Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Полномочия органов внутренних дел в сфере налогового контроля ("Бухгалтерский учет", 2005, N 14)



"Бухгалтерский учет", 2005, N 14

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Согласно Налоговому кодексу РФ органы внутренних дел не наделены самостоятельными полномочиями по осуществлению налогового контроля. Они участвуют в выездных налоговых проверках только при наличии соответствующего запроса налоговых органов.

1 июля 2003 г. Указом Президента РФ от 11.03.2003 N 306 была ликвидирована Федеральная служба налоговой полиции РФ. С этого времени МВД России было наделено рядом полномочий в сфере налогового контроля для осуществления функций упраздненной Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

Для реализации новых функций МВД России были внесены изменения в ряд действующих законодательных актов. В частности, права должностных лиц органов внутренних дел, перечисленные в Законе РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции"), были расширены. Им были предоставлены права:

- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

- получать сведения, составляющие налоговую тайну;

- проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Для осуществления полученных полномочий в структуре МВД России было образовано отдельное управление - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

Полномочия и круг обязанностей органов МВД России нельзя считать тождественным полномочиям, которыми располагала ФСНП России.

Состав участников налоговых отношений определен в ст. 9 НК РФ. В этом перечне органы внутренних дел не указаны. В налоговом законодательстве не указывается, что органы внутренних дел выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Также необходимо отметить, что должностным лицам органов внутренних дел не были предоставлены полномочия агентов валютного контроля, которыми в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" располагали должностные лица ФСНП России.

Органы внутренних дел вообще не наделены самостоятельными полномочиями по осуществлению налогового контроля. В п. 2 ст. 36 НК РФ закреплено, что органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в 10-дневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган. Также органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций (ст. 5 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации").

Единственным направлением деятельности органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля является участие в выездных проверках, проводимых должностными лицами налоговых органов. Соответствующее право предусмотрено в Законе "О милиции", а также п. 1 ст. 36 НК РФ. В данной статье определено, что органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов лишь при наличии соответствующего запроса налоговых органов. Также на законодательном уровне четко закреплено положение о том, что органы внутренних дел не имеют права участвовать в камеральных налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля, осуществляемых должностными лицами налоговых органов.

В налоговом законодательстве не определены случаи направления налоговым органом запроса об участии в проверке органа внутренних дел. Порядок взаимодействия налоговых органов и органов МВД России при проведении мероприятий налогового контроля определен в совместном Приказе МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений".

Так, в соответствии с положениями данного Приказа запрос налогового органа об участии представителей органов внутренних дел может быть направлен при следующих условиях:

1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

2) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 36 НК РФ;

3) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

4) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки с участием представителей органов внутренних дел является решение руководителя налогового органа о ее проведении. При этом сотрудники органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки пользуются всеми правами, предусмотренными Законом "О милиции" и Законом РФ от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы - должностное лицо налогового органа.

При необходимости истребование документов в ходе совместной проверки производится в соответствии с положениями п. 1 ст. 93 НК РФ. Следовательно, представителям органов внутренних дел не предоставлено право самостоятельного изъятия документов. Самостоятельное изъятие документов может производиться сотрудниками органов внутренних дел лишь по мотивированному постановлению начальника ОВД (п. 25 ст. 11 Закона "О милиции"), но совместная проверка проводится на основании решения начальника налогового органа. Для обеспечения участия органов внутренних дел в осуществлении налогового контроля сотрудники органов внутренних дел были наделены правом доступа к налоговой тайне.

Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, а также руководителем проверяемой организации (его представителем).

В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, а также неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностные лица налоговых органов и сотрудники органов внутренних дел возбуждают дело об административном правонарушении. Его производство осуществляется в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, ранее рассматриваемых органами налоговой полиции, переданы органам внутренних дел, за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 14.19 КоАП "Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Налоговый кодекс не предоставляет органам внутренних дел полномочий по проведению самостоятельных проверок налогоплательщиков в рамках осуществления мероприятий налогового контроля. Тем не менее ст. 11 Закона "О милиции" содержит положение, согласно которому органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные процедуры регулируются не законодательством о налогах и сборах, а уголовно-процессуальным законодательством, законодательством об оперативно-розыскной деятельности и законодательством об административных правонарушениях, соответственно.

Подобные проверки могут проводиться лишь до момента возбуждения уголовного дела, т.е. в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности. В рамках же расследования уголовных дел о налоговых преступлениях вопросы, связанные с налогообложением, разрешаются путем назначения и производства судебно-налоговой экспертизы в соответствии с положениями гл. 27 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Порядок проведения органами внутренних дел самостоятельных проверок установлен ведомственным нормативным актом - Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Данная Инструкция содержит также перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Правом проведения самостоятельных проверок наделены сотрудники подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование соответствующих преступлений и административных правонарушений. Следует отметить, что состав сотрудников органов внутренних дел, проводящих проверку, указывается в постановлении на проведение данной проверки. Иные должностные лица органов внутренних дел не вправе принимать участия в проведении подобных проверок.

При проведении самостоятельных проверок должностные лица, в частности, наделены следующими правами:

- проводить обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

- производить изъятие предметов, материалов и сообщений, в том числе и первичных учетных документов (п. 8 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете");

- использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями;

- получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.

Срок проверки, осуществляемой должностными лицами органов внутренних дел, ограничен ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Эта статья регулирует порядок рассмотрения сообщений о совершенном или готовящемся преступлении. К подобным сообщениям приравнивается и поступившая в ФСНП информация, являющаяся поводом для проводимой проверки. Максимальный срок проводимой проверки не может превышать 30 суток.

Началом проверки считается день, когда налогоплательщику предъявлено соответствующее постановление, а окончанием - день подписания акта. Причем акт должен быть составлен и в том случае, если проверка не выявила нарушений норм законодательства о налогах и сборах. Форма акта установлена Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177. О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которых проводились указанные мероприятия.

По материалам проверки могут быть приняты следующие решения:

о возбуждении уголовного дела;

о составлении протокола об административном правонарушении;

о передаче материалов для рассмотрения налоговым органам;

о завершении проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства.

Полномочия, предоставленные сотрудникам органов внутренних дел при проведении мероприятий непосредственно налогового контроля, несколько меньше, чем ранее находившиеся в распоряжении органов налоговой полиции. Однако при проведении самостоятельных проверок органы внутренних дел обладают обширными полномочиями. Даже если в результате проверки не будет принято решение о возбуждении уголовного дела или составлен протокол об административном правонарушении, полученная в ходе подобной проверки информация в дальнейшем может быть передана налоговым органам и использована ими при осуществлении мероприятий налогового контроля.

С.Е.Крюков

Ведущий юрист

ООО "Группа НИТОЛ"

Подписано в печать

30.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение ПБУ 18/02 при отражении убытков ("Бухгалтерский учет", 2005, N 14) >
Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы минус расходы). Каков порядок и каковы сроки уплаты ЕСН и страховых взносов в ПФР при выплате промежуточных авансов по заработной плате сотрудникам организации? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 19)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.