Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Федеральному закону от 09.05.2005 N 45-ФЗ ("Современный бухучет", 2005, N 7)



"Современный бухучет", 2005, N 7

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 09.05.2005 N 45-ФЗ

Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 45-ФЗ) внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также в некоторые другие законодательные акты, в частности, в Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ), Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 25 Закона N 45-ФЗ он вступает в силу по истечении девяноста дней после для его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 13.05.2005 N 100).

Рассмотрим внесенные изменения подробнее.

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Законом N 45-ФЗ п. 1 ст. 3.2 "Виды административных наказаний" КоАП РФ дополнен таким видом наказания, как административное приостановление деятельности. Этим обусловлено внесение изменений и в другие законодательные акты.

Порядок назначения наказания в виде административного приостановления деятельности (АПД) установлен введенной в КоАП РФ ст. 3.12 "Административное приостановление деятельности".

В чем заключается и в каких случаях применяется этот вид наказания?

Пунктом 1 ст. 3.12 КоАП РФ установлено, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток (п. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 3.12 КоАП РФ этот вид наказания назначается судьей.

Административное приостановление деятельности осуществляется в следующем порядке.

При обнаружении правонарушения, за совершение которого возможно назначение наказания в виде АПД, применяется мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности. Порядок осуществления временного запрета деятельности установлен введенной Законом N 45-ФЗ ст. 27.16 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ст. 27.16 КоАП РФ временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде АПД.

Пунктом 1 ст. 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности. Срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности (ст. 27.17 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

В соответствии с п. 5 ст. 29.6 КоАП РФ (введен Законом N 45-ФЗ) дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде АПД и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Пунктом 2 ст. 29.10 КоАП РФ устанавливается, что при назначении судьей административного наказания в виде АПД решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности.

Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности осуществляется в соответствии со ст. 32.12 КоАП РФ. Пунктом 2 указанной статьи установлено, в частности, что при административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об АПД мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде АПД. Применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения, при АПД не допускается.

В соответствии с п. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не может обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возможно в случаях:

- нарушения законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ). В соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в редакции от 30.12.2004 за нарушение законодательства о труде и об охране труда наказываются должностные лица (к которым в целях КоАП РФ приравниваются и индивидуальные предприниматели). На них налагается административный штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Согласно новой редакции п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за предусмотренное этой нормой нарушение ответственны и юридические лица. На них налагается административный штраф в размере от 300 до 500 МРОТ или АПД до 90 суток;

- нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);

- нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ);

- нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения (ст. 6.5 КоАП РФ);

- нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (ст. 6.6 КоАП РФ);

- пропаганды либо незаконной рекламы наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13 КоАП РФ);

- несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ);

- нарушения правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде (ст. 8.3 КоАП РФ);

- уничтожения плодородного слоя почвы, а равно порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (п. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);

- нарушения режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (п. 2 ст. 8.12 КоАП РФ);

- невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования (п. 2 ст. 8.13 КоАП РФ);

- нарушения правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты (п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ);

- выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредного физического воздействия на него без специального разрешения (п. 1 ст. 8.21 КоАП РФ);

- нарушения правил эксплуатации, неиспользования сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использования неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры (п. 3 ст. 8.21 КоАП РФ);

- загрязнения лесов сточными водами, химическими, радиоактивными или другими вредными веществами либо промышленными или бытовыми отходами или выбросами (п. 2 ст. 8.31 КоАП РФ);

- совершения действий (бездействия), предусмотренных п. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, совершенных в лесах первой группы (п. 3 ст. 8.31 КоАП РФ);

- производства лесосплава, строительства мостов, дамб, транспортировки древесины или другой лесной продукции с лесосек, осуществления взрывных или иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия (ст. 8.38 КоАП РФ);

У нарушения норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения (ст. 9.2 КоАП РФ);

- нарушения обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий (п. 1 ст. 9.4 КоАП РФ);

- совершения действий, предусмотренных п. 1 ст. 9.4 КоАП РФ, повлекших потерю несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий (п. 2 ст. 9.4 КоАП РФ);

- ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП РФ);

- нарушения правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП РФ);

- нарушения правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3 КоАП РФ);

- нарушения правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ);

- нарушения ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8 КоАП РФ);

- нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, а равно пуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 11.20 КоАП РФ);

- нарушения правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдения государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения (п. 2 ст. 13.4 КоАП РФ);

- несоблюдения установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст. 13.7 КоАП РФ);

- продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (п. 2 ст. 14.4 КоАП РФ);

- нарушения требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 "Нарушение правил пожарной безопасности в лесах", ст. 11.16 "Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте" КоАП РФ (п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности юридических лиц возможно также в случаях:

- нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (п. 1 ст. 9.1 КоАП РФ);

- нарушения требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах (п. 2 ст. 9.1 КоАП РФ);

- неисполнения организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля (ст. 15.27 КоАП РФ);

- нарушения правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ). Статья 6.15 КоАП РФ введена Законом N 45-ФЗ. Согласно указанной статье данное нарушение влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой либо АПД на срок до 90 суток с конфискацией веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, или без таковой.

Обращаем внимание, что Законом N 45-ФЗ увеличен размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц и юридических лиц, и установлена мера ответственности в виде дисквалификации должностных лиц за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Согласно новой редакции п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Увеличен размер штрафа, налагаемого на должностных лиц, и установлена мера ответственности в виде их дисквалификации на срок до трех лет за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориального органа (п. 2 ст. 19.5 КоАП РФ), а также за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа (п. 3 ст. 19.5 КоАП РФ). Размер штрафа составляет от 50 до 100 МРОТ.

Гражданский кодекс РФ

Законом N 45-ФЗ внесены изменения в ст. 1070 ГК РФ, устанавливающую ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Согласно новой редакции п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный юридическом лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Законодательство о труде

Изменения внесены в ст. ст. 74 и 220 ТК РФ.

Согласно изменениям, внесенным в ст. 74 ТК РФ, в случаях приостановления деятельности в порядке, предусмотренном законом, допускается перевод работника на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

В соответствии со ст. 220 ТК РФ в редакции Закона N 45-ФЗ на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

Аналогичное изменение внесено в п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

Н.Ю.Иришина

Консультант журнала

"Современный бухучет"

Подписано в печать

28.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Общие правовые последствия недействительности сделок ("Нотариус", 2005, N 4) >
Статья: Учет финансовых вложений ("Современный бухучет", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.