Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Привлечение к налоговой ответственности (Продолжение) ("Финансовая газета", 2005, N 27)



"Финансовая газета", 2005, N 27

ПРИВЛЕЧЕНИЕ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета",

2005, N 25)

Ответственность за нарушение срока представления

сведений об открытии и закрытии счета в банке

Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней. В случае нарушения этого срока штраф составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений (ст. 118 НК РФ).

Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Таким образом, штраф может быть наложен только за несообщение сведений о расчетном счете и текущем валютном счете. Налоговый орган не может оштрафовать организации за несообщение сведений о ссудном счете, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, о депозитном счете, о транзитном валютном счете, о специальном транзитном валютном счете.

Пример. В Постановлении ФАС Уральского округа от 17.07.2003 N Ф09-2039/03АК сделан вывод о том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в налоговых правоотношениях счетами являются только текущие (расчетные) счета или счета, при открытии которых заключается договор банковского счета и с них производятся расходные операции. Транзитные валютные счета не подпадают ни под одну из указанных категорий, во-первых, не являются текущими, поскольку открываются параллельно текущему валютному счету, независимо от волеизъявления организации; во-вторых, отсутствует свобода распоряжения средствами транзитного счета, что означает отсутствие у клиента банка (владельца текущего валютного счета) возможности осуществления расходных операций с указанным счетом.

Таким образом, по мнению суда, непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением.

Заметим, что сообщать об открытии или закрытии счета необходимо в письменной форме. Справка-уведомление единого образца утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255.

Ответственность за непредставление налоговой декларации

Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации (штраф предусмотрен ст. 119 НК РФ). Так, непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119).

Если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119).

Налоговый орган не может привлечь налогоплательщика к ответственности одновременно и на основании п. п. 1 и 2 ст. 119 НК РФ (см. Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734) (с изм. и доп. от 12.05.2004).

Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда по итогам налогового (отчетного) периода он не получил прибыли. Следовательно, в графе налоговой декларации "К уплате" проставляется ноль. Так как штраф по ст. 119 НК РФ исчисляется в процентном отношении от суммы налога, то и штраф должен равняться нулю. По мнению налоговой службы, поскольку в п. 1 ст. 119 установлена минимальная сумма штрафа 100 руб., на эту сумму и следует штрафовать, но только в том случае, если подача декларации опоздала менее чем на 180 дней. Если же декларация сдана позже, то штраф вообще не берется, поскольку в п. 2 ст. 119 его минимальная сумма не установлена (см. Письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890).

Арбитражная практика по этому вопросу сформировалась с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором указано, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях нижестоящих судов: привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 в виде взыскания штрафа за нарушения сроков представления налоговых деклараций в размере 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности уплаты налогов по этим декларациям (см. Постановления ФАС Уральского округа от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК, от 27.09.2001 N Ф09-2317/01-128/18; ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001).

Ответственность за грубое нарушение

правил учета доходов и расходов

и объектов налогообложения

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то штраф составит 5 тыс. руб. Если же деяния совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли и занижение налоговой базы, то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Арбитражные суды при применении ст. 120 НК РФ исходят из того, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных ею и ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога (см. подраздел "Штрафы за неуплату налога"), недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120, т.е. применение ст. 122 не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122, за неуплату или неполную уплату налога (см. п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Ответственность за неуплату или неполную уплату

сумм налога

Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется для него штрафом в размере 20% неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ), если при этом действия налогоплательщика были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% неуплаченных сумм налога.

Как было отмечено ранее, нарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ, довольно близки. Иногда налоговые инспекции пытаются привлечь налогоплательщика за одно и то же нарушение одновременно по двум этим статьям. Такие действия неправомерны. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18.01.2001 N 6-О пришел к выводу, что такие действия не соответствуют закону, так как никто не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение.

Ответственность за невыполнение

налоговым агентом обязанности по удержанию

и (или) перечислению налогов

Налогоплательщик выполняет обязанности налогового агента при удержании и перечислении:

налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным людям;

НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации; с сумм арендной платы, когда арендует государственное или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа;

налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в Российской Федерации, и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам.

Если налоговый агент не удержал и (или) не перечислил налог, то он несет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

Ответственность за несоблюдение порядка владения,

пользования и (или) распоряжения имуществом,

на которое наложен арест

Арест имущества - способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. При этом действует правило, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога.

Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа.

Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются.

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.

Ответственность за непредставление

налоговому органу сведений,

необходимых для осуществления налогового контроля

Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.

Кроме того, в соответствии со ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Эти мероприятия также называются "встречными проверками".

Следовательно, налоговый орган может запросить у налогоплательщика дополнительную информацию в ходе выездных, камеральных и встречных налоговых проверок. Если он не представит в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то будет оштрафован на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик откажется предоставить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от предоставления таких документов либо предоставит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126).

(Окончание см. "Финансовая газета", 2005, N 28)

Ю.Лермонтов

Советник налоговой службы

II ранга

Подписано в печать

06.07.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация, применяющая УСН, приобрела в собственность за плату объект недвижимости. В последующем этот объект без дополнительных капитальных вложений и ввода в эксплуатацию был внесен в уставный капитал ЗАО. На стоимость внесенного объекта организация получила акции ЗАО. Учитываются ли при исчислении единого налога расходы на приобретение акций ЗАО, включая стоимость имущества, внесенного в качестве оплаты приобретенных акций? ("Московский налоговый курьер", 2006, N 4) >
Вопрос: Как определяется такой критерий постоянного представительства, как "регулярность" осуществляемой иностранной организацией деятельности? ("Финансовая газета", 2005, N 27)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.