Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О льготах по земельному налогу, предоставляемых организациям народных художественных промыслов и представителям коренных малочисленных народов ("Налоговый вестник", 2005, N 8)



"Налоговый вестник", 2005, N 8

О ЛЬГОТАХ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯМ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

И ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

В соответствии с п. п. 6 и 7 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от налогообложения освобождаются организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов, а также физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, иначе говоря, ст. 395 НК РФ фактически содержит две нормы по освобождению от налогообложения.

Право на льготу по земельному налогу имеют организации народных художественных промыслов при соблюдении следующих критериев:

- деятельность организации должна быть связана с народным художественным промыслом - деятельностью по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемой на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов. При этом народный художественный промысел должен определяться как одна из форм народного творчества [ст. 3 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ)];

- местом традиционного бытования народного художественного промысла должна признаваться территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. Места традиционного бытования народных художественных промыслов устанавливаются субъектами Российской Федерации. Земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. ст. 3 и 9 Закона N 7-ФЗ);

- изделием народного художественного промысла должно признаваться художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла (ст. 3 Закона N 7-ФЗ);

- изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, должны составлять не менее 50% в выпуске товаров и услуг организаций (ст. 5 Закона N 7-ФЗ);

- должно быть решение художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам об отнесении изделий к изделиям народных художественных промыслов, принимаемое по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Закона N 7-ФЗ). Перечень изделий, отнесенных к изделиям народных художественных промыслов, утверждается советом и прилагается к протоколу. Совет выдает организации, представившей изделия, выписку из протокола заседания совета с результатами экспертизы и перечнем изделий, отнесенных к изделиям народных художественных промыслов, в течение 15 дней после принятия соответствующего решения (п. 24 Типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1349 "Об утверждении Типового положения о художественно-экспертном совете по народным художественным промыслам и о перечне видов производств и групп изделий народных художественных промыслов");

- образцы изделий народных художественных промыслов должны быть зарегистрированы [регистрация образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства осуществляется посредством присвоения регистрационного номера перечню образцов изделий народных художественных промыслов, представленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (отдельно по каждому изготовителю изделий) на основании решения художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации]. Регистрации подлежат типовые образцы изделий народных художественных промыслов и уникальные изделия народных художественных промыслов, кроме подакцизных товаров, изготовленные организациями народных художественных промыслов при выполнении следующих условий:

а) типовые образцы изделий народных художественных промыслов и уникальные изделия народных художественных промыслов, представленные для регистрации, соответствуют требованиям, установленным Законом N 7-ФЗ, и утвержденному в установленном порядке перечню видов производств и групп изделий народных художественных промыслов;

б) представленные изделия соответствуют по своему художественному решению и художественному уровню лучшим традициям искусства определенных народных художественных промыслов, исторически сложившимся в соответствующей местности.

При этом не допускается регистрация представленных изделий, при изготовлении которых заимствованы художественно-стилевые особенности, характерные для определенного места традиционного бытования народного художественного промысла, но изготовленные на другой территории (Правила регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35).

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 857 "О внесении изменений и дополнений в отдельные акты Правительства Российской Федерации о народных художественных промыслах" зарегистрированными образцами изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства признаются включенные в соответствующие перечни образцы с даты присвоения этим перечням регистрационных номеров. При этом образцы изделий, включенные на 2001 г. в установленном порядке в перечни изделий народных художественных промыслов, утвержденные соответствующими художественно-экспертными советами по народным художественным промыслам субъектов Российской Федерации до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 07.12.2001 N 857, признавались зарегистрированными в качестве образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров) при их реализации (отгрузке) до 1 января 2002 г.

Одновременно читателям журнала следует иметь в виду, что к изделиям народных художественных промыслов не могут быть отнесены изделия, в технологии изготовления которых невозможно применение творческого варьирования типовых образцов данных изделий, в том числе:

- строчевышитые изделия, изготовленные на вышивальных машинах - автоматах или полуавтоматах - без сочетания с ручной вышивкой или с вышивкой, выполненной на вышивальных машинах, которые позволяют творчески выполнять и варьировать вышивку;

- изделия из тканей, декорированные посредством фотопечати без сочетания с ручными способами декорирования изделий;

- изделия из тканей, ковры и ковровые изделия, изготовленные на машинах без сочетания с ручным исполнением;

- изделия из металла и ювелирные изделия, изготовленные посредством штамповки и литья, за исключением литья по восковым моделям, без последующей чеканки, гравировки, росписи, травления или без применения других способов ручной декоративной обработки металла;

- керамические изделия, изготовленные посредством литья без последующей росписи, лепки или без применения иных способов ручного декорирования изделий;

- изделия, изготовленные на вязальных машинах-автоматах без сочетания с декоративной ручной вязкой, вышивкой или с иными способами ручного декорирования изделий;

- другие изделия, изготовленные механическим способом с использованием мотивов народного искусства (ст. 7 Закона N 7-ФЗ).

Что касается использования права на освобождение от уплаты земельного налога физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общин таких народов, то вышеуказанные граждане и их общины должны отвечать следующим критериям:

- относиться к коренным малочисленным народам по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" [обращаем внимание читателей журнала на то, что коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями, - ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Закон N 82-ФЗ)];

- постоянно проживать в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании. Части территорий традиционного природопользования определены ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие части:

поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;

участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;

объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;

- относиться к лицам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а также к лицам, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ст. 3 Закона N 82-ФЗ);

- признаваться общинами малочисленных народов, которыми являются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры. При этом семейными (родовыми) общинами малочисленных народов являются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Территориально-соседскими общинами малочисленных народов признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих [компактно и (или) дисперсно] на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. В то же время союзы (ассоциации) общин малочисленных народов - это межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов (Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");

- уставом общины малочисленных народов должен определяться порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов (ст. 10 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ).

Таким образом, при предоставлении вышеуказанным организациям и гражданам льготы по земельному налогу, установленной п. п. 6 и 7 ст. 395 НК РФ, необходимо учитывать всю совокупность приведенных выше критериев по отнесению этих организаций и лиц к льготной категории налогоплательщиков.

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

06.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Правовое регулирование земельного налога ("Налоговый вестник", 2005, N 8) >
Статья: О льготах по земельному налогу, предоставляемых общероссийским общественным организациям инвалидов ("Налоговый вестник", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.