Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Все ненужное - на слом, соберем металлолом (по материалам решений судов первой, кассационной инстанции по делу N А28-4148/04-136-16 и Постановления надзорной инстанции N 12126/04) ("Налоговые споры", 2005, N 8)



"Налоговые споры", 2005, N 8

ВСЕ НЕНУЖНОЕ - НА СЛОМ, СОБЕРЕМ МЕТАЛЛОЛОМ

(ПО МАТЕРИАЛАМ РЕШЕНИЙ СУДОВ ПЕРВОЙ,

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ДЕЛУ N А28-4148/04-136-16

И ПОСТАНОВЛЕНИЯ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ N 12126/04)

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

ООО "СТЭП" (далее - Общество).

Межрайонная инспекция МНС России N 2 по Кировской области (далее - налоговый орган).

Арбитражный суд Кировской области.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (далее - кассационная инстанция).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - Президиум ВАС РФ).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ДЕЙСТВОВАВШЕЕ В СПОРНЫЙ ПЕРИОД (2004 - 2005 ГГ.)

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ).

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин".

Споры о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при приеме от населения металлолома ведутся уже довольно давно. Хозяйствующие субъекты, принимающие от населения металлолом, в большинстве своем считали, что ККТ применять не нужно, так как законодательством данный вопрос не урегулирован. В качестве аргументов использовались выводы кассационной коллегии Верховного Суда РФ, изложенные в Определении от 19.12.2002 N КАС-02-624. Напомним, что в данном деле суд признал пп. "м" п. 2 Перечня отдельных категорий лиц, которые в силу специфики своей деятельности могут не применять ККТ, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Арбитражные суды в подобных спорах, как правило, признавали незаконными постановления налоговых органов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 22.06.2004 по делу N А26-1955/04-22, от 02.08.2004 по делу N А44-1489/С4-С9-А и от 07.12.2004 по делу N А13-11482/04-27АП).

Однако контролирующие органы, в первую очередь налоговые, продолжали настаивать на том, что правило обязательного применения ККТ на всей территории России всеми организациями и индивидуальными предпринимателями не предусматривает исключения для пунктов приема металлолома. В своих Письмах от 09.04.2004 N 33-0-11/281 и от 01.11.2004 N 33-0-14/684@ МНС России прямо указывало, что наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома должны производиться с обязательным применением ККТ.

Точку в затянувшемся споре поставил Высший Арбитражный Суд РФ. А началось все с того, что Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 10.03.2004 N 7 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Арбитражный суд требования Общества удовлетворил. Налоговый орган, естественно, обжаловал это решение суда, однако кассационная инстанция 16 июня 2004 г. оставила решение в силе.

Дела похожи, а результаты различны

Налоговики сдаваться не собирались и, имея на руках противоположное решение того же Арбитражного суда по другому аналогичному делу, обжаловали судебные акты в ВАС РФ.

В этом другом деле налоговики, доказывая необходимость применения ККТ, пошли от обратного.

В Законе о ККТ указано, что техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В п. 2 ст. 2 названного Закона предусмотрено следующее исключение из общего правила: организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ только в том случае, если, оказывая услуги населению, они выдают так называемые бланки строгой отчетности, которые приравниваются к кассовым чекам. Порядок утверждения формы таких бланков, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> В ближайших номерах нашего журнала будет опубликован материал о новых правилах применения бланков строгой отчетности. - Прим. ред.

Таким образом, для использования освобождения от применения ККТ Закон оговорил следующие обязательные условия:

- освобождение действует только в случае оказания возмездных услуг;

- услуги оказываются населению;

- обязательно требуется выдача бланков строгой отчетности.

Первый вопрос, который сразу же возникает: а что включают в себя возмездные услуги, оказываемые населению? По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

В случаях с приемом металлолома организации не принимают на себя обязанности совершить какие-либо действия или осуществить определенную деятельность. Сдатчик металлолома никакие услуги не оплачивает. Наоборот, денежные средства выплачиваются за сдачу металлолома физическим лицам.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона об отходах право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. Прием предприятием от населения стеклопосуды и утильсырья, включая металлолом, с оплатой их стоимости по своей сути является предусмотренным ст. 454 ГК РФ договором купли-продажи, по которому физическое лицо выступает в роли продавца, а предприятие - покупателя. Из этого следует, что исключение из общего правила по применению контрольно-кассовой техники, предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона о ККТ, не распространяется на организации, принимающие от населения металлолом.

Чем весомее аргументы, тем больше шансов на победу

Вернемся к делу, с которого мы начали. Обжалуя решение суда в порядке надзора в Президиум ВАС РФ, налоговый орган не стал буквально повторять аргументы, которые мы перечислили выше, он их несколько изменил.

Сферой регулирования Закона о ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки и заказывает услуги, т.е. обязанность применять ККТ не зависит от видов гражданско-правовых сделок. Данный вывод был сделан и в Постановлении Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16.

Закон о ККТ не регулирует договорные отношения между сдатчиком и приемщиком металлолома, а содержит императивную норму - применять ККТ, если при осуществлении торговых операций или оказании услуг осуществляются денежные расчеты с населением. Отсюда следует, что деятельность по приему металлолома от населения нельзя осуществлять без применения ККТ.

Если говорить о ст. 14.5 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг без применения ККТ, то она является бланкетной, т.е. ее толкование и применение невозможно без использования норм Закона о ККТ.

Таким образом, административная ответственность, предусмотренная ст. 14.5 КоАП РФ, не зависит от того, в каком качестве выступает организация (предприниматель), осуществляющая наличные денежные расчеты при приеме металлолома от населения.

Утверждение, что установленный законодателем порядок применения ККТ распространяется только на деятельность, связанную с продажей металлолома (как за наличный расчет, так и с использованием платежных карт), несостоятельно.

Вышеизложенная позиция налогового органа 8 января 2005 г. нашла поддержку у Президиума ВАС РФ. Суд отменил решение Арбитражного суда и постановление кассационной инстанции и принял новое решение - в удовлетворении требования Общества о признании незаконным и отмене постановления налогового органа о привлечении Общества к административной ответственности отказать.

Проиграв спор, остается только выбрать модель ККТ

Единственный вопрос, который остался неразрешенным и по сей день, это вопрос о том, какие модели ККТ должны использоваться при приеме от населения металлолома.

Если организация или предприниматель осуществляет только прием металлолома, т.е. кассовые операции связаны исключительно с выдачей клиентам денег за сданный населением металлолом, то использоваться могут любые модели ККТ, включенные в государственный реестр и разрешенные Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам для применения в торговле. Итоговые показания кассового аппарата за смену, зафиксированные в фискальной памяти, будут соответствовать сумме выданных денег за принятый металлолом.

Другое дело, если деньги от населения и принимаются, и выдаются. В таких случаях нужно применять модели ККТ, имеющие функции учета как продаж, при которых деньги поступают в кассу, так и покупок, при которых деньги из кассы расходуются. А по каждой из этих функций придется вести раздельный учет, в том числе и в фискальной памяти кассового аппарата.

В.В.Черезов

Специалист I категории

МРИ ФНС России N 2

по Кировской области,

референт налоговой службы

Подписано в печать

07.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: История одного прецедента (по материалам решений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу N А56-2650/04) ("Налоговые споры", 2005, N 8) >
Статья: Налоговая проверка на выезде - основные этапы ("Налоговые споры", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.