Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Встречная проверка как форма налогового контроля ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 7)



"Практическая бухгалтерия", 2005, N 7

ВСТРЕЧНАЯ ПРОВЕРКА КАК ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Налоговые инспекции считают встречные проверки наиболее эффективным средством борьбы с так называемыми схемами ухода от налогообложения. Когда фирма может столкнуться со встречной проверкой? Кто вправе ее проводить? Что могут, а что не могут требовать проверяющие? Об этом мы беседуем с Юрием Лермонтовым, советником налоговой службы II ранга.

- Юрий Михайлович, какими нормативными актами регулируется процедура проведения встречных проверок?

- Статьей 87 Налогового кодекса. В ней сказано: если при проведении камеральных и выездных проверок у налоговой инспекции возникнет необходимость получить информацию о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то она вправе потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого. Изучение полученных документов и составляет предмет встречной проверки. Никаких других упоминаний об этой форме налогового контроля в законодательстве нет.

- Допустим, инспекция из Оренбурга напрямую обратилась к московской организации с требованием представить документы. В какой срок должно быть исполнено это требование?

- Срок представления документов установлен ст. 93 Налогового кодекса и составляет пять дней. Как правило, если документы запрашивает инспекция, в которой налогоплательщик на учете не состоит, то запрос ему направляется по почте. Соответственно, пятидневный срок отсчитывается с того момента, когда запрос был получен. Но такая практика мало распространена. Обычно применяется второй вариант, когда инспекция, у которой возникла необходимость во встречной проверке, направляет мотивированный запрос в инспекцию, где состоит на учете связанный с налогоплательщиком контрагент. И тогда "местная" инспекция самостоятельно запрашивает и проверяет все необходимые документы.

- А вправе ли налоговая инспекция требовать документы у предприятия, которое работает вне ее адресного пространства?

- Встречные проверки могут проводиться как налоговой инспекцией, непосредственно осуществляющей выездную или камеральную проверку, так и инспекцией, где контрагент налогоплательщика состоит на учете. Поэтому такое право у налоговых органов есть.

- Скажите, в календарных или рабочих днях исчисляется срок, отпущенный на подготовку документов?

- Налоговый кодекс не дает ответа на этот принципиальный вопрос. Но арбитражная практика исходит из положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности толкуются в пользу налогоплательщика. Поэтому срок следует исчислять в календарных днях. Такая позиция отражена, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2003 г. по делу N Ф04/3562-1013/А46-2003.

- Какие предприятия наиболее "рискованны" с точки зрения встречных проверок?

- Практика показывает, что вероятность встречной проверки повышается, если контрагент предприятия относится к категории крупнейших или основных налогоплательщиков. Кроме того, встречную проверку проведут, если организация ликвидируется либо если у налоговой инспекции есть соответствующее поручение правоохранительного или вышестоящего налогового органа. Еще один критерий: налогоплательщик не представляет отчетность. Наконец, очень часто встречные проверки затрагивают контрагентов тех предприятий, которые предъявляют к возмещению значительные суммы НДС.

- Бухгалтеры часто спрашивают: кем должны быть заверены копии документов, которые представляются в ходе встречной проверки?

- В ст. 93 Налогового кодекса сказано, что документы представляются в виде копий, заверенных "должным образом". Заверенные должным образом - не означает удостоверенные нотариально. Как правило, документы заверяются подписью руководителя и печатью организации - этого достаточно.

- Какие санкции предусмотрены за непредставление документов в рамках встречной проверки?

- Если налогоплательщик нарушит срок, установленный инспекцией, то его могут оштрафовать на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если же он откажется исполнить запрос инспекции, станет уклоняться от представления документов или представит их с заведомо искаженными сведениями, то размер штрафа составит пять тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

- Такие штрафы неизбежны, или в суде все-таки можно оспорить решение инспекции?

- Решение можно оспорить, если в ходе встречной проверки инспекция превысила свои полномочия либо отклонилась от существующего регламента. Рассматривая подобные споры, судьи указывают, что налоговый орган вправе требовать только те документы, которые относятся к финансово-хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика. Если это требование не выполняется, то результаты встречной проверки могут быть признаны недействительными. Например, в Постановлении от 29 сентября 2003 г. по делу N А26-2708/03-211 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил, что инспекция не имеет права требовать у организации сведения о поставщиках, в отношении которых налоговая проверка не проводится. Поэтому арбитры признали необоснованным требование предоставить информацию обо всех предприятиях, которые участвовали в обороте товаров, в дальнейшем поставленных на экспорт.

Кроме того, хочу отметить, что встречная проверка не имеет самостоятельного правового статуса. Ее можно проводить лишь в рамках выездных или камеральных налоговых проверок. Следовательно, если у вашего контрагента проверка не проводится, а инспекция запрашивает у вас информацию по финансово-хозяйственным взаимоотношениям с ним, то это тоже неправомерно. И если вы не представите требуемые документы, а инспекция попытается привлечь вас к ответственности, то суд может отменить ее решение.

- И последний вопрос. Юрий Михайлович, должна ли инспекция проинформировать налогоплательщика о результатах встречной проверки?

- Нет. После того как документы получены, инспекция направляет материалы встречной проверки в налоговый орган, который запросил соответствующую информацию. Сообщать о результатах проверки налогоплательщикам инспекции не обязаны.

Беседовал

И.Анашкин

Ведущий эксперт ПБ

Подписано в печать

27.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Пересчитайте пени и почувствуйте разницу ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 7) >
Статья: Покупка части фирмы "с рук" ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.