Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 31.05.2005 N ММ-6-03/450 ("Консультант", 2005, N 14)



"Консультант", 2005, N 14

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ

ОТ 31.05.2005 N ММ-6-03/450

Инспекторы ответили на 17 актуальных вопросов, связанных с расчетом НДС при торговле с Белоруссией. Из Письма импортеры и экспортеры, в частности, узнают, можно ли не платить налог при импорте, если есть переплата, и как подтвердить нулевую ставку. А также обоснован ли экспорт, когда оплата получена от третьего лица либо поступила на счет посредника, который вывез товар.

Разные цели - разные даты?

Для уплаты НДС при ввозе товаров из Белоруссии принципиальное значение имеет дата постановки их на учет, поскольку перечислить налог необходимо до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошла эта операция (п. 5 разд. I Приложения к Соглашению). При ввозе основных средств нужно поступать точно так же, ведь в ст. 1 Соглашения разъяснено, что в этом документе "товарами" считается любое движимое и недвижимое имущество. В Письме инспекторы разъяснили, что следует понимать под датой принятия основных средств на учет в целях определения момента возникновения налоговой базы. По их мнению, обязанность уплатить налог у импортера возникнет уже при отражении стоимости приобретенных объектов на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (или 07 "Оборудование к установке", если приобретенное оборудование требует монтажа). Организации нет необходимости дожидаться ввода основного средства в эксплуатацию и отражения его на счете 01.

Однако дата постановки на учет важна не только для начисления налога, от нее зависит и право организации на вычет. В опубликованном Письме инспекторы не дают ответа на вопрос, как следует определять эту дату в целях применения вычета. Но ранее они отмечали, что вычет возможен лишь после отражения стоимости имущества на счете 01 (Письмо МНС России от 28.07.2004 N 03-1-08/1876/14). При этом налоговые работники сознательно не принимали во внимание противоположную позицию ВАС РФ, указавшего в Постановлении от 24.02.2004 N 10865/03, что вычесть НДС по импортному оборудованию, которое требует монтажа, можно уже после учета его на счете 07.

Недавно этот вопрос рассмотрел и Минфин. В своем Письме от 05.05.2005 N 03-04-08/111 он поддержал позицию инспекторов. Как разъяснили финансисты, при импорте из Белоруссии имущества, которое удовлетворяет всем критериям основного средства, вычет возможен лишь после учета его на счете 01, поскольку в период отражения стоимости актива на счетах 07 или 08 для операций, облагаемых НДС, это имущество еще не используется.

Получается, что для целей начисления и вычета НДС организации придется определять дату постановки на учет по-разному. Но именно в случае с белорусским импортом задержки с вычетом из-за того, что организация дождалась ввода основного средства в эксплуатацию, может не возникнуть. ФНС в Письме от 02.03.2005 N ММ-6-03/167 разъяснила, что для подтверждения уплаты НДС при импорте из Белоруссии помимо платежных документов необходимо иметь заявление о ввозе с отметкой инспекции о перечислении НДС и декларацию, в которой отражена сумма налога к уплате. В связи с этим, а также с учетом пояснений, которые дали инспекторы в опубликованном Письме при ответе на вопрос 7, выходит, что по объектам, ввезенным, например, в июне, уплаченный НДС можно отразить в вычетах лишь в декларации за июль. И если постановка на счет 01 произойдет в июле, то никакой задержки с вычетом не будет.

Спецрежим: без вычета, но со штрафом

Ряд организаций и предпринимателей по российскому законодательству не являются плательщиками НДС, за исключением налога, который необходимо платить при ввозе товаров из-за рубежа. К их числу относятся фирмы и коммерсанты, которые перешли на уплату сельхозналога, применяют "вмененку" или "упрощенку", а также получили освобождение от НДС по ст. 145 Налогового кодекса (п. 3 ст. 145, п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Все перечисленные спецрежимники и при ввозе товаров из Белоруссии должны платить НДС (п. 1 разд. I Приложения к Соглашению). Причем за месяц, в котором ввезенные из Белоруссии товары были поставлены на учет, таким фирмам необходимо подать декларацию по НДС. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором продукция была принята на учет (п. 6 разд. I Приложения к Соглашению). В Соглашении не прописаны санкции за несоблюдение этого срока. Нет также и указания на то, что налоговые работники могут применять меры ответственности, установленные национальным законодательством, как в случае с несвоевременной уплатой налога. Однако инспекторы в Письме указывают, что если спецрежимник не представит декларацию в указанный срок, то с него будет взыскан штраф по ст. 119 Налогового кодекса.

Кроме этого областное налоговое управление отмечает, что спецрежимники принять к вычету НДС, уплаченный при ввозе белорусских товаров, не могут. Дело в том, что вычет производится по правилам Налогового кодекса. Пункт 1 ст. 171 этого документа установил, что право на вычет имеют только налогоплательщики НДС. А, как мы отметили выше, организации и предприниматели, применяющие специальные режимы или освобождение от налога по ст. 145 Налогового кодекса, таковыми не являются.

Тонкости зачета

У импортера, имеющего переплату по НДС в размере, который покрывает налог, причитающийся к уплате при ввозе белорусских товаров, возникает вопрос: может ли он не перечислять НДС в бюджет? А одновременно с ним и другой: если фактической уплаты не будет, поставит ли инспектор отметку на заявлении о ввозе, необходимую для вычета налога?

Проставление этих отметок налоговые работники производят в Порядке, который утвержден Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н. Он устанавливает, что импортер должен подать в инспекцию заявление о ввозе одновременно со специальной "белорусской" декларацией по НДС. При этом организации необходимо представить выписку из банка, подтверждающую факт уплаты налога, а также договор с белорусским поставщиком, транспортные и товаросопроводительные документы. Получив эти бумаги, инспекторы в течение 10 дней проведут их камеральную проверку. И при положительном решении проставят отметку об уплате налога на заявлении о ввозе товаров.

Если же импортер не станет перечислять налог, то основного документа - банковской выписки - у него не будет. Налоговое ведомство развеяло сомнения организаций. По его мнению, это не повод для отказа в проставлении отметки о полной уплате налога. Организация-импортер, у которой есть переплата по специальному "белорусскому" КБК 182 1 04 01000 01 1000 110, может не платить НДС при ввозе белорусских товаров. После проведения зачета инспектор поставит отметку на заявлении.

По поводу возможности зачета переплаты по другим налогам в счет "белорусского" НДС инспекторы ничего не пишут. Поэтому импортеру, который захочет произвести такую переброску, можно посоветовать подать соответствующее заявление пораньше. Чтобы в случае отказа он успел заплатить НДС, указанный в "белорусской" декларации, до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были поставлены на учет.

Так лишний ли третий?

В Письме есть ответы и на вопросы, которые заинтересуют экспортеров. Например, возможно ли применение нулевой ставки, если взаиморасчеты за товары, вывезенные в Республику Беларусь, производятся через третьих лиц? Будет ли выписка банка, подтверждающая поступление выручки не от покупателя товаров, основанием для отказа в подтверждении экспорта?

В отношении взаиморасчетов через третьих лиц налоговые работники отметили, что для подтверждения экспорта организации необходимо одновременно с декларацией представить в налоговую, в частности, бумаги, подтверждающие поступление экспортной выручки. Так, в п. 2 разд. II Приложения к Соглашению установлено, что при безналичных расчетах необходима выписка банка. Если же оплата производится наличными, то потребуются копии приходных кассовых ордеров и выписка банка, свидетельствующая о зачислении выручки на счет. А в случае с бартером - документы, подтверждающие ввоз товаров из Белоруссии и постановку их на учет.

При этом в Письме подчеркнуто, что выписка и кассовые ордера должны подтверждать поступление выручки именно от покупателя. А при бартере необходим единый контракт, содержащий цены товаров. В иных же случаях применение нулевой ставки считается необоснованным.

Подобные требования к подтверждению экспорта в другие страны есть и в Налоговом кодексе (пп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ). Но при этом российское законодательство вовсе не запрещает применение нулевой ставки в случаях, когда оплата по контракту поступает через третье лицо, например комиссионера, участвующего в расчетах. Правда, для подтверждения экспорта комитенту понадобятся дополнительные документы: посреднический договор, экспортный контракт с белорусским покупателем и документы, подтверждающие поступление оплаты от белорусского партнера на счет посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ).

В Соглашении такие нюансы не предусмотрены. Однако оно обязывает экспортера помимо документов, непосредственно в нем указанных, представлять и другие бумаги, предусмотренные национальным законодательством. То есть при вывозе товаров в Белоруссию через посредника, в том числе участвующего в расчетах, экспортер представит в налоговую и перечисленные выше дополнительные документы. Но вот признают ли инспекторы белорусский экспорт подтвержденным - судить сложно. Для вывоза товаров в прочие страны такой комплект документов считается достаточным обоснованием применения нулевой ставки.

Сомнения в возможности налогообложения по экспортной ставке вывоза товаров в Белоруссию, осуществленного через посредника, возникают уже на стадии регистрации счетов-фактур в инспекции. Так как Порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н, предусматривает, что сделать это должен именно собственник товара. Однако, как нам разъяснили в отделе косвенных налогов Минфина, посредник, выставивший покупателю счет-фактуру от своего имени, может зарегистрировать его в инспекции. Правда, за отметкой нужно обращаться в ту налоговую, в которой состоит на учете собственник товара. Кроме того, посреднику необходимо составить счет-фактуру особым образом: в качестве продавца комиссионер укажет себя, а вот в качестве грузоотправителя в документе должен фигурировать комитент.

В Письме рассмотрена и ситуация, когда за экспортный товар расплатился не сам белорусский покупатель, а другая фирма по его просьбе. Налоговые работники снова указывают, что в Соглашении содержится обязательное условие о поступлении выручки именно от покупателя. Правда, при этом замечают, что банковская выписка, свидетельствующая о поступлении оплаты от третьего лица, будет поводом для отказа в подтверждении экспорта лишь в одном случае: если налоговые работники докажут, что плательщик не действовал в интересах покупателя.

Как налоговые работники будут применять эту оговорку на практике, пока неясно. Однако надо отметить, что такая позиция находит отражение в арбитражной практике, сложившейся по вопросу подтверждения экспорта в другие страны (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 24.05.2004 N КА-А40/4079-04, от 09.04.2004 N КА-А41/2521-04).

Подписано в печать

27.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Закрываем полугодие ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 7) >
Вопрос: В налоговой инспекции мне сказали, что фирма, применяющая "упрощенку" (объект налогообложения - доходы), должна начислять амортизацию на основные средства. Правда ли это? ("Консультант", 2005, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.