Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правовое регулирование земельного налога ("Налоговый вестник", 2005, N 8)



"Налоговый вестник", 2005, N 8

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

1. Общие положения

Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований на основании положений Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

Исключение сделано для городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, где земельный налог вводится законами этих субъектов Российской Федерации и действует на всей их территории.

2. Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками <1> на следующих основаниях:

- на праве собственности;

- на праве постоянного (бессрочного) пользования;

- на праве пожизненного наследуемого владения.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Не являются налогоплательщиками лица, если земельные участки:

а) находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования;

б) переданы по договору аренды.

Право собственности предусматривает владение, пользование, распоряжение имуществом [ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)]. Граждане и юридические лица приобретают права собственности на земельные участки по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК РФ).

Право постоянного пользования земельным участком может быть также приобретено собственником здания, сооружения и иного недвижимого имущества в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 271 ГК РФ, а именно: собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Если из закона, решения о предоставлении земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, или договора не следует иное, собственник здания или сооружения имеет право постоянного пользования частью земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.

Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе передавать этот участок в аренду или безвозмездное срочное пользование только с согласия собственника участка.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) установил ограничение по этому виду пользования, предусмотрев следующее:

1) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления;

2) гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются;

3) право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ (29.10.2001), сохраняется;

4) граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками;

5) граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

Право пожизненного наследуемого владения не предоставляется гражданам после введения в действие ЗК РФ, оно сохраняется только за теми, кто приобрел его по действовавшему ранее законодательству <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> В соответствии со ст. 7 утратившего силу Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 земельные участки в пожизненное наследуемое владение предоставлялись по заявлению граждан местными Советами народных депутатов в основном для индивидуального или коллективного дачного строительства, строительства коллективных или индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления религиозным организациям в соответствии с ЗК РФ (ст. 24 настоящего Кодекса).

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

3. Объекты налогообложения

Объектами налогообложения являются земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований и городов федерального значения, на территории которых введен земельный налог.

Не являются объектами налогообложения следующие земельные участки:

- изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах лесного фонда;

- ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

К землям, изъятым из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся земли, занятые:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками;

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте, согласно ст. 27 ЗК, РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий <3> (кроме государственных природных заповедников и национальных парков);

2) в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

3) занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

6) в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи <4>;

9) занятые объектами космической инфраструктуры <5>;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

<4> Согласно ст. 91 ЗК РФ в целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

- эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;

- кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

- подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;

- наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;

- наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

<5> Космическая инфраструктура Российской Федерации включает:

- космодромы;

- стартовые комплексы и пусковые установки;

- командно-измерительные комплексы;

- центры и пункты управления полетами космических объектов;

- пункты приема, хранения и обработки информации;

- базы хранения космической техники и т.д.

Земли могут быть изъяты из оборота с целью восстановления их плодородия, восстановления загрязненных почв, в том числе подвергшихся радиоактивному загрязнению (см. Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 830).

4. Определение налоговой базы

4.1. Общие положения

Налоговая база устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

4.2. Порядок проведения государственной кадастровой

оценки земель

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению <6> и виду функционального использования.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Дифференцированный рентный доход - это дополнительный (сверхнормативный) доход, образующийся на землях относительно лучшего качества и положения. Методика расчета утверждена Госкомземом России 11.05.2000 для сельскохозяйственных угодий и Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/336 - для земель лесного фонда.

Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

При государственной кадастровой оценке земель принимаются во внимание сервитуты <8>, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ).

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.

Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также с границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (ст. 79 ЗК РФ).

Государственный градостроительный кадастр - это государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Государственный градостроительный кадастр ведется в отношении территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, территорий субъектов Российской Федерации и территории Российской Федерации. Основой государственного градостроительного кадастра является государственный земельный кадастр.

Государственный градостроительный кадастр включает:

топографо-геодезические и картографические материалы;

сведения об экологическом, инженерно-геологическом, о сейсмическом, гидрологическом состоянии территорий;

сведения об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и о благоустройстве территорий и т.д.

Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оценщики обязаны применять в своей деятельности Стандарты оценки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 519.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной стоимости участка.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Организации и частные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, подлежащем налогообложению.

4.3. Порядок предоставления сведений из государственного

земельного кадастра

Информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определяемом органами местного самоуправления и законодательными органами городов федерального значения.

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами) в соответствии с Правилами предоставления сведений государственного земельного кадастра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 918.

Согласно этим Правилам сведения государственного земельного кадастра предоставляются Федеральной службой земельного кадастра (Росземкадастром) и ее территориальными органами.

Лицо, заинтересованное в получении сведений государственного земельного кадастра, подает в соответствующий орган письменное заявление с указанием своих реквизитов, объемов и характера запрашиваемых сведений, формы предоставления и способа доставки. К заявлению прикладывается квитанция об оплате услуг за предоставление сведений.

Для получения сведений об определенном земельном участке в заявлении указывается кадастровый номер <10> этого участка, а при его отсутствии приводится описание местоположения (адресный ориентир) земельного участка. Кадастровое деление территории Российской Федерации установлено Приказом Росземкадастра от 14.05.2001 N П/89.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Кадастровый номер земельного участка состоит из номера кадастрового округа, номера кадастрового района, номера кадастрового квартала, номера земельного участка в кадастровом квартале.

Для получения сведений обо всех земельных участках, расположенных в границах определенной территории, в заявлении даются ориентиры ее границ.

Заявитель не обязан обосновывать необходимость получения запрашиваемых им сведений.

Сведения государственного земельного кадастра предоставляются в виде выписок из государственного земельного кадастра, а в предусмотренных законом случаях - в виде копий хранящихся в кадастровом деле документов.

Выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана <11> этого земельного участка.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Кадастровая карта (план) представляет собой карту (план), на которой в графической и текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В зависимости от состава воспроизведенных сведений и целей их использования кадастровые карты (планы) могут быть кадастровыми картами (планами) земельных участков, дежурными кадастровыми картами (планами) и производными кадастровыми картами (планами).

Выдача запрашиваемых сведений заинтересованному лицу производится после предъявления им паспорта или заменяющего его документа.

Юридические лица должны предъявить документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя <12>.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Росземкадастр требует, чтобы представитель юридического лица (включая органы власти) предъявлял также свой паспорт и доверенность, если запрашивающим справку лицом является не руководитель организации; физические лица предъявляют паспорт. Необходимым документом является квитанция об оплате справки (см. Письмо Росземкадастра от 22.08.2003 N СС/680 "О документах, предъявляемых заинтересованными лицами в органы кадастрового учета для получения сведений государственного земельного кадастра").

Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления выдача запрашиваемых сведений производится на основании письменного запроса на бланке соответствующего органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) этого органа.

Отказ в выдаче сведений государственного земельного кадастра может быть обжалован в судебном порядке.

Должностные лица органов, обязанных предоставлять сведения государственного земельного кадастра заинтересованным юридическим и физическим лицам, виновные в нарушении порядка предоставления таких сведений, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Правила кадастрового деления Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 N 660.

5. Исчисление и уплата земельного налога

5.1. Общие положения

Земельный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения земельного участка.

Физические лица уплачивают земельный налог на основании уведомлений налоговых органов.

Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами исходя из сведений государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество, и органов муниципальных образований.

Уменьшение налоговой базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика предусмотрено для льготных категорий граждан - Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров Ордена Славы, инвалидов, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, лиц, по разным причинам подвергшимся воздействию радиации (ст. 391 НК РФ).

В отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, установлены следующие правила:

- при долевой собственности каждый налогоплательщик уплачивает налог самостоятельно, пропорционально его доле;

- при совместной собственности налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков отдельно в равных долях.

Для всех категорий налогоплательщиков установлено следующее правило при возникновении (прекращении) в течение налогового (отчетного) периода обстоятельств, с которыми закон связывает уплату налога, - исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, рассчитанного по формуле:

К = Мп : Мк,

где К - коэффициент;

Мп - число полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности [постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении] плательщика;

Мк - число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом если права на участок возникают или прекращаются до 15-го числа календарного месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения прав, если после 15-го числа - за полный месяц принимается месяц прекращения прав.

5.2. Особенности уплаты налога по участкам, приобретенным

для строительства

В отношении земельных участков, приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога осуществляется с коэффициентом 2 в течение периода строительства, превышающего 10 лет, до момента государственной регистрации прав на построенный объект.

При застройке участков, приобретенных физическими и юридическими лицами для жилищного строительства (кроме индивидуального), исчисление налога производится с коэффициентом 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства (до государственной регистрации прав на построенный объект). Если строительство завершается и право на объект регистрируется ранее истечения трехлетнего срока, то сумма земельного налога, уплаченного в течение срока сверх коэффициента 1, признается излишне уплаченной и подлежит возврату (зачету) на общих основаниях.

Пример. Сумма налога на участок - 100 единиц. Участок приобретен под строительство многоэтажного жилого дома. Сумма налога в течение трех лет будет рассчитываться как 100 x 2 и составит 200 единиц в год. Строительство закончилось, и права на дом зарегистрированы через два года после приобретения участка под жилищное строительство. За два года плательщик уплатил налог в размере 400 единиц. Поскольку объект зарегистрирован раньше чем через три года после приобретения участка, то плательщик должен заплатить обычную ставку - по 100 единиц в год, то есть всего 200 единиц. Таким образом, по истечении двух лет он переплатил 200 единиц (400 единиц фактически уплачено, а должно быть внесено 200 единиц). Следовательно, 200 единиц налога должны быть возвращены плательщику или засчитаны в счет будущих платежей.

Если срок проектирования и строительства превысит три года, то начисление налога после истечения третьего года производится с коэффициентом 4 вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.

6. Налоговые льготы

Перечень установленных налоговых льгот по земельному налогу достаточно своеобразен и требует внимательности при их применении.

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения - до 1 января 2006 г. С 1 января 2006 г. налог должен уплачиваться в общем порядке;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

6) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

8) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности, - до 1 января 2006 г.

В случае возникновения в налоговом (отчетном) периоде права на льготу исчисление суммы налога (или соответственно авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как:

К = Мп : Мк,

где К - коэффициент;

Мп - число полных месяцев, в течение которых льгота отсутствовала;

Мк - число календарных месяцев в налоговом периоде (налоговый период - календарный год, то есть соответственно к числу 12) или в отчетном периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

В случае прекращения налоговой льготы в налоговом (отчетном) периоде расчет производится по той же схеме, при этом месяц прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения.

И.Д.Черник

К. ю. н.,

государственный советник

Российской Федерации 2 класса

Подписано в печать

06.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Обязано ли физическое лицо представлять в налоговый орган при подаче налоговой декларации в целях получения профессионального налогового вычета в размере 20% нотариально заверенный перевод контракта, заключенного с иностранным издательством, и банковских бумаг о движении денежных средств? ("Налоговый вестник", 2005, N 8) >
Статья: О льготах по земельному налогу, предоставляемых организациям народных художественных промыслов и представителям коренных малочисленных народов ("Налоговый вестник", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.