|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 8)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 8
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.03.2005 N 171 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ" <*>>
————————————————————————————————<*> Для удобства пользования текст официального документа и комментарий к нему объединены; при этом текст Постановления Правительства РФ выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом. См. также статью С.В. Разгулина: Налоговый вестник. - 2005. - N 8. - С. 87.
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. 2. Установить, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 1 января 2007 г.
Председатель Правительства Российской Федерации / М.Фрадков
Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков.
Комментарий
О необходимости разработки Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение) говорилось в п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), где было установлено, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ. Таким образом, на федеральном уровне было закреплено требование, в соответствии с которым осуществление наличных расчетов без применения ККТ означает, что получателям услуг должны выдаваться соответствующие бланки строгой отчетности (приравненные к кассовым чекам). В ст. 2 Закона N 54-ФЗ приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ: - продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно; - продажа ценных бумаг; - продажа лотерейных билетов; - продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; - обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; - торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; - разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом); - продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта; - продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах; - торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами; - прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома; - реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; - продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Данный перечень практически дословно перенесен из Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин". Само Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 формально не отменено, однако с принятием Закона N 54-ФЗ фактически перестало действовать.
2. К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению (далее - бланки).
Комментарий
Перечень бланков строгой отчетности, приведенный в п. 2 Положения, не является закрытым. Из этого, в частности, следует, что новые формы бланков могут разрабатываться и в будущем в порядке, установленном отдельными пунктами Положения. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 специально оговорено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения новых форм бланков строгой отчетности, но не позднее 1 января 2007 г. В настоящее время действуют формы бланков строгой отчетности, утвержденные Минфином России: - при оказании отдельных видов бытовых услуг - Письмами от 20.04.1995 N 16-00-30-33 (формы БО-1 - БО-11) и от 11.04.1997 N 16-00-27-15 (формы БО-12 - БО-14); - при оказании услуг предприятиями связи - Письмами от 29.11.1993 N 16-16-84 и от 22.02.1994 N 16-36; - при оказании услуг предприятиями общественного питания - Письмом от 20.12.1993 N 16-31; - при оказании услуг в сфере муниципального хозяйства - Письмом от 24.02.1994 N 16-38 (квитанция за парковку автомобилей); - при оплате и отпуске топлива, товаров и услуг населению в сбытовых организациях Минтопэнерго России - Письмом от 21.03.1994 N 16-49 (квитанция по форме N 5-ТС); - при оказании услуг страховыми организациями - Письмом от 16.06.1994 N 16-30-63; - при оказании услуг транспортными организациями - Письмом от 16.06.1994 N 16-30-64; - при оказании туристических услуг - Письмом от 16.06.1994 N 16-30-65; при оказании услуг по международному туризму - Письмом от 10.04.1996 N 16-00-30-19 (форма N ТУР-1); - в организациях лесного хозяйства для расчетов с населением - Письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-35 (квитанция); Письмом от 14.04.1995 N 16-00-30-30 (путевка на право охоты, рыбной ловли, отдыха); - при оказании услуг организациями ветеринарной службы - Письмом от 26.05.1995 N 16-00-30-46 (формы N 1 вет-фин и N 2 вет-фин); - при оказании услуг в области культуры - Письмом от 10.05.1995 N 16-00-30-37 (квитанция). Кроме того, Приказом от 25.02.2000 N 20н утверждены формы экскурсионной путевки, абонемента и билета; - при оказании услуг судебно-экспертными учреждениями Минюста России - Письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-38 (квитанция, выдаваемая заказчику); - при оказании услуг организациями и учреждениями Минздравсоцразвития России - Письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-39 (квитанция, используемая при расчете с заказчиками); - при оказании услуг организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации - Письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-40 (квитанция); - при оказании услуг организациями и учреждениями Росстатагентства - Письмом от 11.05.1995 N 16-00-30-41 (квитанция); - при выполнении работ и оказании услуг организациями и учреждениями жилищно-коммунального хозяйства - Письмом Минфина России от 25.05.1995 N 16-00-30-45 (квитанции); - при оказании транспортных услуг - Письмами от 29.05.1998 N 16-00-27-23 и от 08.07.1998 N 16-00-27-34 (формы перевозочных документов) и т.д.
3. Формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. К обращению прилагаются: а) описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя); б) эскиз бланка (его художественно-графическое оформление); в) предложение по обеспечению защиты бланка от подделок; г) инструкция по заполнению бланка; д) рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка.
Комментарий
Требования п. 3 Положения должны учитываться органами государственной власти и иными организациями, уполномоченными обращаться в Минфин России за утверждением бланков. Перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать форма бланка, определен п. п. 5 - 7 Положения.
4. При заполнении бланка должно обеспечиваться одновременное оформление не менее чем 1 копии (с использованием копировальной или самокопировальной бумаги) либо бланк должен иметь отрывные части. Для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.
Комментарий
На практике более рациональным представляется оформление двух копий бланка - первый экземпляр (или первая копия) передается заказчику, первая копия (или первый экземпляр) подшивается вместе с текущими оправдательными документами, вторая копия (корешок) хранится для последующего контроля. В настоящее время копии и корешки некоторых бланков оформляются на отдельных формах бланков.
5. Бланк (кроме бланков, указанных в пункте 6 настоящего Положения) должен содержать следующие обязательные реквизиты: а) сведения об утверждении формы бланка; б) наименование, шестизначный номер и серию; в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) вид услуг; ж) единицу измерения оказания услуг; з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты; и) дату осуществления расчета; к) наименование должности, фамилию, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя. 6. Бланк, предназначенный для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, должен содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование, шестизначный номер и серию; б) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; в) наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; г) вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозке пассажиров; д) стоимость услуги в денежном выражении. 7. На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).
Комментарий
Требование, приведенное в п. 7 Положения, направлено на обеспечение мер контроля, препятствующих изготовлению неучтенных бланков.
8. В случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк. 9. При изготовлении бланка допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения (сужения) граф с учетом реквизитов. 10. Проставление серии и номера на бланке осуществляется изготовителем бланков. Дублирование серии и номера на бланках не допускается, за исключением серии и номера, наносимых на копии для оформления бланка в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.
Комментарий
Ошибочное дублирование серии и номера бланка автоматически делает его недействительным. Так как одним из основных требований, предъявляемых к оформлению бланков, является наличие копии или корешка, какое-либо использование испорченных бланков не представляется возможным. Они должны быть погашены и должны храниться в установленном порядке (п. 23 Положения) с копиями использованных бланков или корешков.
11. Формы бланков, утвержденные в соответствии с настоящим Положением, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены. 12. Формы бланков утверждаются на срок, устанавливаемый Министерством финансов Российской Федерации. Продление срока действия формы бланка может быть произведено по обращению заинтересованного органа государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, при условии, что указанная форма бланка соответствует требованиям, действующим на момент подачи такого обращения.
Комментарий
Сравнительно новой является норма п. 12 Положения, которой фактически ограничивается срок действия каждой вновь утверждаемой формы бланка строгой отчетности. При необходимости срок действия формы бланка может быть продлен, но для этого необходимо повторное обращение заинтересованных органов и субъектов предпринимательской деятельности. Условием продления срока действия формы бланка является соответствие этой формы действующим на момент подачи обращения требованиям.
13. Документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами (кроме бланков, указанных в пункте 6 настоящего Положения).
Комментарий
Норма, закрепленная в п. 13 Положения, по нашему мнению, является весьма существенной (не являются первичными учетными документами только бланки, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования). Из этого, в частности, следует, что в общем случае для бухгалтерских проводок по операциям, оформленным бланками строгой отчетности, не требуется составлять дополнительные сводные документы.
14. Организации и индивидуальные предприниматели ведут учет бланков. 15. Бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны. 16. Учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге по учету бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью (штампом). 17. Руководитель организации или индивидуальный предприниматель заключает с работником, которому поручается получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств согласно оформленным бланкам, договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанному работнику руководителем организации или индивидуальным предпринимателем создаются условия, обеспечивающие сохранность бланков. 18. Бланки принимаются работником, указанным в пункте 17 настоящего Положения, в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Приемка производится в день поступления бланков. Комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляет акт приемки бланков. Этот акт, утверждаемый руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, является основанием для принятия бланков на учет указанным работником. 19. Бланки хранятся в металлических шкафах и (или) сейфах. В организации или у индивидуального предпринимателя, получающих бланки в большом количестве, допускается хранение их в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих порчу и хищение бланков. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются. 20. Инвентаризация бланков осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов. 21. При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется наличие на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных квитанционных книжек (других сброшюрованных бланков) печати организации или индивидуального предпринимателя и подписи главного бухгалтера (бухгалтера), сохранность копий бланков (корешков), отсутствие подчисток и исправлений, а также соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию, или в кассовых отчетах. 22. Возложение обязанностей по контролю за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, не допускается (за исключением организаций или индивидуальных предпринимателей, где обязанности ответственного лица совмещены в одном лице с главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем). 23. Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета, копии использованных бланков (корешков) уничтожаются на основании акта об их списании, составленного комиссией, образованной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.
Комментарий
Общие требования, предъявляемые к заполнению бланков строгой отчетности, организации их хранения, выдаче и списанию, определены п. п. 14 - 23 Положения. Принципиально новых (по сравнению с ранее действовавшими) требований не выдвинуто. В бухгалтерском учете бланки строгой отчетности учитываются на счете 006 "Бланки строгой отчетности" в условной оценке. При этом бланки, имеющие номинальную стоимость (например, билеты, талоны и абонементы), учитываются по номинальной стоимости. При передаче бланков работнику, ответственному за их оформление, номинальная стоимость бланков списывается со счета 006. Стоимость изготовления бланков учитывается в составе общехозяйственных расходов (на счете 26), относится на себестоимость реализованной продукции и принимается в качестве расходов для целей обложения налогом на прибыль. Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 и сообщенным Письмом Банка России от 04.10.1993 N 18.
24. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику.
Комментарий
Из требований п. 24 Положения, в частности, следует, что использование бланков, не утвержденных Минфином России, без выдачи кассового чека будет квалифицироваться как нарушение порядка ведения кассовых операций со всеми вытекающими последствиями.
25. В случае применения бланков наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт осуществляются в следующем порядке: а) при оплате услуг наличными денежными средствами организации и индивидуальные предприниматели: заполняют бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования); получают от клиента денежные средства; называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента; подписывают бланк (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования); называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно; б) при оплате услуг с использованием платежной карты организации и индивидуальные предприниматели: получают от клиента платежную карту; заполняют бланк, за исключением места для подписи; вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте; подписывают бланк; возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.
Комментарий
В п. 25 Положения приведен порядок обращения с бланками строгой отчетности. Так как этот порядок установлен постановлением Правительства РФ, любое отклонение от него может быть истолковано контролирующими органами так же, как нарушение Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
26. Допускается осуществление смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты, в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения. При этом выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.
Комментарий
Пункт 26 Положения допускает осуществление смешанной оплаты услуг, когда оплата частично производится наличными денежными средствами, а частично - посредством платежной карты. Требование, в соответствии с которым выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно, по-видимому, направлено на исключение случаев неправомерного использования платежных карт.
В.Р.Владимиров Подписано в печать 06.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |