Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Цель - не проверки работодателей, а забота о работниках ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 7)



"Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 7

ЦЕЛЬ - НЕ ПРОВЕРКИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ,

А ЗАБОТА О РАБОТНИКАХ

Интервью с управляющей государственным учреждением - Московским региональным отделением ФСС РФ Г.С. Кривушкиной.

- Галина Степановна, в чем состоит задача регионального отделения ФСС?

- Наша цель - социальная поддержка работающих, а также тех, кто в нынешних условиях оказался наименее защищен. Это молодые матери, дети, граждане, потерявшие заработок в связи с болезнью, трудовым увечьем или профзаболеванием. Региональное отделение фонда не только собирает страховые взносы, проводит проверки и налагает штрафы, как думает большинство плательщиков взносов.

- А в чем польза для работодателей от сотрудничества с ФСС?

- За счет средств социального страхования выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением детей, производственной травмой или профессиональным заболеванием. Работников, перенесших серьезные недуги, мы направляем в санатории. Так же мы заботимся о здоровье детей работников, дотируя путевки в оздоровительные и санаторные лагеря. Выплата нами этих пособий, по сути, освобождает работодателей от расходов по содержанию работников, не участвующих в процессе производства в связи с болезнью, рождением детей.

- Однако, общеизвестно, что в нашей стране работодатели предпочитают платить зарплату работникам "в конвертах", экономя при этом, прежде всего, на обязательных взносах в фонды и социальном налоге. Главный аргумент у работодателей перед работниками - государство все равно мало что делает для социальной поддержки граждан, поэтому лучше я все выдам вам "на руки", а вы сами решайте, тратить ли это на здоровье, образование или просто "проесть". Почему такие разные взгляды на один и тот же вопрос?

- Действительно, главная сложность в нашей работе - непонимание со стороны страхователей полезности и значимости деятельности ФСС. По моему мнению, главная причина этого кроется в том, что в нашем обществе еще низок уровень правовой грамотности и информированности. Хотя в последние годы эта проблема теряет остроту, так как предприниматели приобретают опыт, учатся считать деньги, начинают ценить собственные кадры.

Например, многие работодатели не понимают, зачем нужно платить взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Но ведь обязанность по материальному содержанию пострадавшего в связи с несчастным случаем на производстве фонд взял на себя. Так, например, наше Московское отделение ФСС осуществляет ежемесячные выплаты пострадавшим, оплачивает протезно-ортопедическую помощь, лекарства, операции, предоставляет путевки на санаторно-курортное лечение. Расходы работодателей в данном случае нулевые.

Кроме того, у работодателя есть реальная возможность уменьшить свои взносы, установленная законодательством. Чтобы не платить взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в полном объеме, можно потратить их на мероприятия по охране труда. Провести аттестацию рабочих мест, направить работников на периодические медицинские осмотры, оплатить санаторно-курортное лечение сотрудников, работающих во вредных условиях, приобрести средства индивидуальной защиты.

- Представляется, что одной пропагандой деятельности фонда проблему с "конвертными" системами оплаты труда не решить. Но ведь фонд вправе проводить проверки страхователей, налагать штрафы за невыполнение Закона о социальном страховании. Так что в любом случае у фонда есть возможность взыскать взносы с работодателей в принудительном порядке, разве не так?

- Это верно, но есть и другое обстоятельство, осложняющее нашу работу, - неточность, а порой и недостаточность правовых норм. К сожалению, законодательство еще далеко до совершенства. Иногда страхователи "забывают" платить взносы в фонд, соответственно, возникает задолженность. Взыскать ее проблематично. Это можно сделать только до тех пор, пока страхователь еще работает. Но как только возникает дело о банкротстве, шансов на получение денег остается мало. По закону внебюджетные фонды предъявляют требования не самостоятельно, а через налоговые органы и только в третью очередь. При этом возникают другие трудности: сложная процедура, слабый контроль.

- Изменился ли в последнее время механизм контроля за добросовестностью работодателей?

- Да, и связано это с введением Налогового кодекса РФ. До его вступления в силу вопросы контроля и применения мер ответственности к недобросовестным страхователям не были урегулированы в законодательстве. При проведении проверок ревизоры фонда руководствовались "Временной инструкцией" 1991 г., а затем Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования от 2 октября 1996 г. Меры ответственности, предусмотренные этими документами, не обеспечивали надлежащее исполнение фирмами своих обязанностей.

Но в 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса, который четко урегулировал все стадии процесса контроля и применения мер ответственности. Порядок проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах стал единым для налоговых органов и государственных внебюджетных фондов.

Поэтому с 2000 г. фондом применялись штрафные санкции за нарушение порядка регистрации и уплаты страховых взносов, несвоевременное представление отчетности уже в размерах, установленных Налоговым кодексом. Это право нам давали законы о бюджете Фонда социального страхования.

Но самые значительные изменения произошли с введением в 2001 г. единого социального налога. С этого времени начисление и уплату взносов на обязательное социальное страхование, которые вошли в состав ЕСН, контролирует налоговая служба ФНС России. А фонд лишь проверяет правильность расходования средств страхователями. Кроме того, являясь также страховщиком по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, фонд и сегодня полностью осуществляет контроль поступления страховых взносов на эти цели и их расходования. Меры ответственности за нарушение порядка уплаты и расходования взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний предусмотрены Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Они аналогичны мерам ответственности, предусмотренным Налоговым кодексом.

Однако взыскание штрафов не является целью фонда. Санкции применяются для поддержания установленного законодательством порядка. А наша цель - социальная поддержка работающих.

- С какими ведомствами в процессе работы взаимодействует фонд?

- Проводя обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, мы сотрудничаем с Государственной инспекцией труда в г. Москве. По соглашению о сотрудничестве и межведомственном обмене мы совместно проводим расследование производственных несчастных случаев.

Кроме того, мы сотрудничаем с правительством Москвы, его департаментами, Московской федерацией профсоюзов. Так, начиная с 1995 г. мы ежегодно вместе разрабатываем и выполняем несколько социальных программ. Они являются частью комплекса мер социальной защиты жителей столицы.

Разумеется, мы работаем в тесном контакте с налоговой службой. Взаимодействие осуществляем по нескольким направлениям.

Во-первых, совместный контроль. Налоговое ведомство контролирует начисление и уплату части единого социального налога, поступающего в ФСС. А филиалы Московского отделения фонда проверяют правильность расходования средств обязательного социального страхования.

Во-вторых, с 2004 г. введена система регистрации "одно окно" для фирм и индивидуальных предпринимателей. С этого момента регистрация новой компании в исполнительных органах фонда в качестве страхователя стала общей задачей налоговой службы и ФСС.

В-третьих, в соответствии с Законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" ФНС России является уполномоченным органом по предъявлению требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве. Поэтому фонд должен своевременно представлять в налоговые органы сведения о должниках, не перечисляющих страховые взносы.

Интервью провела

М.Д.Бояринцева

Корреспондент журнала

Подписано в печать

30.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обмен бракованного товара ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 26) >
Статья: Судебная бухгалтерия ("Налоговый учет для бухгалтера", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.