Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: НДС при неподтвержденном экспорте ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 26)



"ЭЖ-Юрист", 2005, N 26

НДС ПРИ НЕПОДТВЕРЖДЕННОМ ЭКСПОРТЕ

Экспортеры товаров, не собравшие пакет документов в течение 180 дней с даты отгрузки товаров на экспорт, обязаны согласно ст. 165 НК РФ начислить НДС.

Как производить начисление налога? В абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ указано, что налогообложение производится по ставкам 10% и 18%, а в Инструкции по заполнению декларации по НДС по ставке 0% сказано, что налогообложение производится по налоговым ставкам 10/110, 18/118.

В форме декларации по НДС по ставке 0% в разд. 2 указаны ставки налога 10/110 и 18/118. Причем в Инструкции по заполнению декларации по НДС сказано, что "формы декларации и инструкция по их заполнению являются обязательными для налогоплательщиков".

Так чем же нам руководствоваться и как начислять НДС при неподтвержденном экспорте?

Для экспортеров, документально не подтвердивших экспорт в установленный срок, вопрос о применении ставки НДС далеко не праздный. Ведь противоречие закралось не куда-нибудь, а в налоговую декларацию.

Явное несоответствие в этой части норм Приказов МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644 и N БГ-3-03/25 от 28.07.2004 нормам НК РФ поставило и организации-экспортеры, и налоговые органы, и суды перед непростым решением: какую ставку применять: 18% (10%) или так называемую расчетную ставку 18/118 (10/110).

По смыслу п. 1.1 разд. 2 формы налоговой декларации по НДС, утвержденной Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644, и разд. 4 Инструкции по заполнению налоговой декларации по НДС, утвержденной Приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, в случае реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено, размер НДС должен быть определен в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ расчетным методом по ставкам НДС 10/110 или 18/118 - т.е. как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В то же время в ч. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ прямо предусмотрено, что если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10% или 18% соответственно. Если впоследствии налогоплательщик представит в налоговые органы документы, обосновывающие применение ставки 0%, то уплаченные суммы НДС подлежат возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 176 НК РФ.

Таким образом, ни п. 4 ст. 164 НК РФ, содержащим перечень случаев, когда в соответствии с НК РФ сумма НДС определяется расчетным методом, ни ч. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ не предусмотрена возможность определения расчетным методом суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет в связи с непредставлением в 180-дневный срок указанных в п. п. 1 - 5 ст. 165 НК РФ документов.

Указанные же Приказы МНС России в силу ст. ст. 1 и 4 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах.

В результате таких рассуждений получается, что в случае реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, по которым в течение 180 дней не собран пакет документов в порядке п. п. 1 - 5 ст. 165 НК РФ, подлежит начислению НДС по ставке 10% или 18% соответственно.

Арбитражные суды в своих решениях придерживаются аналогичной позиции (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2004 N А66-9482-03). Да и может ли быть иначе, раз подобный вывод вытекает непосредственно из норм НК РФ?

С точки зрения законодателя тоже все вроде бы логично. Освобождение от уплаты НДС предприятий-экспортеров - практика не только отечественного налогового законодательства, но и большинства других стран. Следовательно, по мнению авторов Налогового кодекса, не должна возникать и проблема с уплатой НДС: при представлении в налоговый орган в установленный срок всех подтверждающих экспорт документов экспортер уплачивать НДС не должен.

А если все же собрать документы не успел - что ж, налог придется заплатить, но опять-таки "не навсегда", а лишь до сбора всей необходимой документации. И уплаченный НДС здесь вроде бы выполняет даже не фискальную, а скорее обеспечительную функцию. Собрал документы, представил их в налоговый орган - получи свой НДС назад из бюджета.

На деле же получается иное. Экспортер при составлении контракта с иностранным покупателем исходит из того, что налогоплательщиком НДС он являться не будет и НДС в контрактную цену не включает. Да и покупатель, памятуя о льготе по НДС, вряд ли согласится с отражением суммы НДС в контракте. С точки зрения НК РФ оба совершенно правы.

Когда же по каким-либо причинам российский экспортер не может своевременно подтвердить экспорт, НДС ему придется уплачивать из собственных средств, в надежде когда-нибудь получить возмещение из бюджета.

При этом выделение НДС расчетным методом из суммы экспортного контракта не имеет под собой ни правового, ни экономического основания. Налоговой базой по НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а не за ее пределами. Лишь в п. 4 ст. 164 НК РФ предусмотрен расчетный порядок налоговой базы, когда законом предполагается, что НДС уже заложен в сумме денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).

В случае же применения к экспортным операциям расчетных налоговых ставок налоговая база искусственно занижается, на что обращают внимание налоговые органы и привлекают незадачливых экспортеров к налоговой ответственности.

Пример. Сумма экспортной выручки составила 1 000 000 руб. При применении налоговой ставки 18% сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, составит 180 000 руб. А при определении суммы НДС расчетным методом - 152 542 руб. Образовавшуюся разницу в размере 27 458 руб. налоговые органы расценивают как недоимку.

Помимо указанной задолженности по уплате суммы НДС в бюджет, налоговики предъявляют требование по уплате пеней в соответствии со ст. 75 НК РФ, а также привлекают налогоплательщика к ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

Но если против доплаты НДС и пеней, учитывая предыдущие рассуждения, возразить трудно, то правомерность привлечения к налоговой ответственности вызывает большие сомнения.

Согласно п. 3 ст. 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, а следовательно, исключающим и саму возможность привлечения лица к налоговой ответственности (п. 2 ст. 109 НК РФ), признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Таким образом, содержащееся в Приказах МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644 и от 28.07.2004 N БГ-3-03/25 правило об определении суммы НДС при неподтвержденном экспорте расчетным методом по ставкам НДС 10/110 или 18/118 вполне может расцениваться как основание освобождения от налоговой ответственности.

Но как в таком случае следует заполнять разд. 2 налоговой декларации по НДС "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено"?

Представляется, что в декларации по строкам п. 1.1 в столбце 4 "Налоговая база" должна отражаться сумма экспортной выручки, увеличенная на сумму НДС. А в столбце 6 "Сумма НДС" - отражаться сумма НДС.

Хочется также надеяться, что Минфин России рано или поздно обратит внимание на данное несоответствие и внесет соответствующие изменения в Приказы МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644 и от 28.07.2004 N БГ-3-03/25.

Л.Зуйкова

К. э. н.,

эксперт "ЭЖ-Юрист"

Подписано в печать

24.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Издательство выпускает периодические печатные издания - журналы не рекламного характера. Какая ставка НДС действует в 2005 г. в отношении издательской подписки, которую читатели оформляют непосредственно в издательстве? ("Российский налоговый курьер", 2005, N 13-14) >
Вопрос: Может ли физическое лицо воспользоваться имущественным вычетом в 2005 г., если квартира была приобретена в 2001 г.? Имеет ли имущественный вычет при покупке жилья "срок давности"? ("Российский налоговый курьер", 2005, N 13-14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.