они могут как сразу (при получении от фирмы), так и вечером - от кассира-операциониста, сдающего выручку. Никакого нарушения в этих случаях нет, все будет зависеть от порядка, установленного в организации.

Перечень видов деятельности, при осуществлении которых наличные денежные расчеты могут производиться без применения ККТ, теперь содержится в самом Законе.

Согласно Закону N 54-ФЗ от применения ККТ освобождаются хозяйствующие субъекты, занимающиеся продажей газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ; продажей ценных бумаг, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. Право не использовать ККТ имеют также организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:

- разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи);

- продажу в пассажирских вагонах поезда чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- торговлю в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, а также торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, в развал овощами и бахчевыми культурами.

Производить наличные денежные расчеты без применения ККТ Закон разрешает при торговле на рынках, ярмарках и в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Применение ККТ, исключенной из государственного реестра

В соответствии с Поручением Президента РФ от 13.12.2001 Пр-2184 на территории РФ осуществляется внедрение контрольно-кассовых машин с криптографической защитой фискальных данных. В этой связи согласно Письму МНС России от 12.05.2004 N 33-0-11/327 "Об исключении из государственного реестра моделей контрольно-кассовых машин и версий моделей" с 1 июля, 1 сентября и 1 октября 2004 г. часть ККТ не подлежит регистрации в государственном реестре.

На практике возник вопрос: как долго можно эксплуатировать кассовый аппарат после того, как соответствующая модель исключена из реестра? Первоначально МНС России изложило свою позицию в Письме от 20.09.2004 N 33-0-11/593.

Налоговые органы полагали, что ККТ, исключенную из реестра, можно использовать столько лет, сколько техника амортизируется как основное средство при расчете налога на прибыль. То есть если аппарат стоит больше 10 тыс. руб., его следует эксплуатировать 5 - 7 лет как основное средство, включенное в четвертую амортизационную группу классификатора основных средств, а если ККТ стоит меньше 10 тыс. руб., ее нельзя использовать с момента исключения из реестра - ведь подобная техника не является амортизируемым имуществом.

В Письме разъясняется, что согласно п. 5 ст. 3 Закона N 54-ФЗ в случае исключения ранее применявшихся моделей ККТ из государственного реестра их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока амортизации.

Стоимость ККТ списывается на расходы организации путем начисления амортизации. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ККТ введена в эксплуатацию (п. 21 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и п. 2 ст. 259 НК РФ).

Нормы амортизации определяются исходя из срока полезного использования объекта основных средств (разд. III ПБУ 6/01 и п. 3 ст. 259 НК РФ). Этот срок устанавливается на дату ввода объекта в эксплуатацию в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Что касается числящихся в организации кассовых аппаратов со стоимостью менее 10 тыс. руб., то начисление амортизации по ним осуществляется по специально установленным правилам. Об этом говорится в Письме МНС России от 19.07.2001 N БГ-6-02/559 "О применении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".

В случае исключения из государственного реестра моделей кассовых аппаратов, амортизация по которым не начислялась, их дальнейшая эксплуатация не допускается.

В Письме Минфина России от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56 о применении ККТ при ее исключении из госреестра еще раз подтверждена позиция, согласно которой, если законодательством начисление амортизации по ККТ не предусмотрено и модель ККТ исключена из государственного реестра, дальнейшее ее использование невозможно.

Однако, по мнению автора, для тех, кто использует устаревшую ККТ стоимостью менее 10 тыс. руб., не все так безнадежно. В течение 2000 - 2002 гг. бухгалтерский учет основных средств претерпел ряд изменений. Так, вследствие внесения Приказом Минфина России от 18.05.2002 N 45н изменений в ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств повысилась и стала не более 10 тыс. руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей (прежде было закреплено - не более 2 тыс. руб. за единицу). Стоимость таких объектов можно списывать на затраты на производство по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Узнав об этом изменении, большинство бухгалтеров решило срочно пересмотреть установленный в учетной политике лимит и списать все объекты основных средств стоимостью менее 10 тыс. руб. за единицу по состоянию на 01.01.2002, забыв о норме, приведенной в п. п. 14 и 20 ПБУ 6/01, согласно которой срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости объектов основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается лишь в случаях достройки, дооборудования, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств, а также при улучшении (повышении) первоначально принятых показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации (пересматривается срок полезного использования по этому объекту).

Кроме того, новое стоимостное ограничение, установленное Приказом Минфина России от 18.05.2002 N 45н, касается только тех основных средств, которые введены в эксплуатацию, начиная с бухгалтерской отчетности 2002 г., и распространяется на объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету с 01.01.2002.

Вскоре и МНС России отказалось от прежнего толкования, отменив Письмо от 01.10.2004 N 33-0-11/609.

Итак, с 01.10.2004 на налоговый учет ставят только те модели ККМ, которые снабжены чипом ЭКЛЗ (электронная кассовая лента защищенная). Несовершенство чипов и их огромный дефицит (их выпускает один завод и детали распределяются по квотам) подтверждают помимо самих предпринимателей представители налоговых органов и сотрудники центров технического обслуживания.

В соответствии с Положением о продаже и обслуживании контрольно-кассовой техники (утв. Решением Государственной межведомственной экспертной комиссии от 06.03.1995 N 2/18-95) ЦТО обязан в течение 36 часов с момента подачи заявки (в городских условиях) либо отремонтировать ККТ, либо в те же сроки выдать клиенту кассовый аппарат из резерва. Если сломалась машина с ЭКЛЗ, на время замены центр должен предоставить аппарат с новым чипом.

Использование бланков строгой отчетности (БСО)

Закон N 54-ФЗ, как и ранее действовавший Закон N 5215-1, предусматривает альтернативные варианты оформления расчетов. Так, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, определяющее новые требования к бланкам строгой отчетности, а также порядок их утверждения, учета, хранения и уничтожения.

Принятие Постановления N 171 разрешило много давно назревших вопросов, однако часть проблем так и не получила должного правового регулирования. В частности, не понятно, зачем Минфину под каждый вид услуги, а их согласно Общероссийскому классификатору услуг населению около 300, утверждать отдельный бланк отчетности, ведь основное назначение БСО - контроль за выручкой, а не отражение специфики того или иного вида деятельности.

Попытки систематизировать имеющиеся БСО предпринимались (Письма Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320, от 22.06.1995 N ЮУ-4-14/29н, Письмо МНС России от 07.04.1999 N ВГ-6-16/222), но единого нормативно-правового акта, разрешающего этот вопрос, пока нет.

Сравним некоторые аспекты нового и старого правового регулирования.

1. Право утверждения новых форм бланков строгой отчетности закреплено, как и раньше, за Минфином России. Утверждаться новые формы бланков будут по инициативе заинтересованных органов государственной власти, Банка России, организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности в какой-либо сфере услуг. Одновременно бланки могут использовать любые организации и предприниматели, оказывающие услуги, для которых утвержден бланк.

Согласно названному Положению к обращению в Минфин России прилагаются:

а) описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя);

б) эскиз бланка (его художественно-графическое оформление);

в) предложение по обеспечению защиты бланка от подделок;

г) инструкция по заполнению бланка;

д) рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка.

2. Постановлением N 171 установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с прежними требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности, но не позднее 01.01.2007.

3. К бланкам строгой отчетности, которые приравнены к чекам ККТ, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы.

Распространенная ошибка в практике - применение в качестве бланков строгой отчетности приходных кассовых ордеров и квитанций к ним (формы КО-1, утвержденной Центральным статистическим управлением СССР по согласованию с Госбанком СССР и Минфином СССР 12.10.1973 N 668, и пришедшей на смену формы, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). Как упоминалось, приходные кассовые ордера были утверждены органом статистики, а не Минфином России и не были согласованы с Государственной межведомственной экспертной комиссией, что не позволяло квалифицировать их как бланки строгой отчетности.

4. Согласно Постановлению N 171 бланки строй отчетности должны содержать 15 обязательных реквизитов, в том числе:

а) сведения об утверждении формы бланка;

б) наименование, шестизначный номер и серию;

в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) вид услуг;

ж) единицу измерения оказанных услуг;

з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

и) дату осуществления расчета;

к) наименование должности, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Из содержания таких реквизитов бланка, как сведения об изготовителе, наименование, ИНН, местонахождение, номер заказа и год его выполнения, тираж, серия, можно сделать вывод, что бланки должны быть изготовлены типографским способом, однако прямого указания об этом в Постановлении N 171 нет.

6. Ранее действовавший и новый порядки не предусматривают регистрации бланков строгой отчетности в налоговых органах. Порядок учета и хранения БСО изложен в Постановлении N 171.

7. В случае применения бланков наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт осуществляются в следующем порядке:

а) при оплате услуг наличными денежными средствами организации и индивидуальные предприниматели:

- заполняют бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования);

- получают от клиента денежные средства;

- называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента;

- подписывают бланк (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования);

- называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно;

б) при оплате услуг с использованием платежной карты организации и индивидуальные предприниматели:

- получают от клиента платежную карту;

- заполняют бланк, за исключением места для подписи;

- вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте;

- подписывают бланк;

- возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Лимит расчета наличными

Организации вправе рассчитываться между собой наличными деньгами только в пределах лимита, устанавливаемого Банком России. В настоящее время такой лимит составляет 60 тыс. руб. по одной сделке (Указание Банка России от 14.11.2001 N 1050-У).

Из буквального толкования Указания N 1050-У следует, что предельный размер расчета наличными распространяется только на расчеты между юридическими лицами и не касается расчетов с участием индивидуальных предпринимателей.

Иногда налоговые органы ссылаются на Решение Верховного Суда РФ от 26.02.2004 N ГКПИ 04-163, в котором, по нашему мнению, Суд вышел за пределы своей компетенции, комментируя Указание N 1050-У. По мнению Суда, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, на сумму, превышающую 60 тыс. руб., в силу п. 2 ст. 861 ГК РФ должны производиться в безналичном порядке.

Далее Суд возвращается к обязанностям юридических лиц: указанный порядок обусловливает необходимость заключения юридическими лицами договоров банковского счета. То есть ничего не говорится об обязанности индивидуального предпринимателя открывать счет в банке <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Окончание статьи с изложением проблем осуществления контрольных функций и выявления субъектов ответственности читайте в следующем номере.

(Окончание см. "Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 8)

В.Д.Сенькин

Юрисконсульт

ООО "Нива-хлеб"

г. Орел

Подписано в печать

07.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Регистрация адвокатов в Пенсионном фонде РФ ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 7) >
Статья: Порядок налогообложения прибыли при наличии обособленных подразделений ("Все о налогах", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.