Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ("Налоговый вестник", 2005, N 8)



"Налоговый вестник", 2005, N 8

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В КАЧЕСТВЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

1. Общие положения

Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации.

В целях унификации законодательства и создания на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией субъектов предпринимательской деятельности, как того требует ст. 2 ГК РФ, Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (с учетом специфики названных субъектов), который осуществляется с вышеуказанной даты налоговыми органами.

Данное решение позволило приступить к реализации концепции "одного окна", основная цель которой состоит в сокращении административных барьеров, затрудняющих развитие индивидуального предпринимательства, и в оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.

2. Единый государственный реестр индивидуальных

предпринимателей и порядок внесения в него изменений

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях.

Таким образом, момент государственной регистрации связан законодателем именно с моментом внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр, реестр), который является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. Определение "федеральный" указывает на то, что на всей территории Российской Федерации должны использоваться единые методы и способы ведения реестра, предъявляться единые требования к оформлению записей в нем и к документам, на основе которых вносятся эти записи.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, в соответствии с которыми налоговые органы формируют и ведут реестр на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

В государственном реестре содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и отчество (если оно имеется) на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) пол;

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: "лицо без гражданства");

д) место жительства в Российской Федерации;

е) данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства;

ж) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

з) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в государственный реестр записи о государственной регистрации;

и) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

к) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

л) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

м) коды согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст;

н) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

- в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

- в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

- в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

о) сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра.

Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любого из сведений, содержащихся в государственном реестре, он обязан обратиться с соответствующей информацией в регистрирующий орган и представить Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, по форме N Р24001 <*>, а также копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Здесь и далее ссылки на формы согласно Приложениям к Постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Представление документов осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ (будет рассмотрен ниже при описании порядка регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя). При этом регистрирующий орган выдает заявителю расписку в получении документов в тот же день, если они были представлены заявителем непосредственно, либо высылает ее по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, если они поступили почтовым отправлением.

В срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов регистрирующий орган вносит в государственный реестр соответствующую запись, которой присваивается государственный регистрационный номер с указанием даты ее внесения. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую. При этом ранее зафиксированные сведения сохраняются.

Факт внесения записи в государственный реестр подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004, которое регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.

Если изменения связаны с переменой индивидуальным предпринимателем места жительства, регистрирующий орган после внесения в реестр соответствующей записи обязан переслать регистрационное дело в налоговый орган по новому месту жительства этого предпринимателя.

За регистрирующим органом закреплена обязанность по предоставлению выписок и справок из реестра каждому обратившемуся в налоговую инспекцию (будь то органы государственной власти, организации или граждане), что позволяет любому заинтересованному лицу при заключении сделки получать открытые и общедоступные сведения о своем контрагенте в случае направления запроса в налоговый орган. Налоговая инспекция обязана ответить в пятидневный срок на письменный запрос о предоставлении сведений из государственного реестра.

Вместе с тем сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются регистрирующим органом только в случае, если лицо, предъявившее документ, удостоверяющий его личность, лично представит запрос в налоговый орган. При этом регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

С целью исключения возможных нарушений прав граждан сведения о паспортных данных и банковских счетах индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Физическое лицо, представившее документ, удостоверяющий его личность, вправе обратиться в регистрирующий орган также с запросом о сопоставлении содержащихся в реестре сведений о конкретном предпринимателе со сведениями, указанными данным физическим лицом в своем запросе. На основании данного запроса регистрирующий орган ведет справку о соответствии сведений, изложенных в запросе, сведениям, содержащимся в государственном реестре.

Представление сведений из реестра осуществляется как бесплатно, так и на платной основе. Вышеуказанная информация предоставляется бесплатно государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления, правоохранительным органам и судам (по находящимся в производстве делам) и иным лицам, определенным федеральными законами, а также индивидуальному предпринимателю и лицу, утратившему этот статус (информация о нем и о физических лицах, получивших сведения о его месте жительства).

В остальных случаях сведения из государственного реестра предоставляются на платной основе: 200 руб. за каждый выданный документ, а за срочное предоставление информации - 400 руб. за каждый выданный документ.

Плата, взыскиваемая за предоставление сведений из государственного реестра, не относится к категории государственных пошлин и в доход какого-либо бюджета не поступает. Эти средства используются исключительно в целях создания, поддержания и развития системы государственной регистрации, в том числе в целях ведения государственного реестра.

В случае незаконного отказа в предоставлении или несвоевременного предоставления содержащихся в государственном реестре открытых и общедоступных сведений и документов должностные лица регистрирующих органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Административная ответственность за данное правонарушение (штраф в размере от 10 до 20 МРОТ) предусмотрена п. 2 ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Виновное лицо может понести также уголовную ответственность, если указанное деяние содержит признаки преступления, предусмотренного ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ).

3. Регистрация физического лица в качестве

индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Таким образом, акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя не привязан законодателем к месту, где физическое лицо фактически будет осуществлять предпринимательскую деятельность. Поэтому если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

При этом согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Вместе с тем, хотя индивидуальный предприниматель регистрируется по месту жительства, фактическое использование жилого помещения не по назначению (не для проживания, а например, под офис) не допускается. В соответствии со ст. 288 ГК РФ жилое помещение предназначено исключительно для проживания граждан. Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Собственник вправе разместить предприятия, учреждения, организации в принадлежащем ему жилом помещении только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Процедура государственной регистрации индивидуальных предпринимателей носит заявительный характер. Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, представляет в регистрирующий орган следующие документы:

1) подписанное заявителем Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001;

2) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина либо лица без гражданства;

3) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения вышеуказанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о дате и месте его рождения);

4) копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (если это физическое лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

5) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица или документа, подтверждающего право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

6) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копию свидетельства о заключении брака этим физическим лицом, либо копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об объявлении этого физического лица полностью дееспособным (в случае если физическое лицо является несовершеннолетним);

7) документ об уплате государственной пошлины.

С 1 января 2005 г. порядок уплаты и размеры государственной пошлины регулируются гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Согласно ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина в размере 400 руб.

При этом выдача копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "дубликат" налоговыми органами не производится. Под выдачей дубликатов свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства. За выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя гражданин должен уплатить 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию, что составляет 80 руб.

Регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, помимо вышеперечисленных. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом. Подлинность копии документа, представляемой при государственной регистрации, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган лично и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Подлинник документа возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки. Однако подпись заявителя на Заявлении о государственной регистрации в любом случае должна быть нотариально удостоверена.

Расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения выдается налоговым органом заявителю непосредственно в день получения документов или направляется по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов налоговым органом по почте. Расписка имеет юридическое значение доказательства факта и даты получения регистрирующим органом данных документов.

Нарушение регистрирующим органом срока выдачи расписки, отказ или уклонение от ее выдачи являются нарушением установленного Законом N 129-ФЗ порядка государственной регистрации, влекущим ответственность соответствующего должностного лица налогового органа.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки влечет административную ответственность должностных лиц регистрирующих органов на основании п. 1 ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 10 до 20 МРОТ. В определенных случаях это деяние может рассматриваться как уклонение от осуществления регистрации. В этом случае должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности или, в зависимости от обстоятельств дела, к уголовной ответственности, например по ст. ст. 169 и 293 УК РФ.

Моментом государственной регистрации, то есть датой, начиная с которой этот административный акт считается совершенным, юридически значимым и влечет правовые последствия, признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Основанием для этого является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Регистрирующий орган, совершивший акт государственной регистрации, обязан выдать (направить) заявителю Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001 не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в государственный реестр.

Следует отметить, что процедура государственной регистрации носит сугубо формальный характер. Задача регистрирующего органа состоит в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов и факт уплаты заявителем государственной пошлины в установленном размере.

Основанием для отказа в регистрации могут послужить следующие обстоятельства: подача документов в ненадлежащий регистрирующий орган (он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган), а также представление неполного комплекта необходимых документов. Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Перечень оснований для отказа является исчерпывающим.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Такое решение с обязательной ссылкой на конкретное нарушение направляется заявителю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. В соответствии с действующими в настоящее время правилами о подведомственности споры об обжаловании отказа в государственной регистрации, а также уклонения от государственной регистрации рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются участниками спорных правоотношений индивидуальные предприниматели или просто физические лица, не обладающие статусом хозяйствующего субъекта.

Административный порядок обжалования (в вышестоящий орган) Законом N 129-ФЗ не предусмотрен.

Отказ в государственной регистрации по иным, не соответствующим указанным в п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, основаниям, признается необоснованным. В случае признания арбитражным судом отказа в государственной регистрации необоснованным виновное в принятии решения об отказе в регистрации должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. В зависимости от обстоятельств конкретного случая возможно привлечение соответствующего должностного лица к уголовной ответственности, например на основании ст. ст. 169, 285, 290, 293 УК РФ.

На регистрирующий орган также возлагается обязанность по возмещению ущерба, причиненного отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине, в порядке, предусмотренном § 1 гл. 59 ГК РФ.

В соответствии с новым порядком государственной регистрации налоговые органы не вправе отказывать в регистрации гражданам, если имеются сомнения в достоверности поданных документов, а также если содержание представленных при регистрации документов не соответствует требованиям законодательства.

Такой подход призван полностью исключить административное усмотрение регистрирующих органов и саму возможность юридической оценки ими соответствия требованиям законодательства представляемых при регистрации документов, а также избежать необоснованных отказов в государственной регистрации.

Ответственность за соответствие законодательству сведений, содержащихся в представляемых для регистрации документах, возложена полностью на заявителя. В Заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя вышеуказанное лицо подтверждает, что сведения, содержащиеся в Заявлении, достоверны и соответствуют представленным документам.

Однако налоговые органы вправе проверить представленные заявителем документы впоследствии.

За непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена, согласно ст. 19.7 КоАП РФ, административная ответственность в виде штрафа.

За незаконное предпринимательство, к которому УК РФ относит, в частности, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (превышающем 250 000 руб.), предусмотрена в соответствии со ст. 171 УК РФ уголовная ответственность.

При этом под представлением в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую недостоверную либо искаженную информацию, которая повлекла необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности.

Физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением правил регистрации, если ему заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания ее недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам).

В случае неоднократных либо грубых нарушений физическим лицом законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

4. Перерегистрация

Физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., согласно ст. 3 Закона N 76-ФЗ, были обязаны до 1 января 2005 г. пройти перерегистрацию. Данная процедура предусматривалась для того, чтобы сведения о всех физических лицах, занимающихся предпринимательской деятельностью, были внесены в государственный реестр, а также для выявления предпринимателей, прекративших осуществление предпринимательской деятельности, но не направивших заявление о прекращении их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом, учитывая негативный опыт кампании перерегистрации юридических лиц, созданных до 1 июля 2002 г., когда на подачу документов отводилось всего полгода, на перерегистрацию предпринимателей был отведен целый год.

Для перерегистрации предпринимателям необходимо было подать в регистрирующий орган по месту своего жительства следующие документы:

1) копию основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина либо лица без гражданства;

2) копию свидетельства о рождении вышеуказанного лица или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения данного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность вышеуказанного лица, не содержала сведений о его дате и месте рождения);

3) копию документа, подтверждающего право вышеуказанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

4) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства вышеуказанного лица в Российской Федерации (если представленная копия документа, удостоверяющего личность данного лица, или документа, подтверждающего право вышеуказанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержала сведений о таком адресе);

5) документ, подтверждающий государственную регистрацию данного лица в качестве индивидуального предпринимателя;

6) Заявление о внесении в государственный реестр записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р27001.

Представление документов осуществлялось в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Регистрирующему органу отводилось пять рабочих дней со дня представления документов заявителем на внесение в государственный реестр записи о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до 1 января 2004 г. Не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи регистрирующий орган выдавал (направлял) заявителю Свидетельство о внесении в государственный реестр записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г., по форме N Р67001.

Если же индивидуальный предприниматель не прошел в вышеуказанный срок процедуру перерегистрации, его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу с 1 января 2005 г. Поэтому если такой предприниматель продолжит осуществление предпринимательской деятельности и после вышеуказанной даты, его деятельность будет считаться незаконным предпринимательством, и индивидуальный предприниматель будет привлечен к административной или уголовной ответственности.

Физическое лицо уплачивает административный штраф в размере от 5 до 20 МРОТ согласно п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ в случае осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (превышающем 250 000 руб.), наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (п. 1 ст. 171 УК РФ).

Однако из вышеприведенного не следует, что индивидуальный предприниматель, не прошедший процедуру перерегистрации, утрачивает возможность приобретения статуса индивидуального предпринимателя в дальнейшем. После 1 января 2005 г. такое физическое лицо вправе вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Законом N 129-ФЗ, и, соответственно, продолжить заниматься предпринимательской деятельностью.

5. Прекращение деятельности

В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Вместе с тем нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан - индивидуальных предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности.

В отношении индивидуальных предпринимателей законодателем предусмотрена процедура прекращения осуществления ими деятельности.

Прекращение осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности влечет прекращение его соответствующих прав и обязанностей только после внесения в государственный реестр сведений о прекращении данным физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При этом в ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:

1) принятие физическим лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности.

Некоторые индивидуальные предприниматели ошибочно полагают, что они могут принять решение о добровольном прекращении своей деятельности и не обязаны в связи с этим обращаться в какие бы то ни было государственные структуры. В таком случае за индивидуальным предпринимателем сохраняются все его обязанности, в том числе по своевременному представлению деклараций в налоговые органы и уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Для того чтобы решение о прекращении предпринимательской деятельности приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей индивидуального предпринимателя, индивидуальные предприниматели должны представить в регистрирующий орган (непосредственно или по почте) по месту жительства Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме N Р26001, а также документ об уплате государственной пошлины.

До 1 января 2004 г. за государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности согласно п. 7 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" взималась государственная пошлина в размере 80 руб.

В настоящее время размер государственной пошлины для вышеуказанного случая законодательством не установлен (как это, например, предусмотрено в ст. 333.33 НК РФ при государственной регистрации граждан в качестве предпринимателей). В связи с этим при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей с 1 января 2005 г. государственная пошлина не уплачивается.

На основании представленных заявителем документов регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и вносит соответствующую запись в государственный реестр, после чего государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу;

2) смерть индивидуального предпринимателя.

Под смертью гражданина понимается как факт биологической смерти лица, так и признание его умершим вступившим в законную силу решением суда.

В связи с этим основанием для внесения в государственный реестр записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в данном случае являются сведения о смерти или признании судом физического лица умершим.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

На основании решения суда, которым гражданин объявлен умершим, органом записи актов гражданского состояния вносится запись о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния. В течение 10 дней после регистрации таких фактов органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах смерти граждан в налоговые органы по месту своего нахождения (п. 3 ст. 85 НК РФ).

Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в данном случае утрачивает силу с момента его смерти.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния (ст. 280 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации);

3) принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом согласно ст. 214 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются гл. X Закона N 127-ФЗ.

При разрешении подобного спора свои требования к индивидуальному предпринимателю могут также предъявлять кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью либо имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.). При этом неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и иные требования личного характера сохраняют силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства.

В соответствии с п. 3 ст. 216 Закона N 127-ФЗ арбитражный суд направляет копию решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, на основании чего регистрирующий орган в срок не более пяти рабочих дней со дня представления соответствующих документов осуществляет государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что государственная регистрация лица, признанного несостоятельным (банкротом), в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия вышеуказанного судебного решения, а не с момента внесения соответствующей записи в реестр;

4) прекращение предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда.

Такое решение может быть принято судом на основании требования регистрирующего органа о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в связи с неоднократными либо грубыми нарушениями им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений.

В этом случае государственная регистрация осуществляется на основании поступившей в регистрирующий орган в установленном законодательством порядке копии соответствующего решения суда. Государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента принятия судом такого решения.

При этом исходя из анализа п. 4 ст. 22.1 Закона N 129-ФЗ лицо, прекратившее осуществление предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда, вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя только спустя один год со дня принятия регистрирующим органом указанного решения;

5) вступление в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок.

Заверенная в установленном порядке копия вступившего в силу приговора, определения или постановления суда о назначении наказания в виде лишения физического лица права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок представляется судом в регистрирующий орган по месту жительства осужденного физического лица в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу вышеуказанных приговора, определения или постановления суда.

В этом случае государственная регистрация лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вступления в силу вышеуказанных судебных актов;

6) аннулирование документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа.

Информация об аннулировании или об окончании срока действия документа, подтверждающего право физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, представляется органом внутренних дел в регистрирующий орган по месту жительства физического лица в течение пяти дней с даты принятия решения об аннулировании или даты окончания срока действия вышеуказанного документа.

В данном случае государственная регистрация иностранного гражданина либо лица без гражданства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования документа, подтверждающего право вышеуказанных лиц временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации, или с момента окончания срока действия такого документа.

Во всех случаях прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регистрирующий орган на основании вышеуказанных документов принимает решение о государственной регистрации и вносит соответствующую запись в книгу государственной регистрации индивидуальных предпринимателей в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления соответствующих документов в налоговый орган. Номер государственной регистрации индивидуального предпринимателя попадает в разряд аннулированных и в дальнейшем не используется. При этом налоговый орган обязан снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре.

Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать заявителю или направить в его адрес почтовым отправлением документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Таким документом является Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р65001.

На основании выписки из государственного реестра, представляемой налоговыми органами в течение пяти дней после внесения изменений в реестр, индивидуальные предприниматели снимаются с учета во внебюджетных фондах.

А.Н.Хасиева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

06.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В каком порядке определяется налоговая база по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, предпринимателями - участниками договора доверительного управления имуществом (учредителем управления и доверительным управляющим), если по условиям данного договора: индивидуальный предприниматель - учредитель управления является выгодоприобретателем; выгодоприобретателем является другое лицо? ("Налоговый вестник", 2005, N 8) >
Вопрос: Каков порядок применения ст. 40 НК РФ к основной деятельности кредитных организаций, а именно к учету доходов (расходов), полученных в виде процентов? ("Налоговый вестник", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.