|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Привлечение к налоговой ответственности (Продолжение) ("Финансовая газета", 2005, N 27)
"Финансовая газета", 2005, N 27
ПРИВЛЕЧЕНИЕ К НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", 2005, N 25)
Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 10 дней. В случае нарушения этого срока штраф составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений (ст. 118 НК РФ). Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Таким образом, штраф может быть наложен только за несообщение сведений о расчетном счете и текущем валютном счете. Налоговый орган не может оштрафовать организации за несообщение сведений о ссудном счете, если с него нельзя напрямую (без зачисления на расчетный счет) списывать деньги, о депозитном счете, о транзитном валютном счете, о специальном транзитном валютном счете.
Пример. В Постановлении ФАС Уральского округа от 17.07.2003 N Ф09-2039/03АК сделан вывод о том, что в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в налоговых правоотношениях счетами являются только текущие (расчетные) счета или счета, при открытии которых заключается договор банковского счета и с них производятся расходные операции. Транзитные валютные счета не подпадают ни под одну из указанных категорий, во-первых, не являются текущими, поскольку открываются параллельно текущему валютному счету, независимо от волеизъявления организации; во-вторых, отсутствует свобода распоряжения средствами транзитного счета, что означает отсутствие у клиента банка (владельца текущего валютного счета) возможности осуществления расходных операций с указанным счетом. Таким образом, по мнению суда, непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением. Заметим, что сообщать об открытии или закрытии счета необходимо в письменной форме. Справка-уведомление единого образца утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255.
Ответственность за непредставление налоговой декларации
Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации (штраф предусмотрен ст. 119 НК РФ). Так, непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119). Если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации, то это влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119). Налоговый орган не может привлечь налогоплательщика к ответственности одновременно и на основании п. п. 1 и 2 ст. 119 НК РФ (см. Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734) (с изм. и доп. от 12.05.2004). Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда по итогам налогового (отчетного) периода он не получил прибыли. Следовательно, в графе налоговой декларации "К уплате" проставляется ноль. Так как штраф по ст. 119 НК РФ исчисляется в процентном отношении от суммы налога, то и штраф должен равняться нулю. По мнению налоговой службы, поскольку в п. 1 ст. 119 установлена минимальная сумма штрафа 100 руб., на эту сумму и следует штрафовать, но только в том случае, если подача декларации опоздала менее чем на 180 дней. Если же декларация сдана позже, то штраф вообще не берется, поскольку в п. 2 ст. 119 его минимальная сумма не установлена (см. Письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Арбитражная практика по этому вопросу сформировалась с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором указано, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях нижестоящих судов: привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 в виде взыскания штрафа за нарушения сроков представления налоговых деклараций в размере 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности уплаты налогов по этим декларациям (см. Постановления ФАС Уральского округа от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК, от 27.09.2001 N Ф09-2317/01-128/18; ФАС Западно-Сибирского округа от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001).
Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то штраф составит 5 тыс. руб. Если же деяния совершены в течение более одного налогового периода, то они влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они повлекли и занижение налоговой базы, то штраф составит 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. Арбитражные суды при применении ст. 120 НК РФ исходят из того, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных ею и ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога (см. подраздел "Штрафы за неуплату налога"), недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120, т.е. применение ст. 122 не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122, за неуплату или неполную уплату налога (см. п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это обернется для него штрафом в размере 20% неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ), если при этом действия налогоплательщика были умышленными, то штраф будет исчисляться в размере 40% неуплаченных сумм налога. Как было отмечено ранее, нарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ, довольно близки. Иногда налоговые инспекции пытаются привлечь налогоплательщика за одно и то же нарушение одновременно по двум этим статьям. Такие действия неправомерны. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 18.01.2001 N 6-О пришел к выводу, что такие действия не соответствуют закону, так как никто не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение.
Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Налогоплательщик выполняет обязанности налогового агента при удержании и перечислении: налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых тем или иным людям; НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации; с сумм арендной платы, когда арендует государственное или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа; налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в Российской Федерации, и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам. Если налоговый агент не удержал и (или) не перечислил налог, то он несет ответственность в соответствии со ст. 123 НК РФ. Так, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.
Ответственность за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Арест имущества - способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. При этом действует правило, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем налогового органа. Если на имущество наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 тыс. руб.
Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования. Кроме того, в соответствии со ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Эти мероприятия также называются "встречными проверками". Следовательно, налоговый орган может запросить у налогоплательщика дополнительную информацию в ходе выездных, камеральных и встречных налоговых проверок. Если он не представит в установленный срок в налоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, то будет оштрафован на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщик откажется предоставить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, по запросу налогового органа или будет уклоняться от предоставления таких документов либо предоставит документы с заведомо недостоверными сведениями, то штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126).
(Окончание см. "Финансовая газета", 2005, N 28)
Ю.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 06.07.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |