|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Государственная пошлина, которую администрирует ФНС России ("Российский налоговый курьер", 2005, N 13-14)
"Российский налоговый курьер", 2005, N 13-14
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, КОТОРУЮ АДМИНИСТРИРУЕТ ФНС РОССИИ
С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава Налогового кодекса Российской Федерации - 25.3 "Государственная пошлина". Поговорим о том, какие виды государственной пошлины администрирует ФНС России, а также как вернуть излишне уплаченную пошлину.
Как ФНС России стала администратором судебной госпошлины
С 1 января 2005 г. действует не только новая глава Налогового кодекса о государственной пошлине, но и новые положения Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), а также Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (далее - Закон N 173-ФЗ). Согласно этим Законам основные источники доходов бюджетов России закреплены за главными распорядителями - администраторами поступлений в бюджеты, которыми являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. При этом Правительству РФ принадлежит право уточнять основные источники доходов Российской Федерации, закрепленные за конкретными администраторами в случае, если их функции меняются. Администраторы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет платежей, пеней и штрафов по ним. Кроме того, они начисляют, учитывают, взыскивают и принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) в бюджет сумм. В настоящее время главными распорядителями средств федерального бюджета (в том числе государственной пошлины) являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (ст. 158 Бюджетного кодекса). Но в будущем главными распорядителями средств федерального бюджета станут все федеральные органы исполнительной власти. А именно: федеральные министерства, агентства и службы. Такие положения заложены в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг. Документ одобрен Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
Согласно Законам N 115-ФЗ и N 173-ФЗ государственную пошлину по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в арбитражных судах и конституционных судах, администрировали соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Правительство РФ воспользовалось своим правом и уточнило администратора данного вида доходов федерального бюджета. Это отражено в Приказе Минфина России от 23.03.2005 N 47н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н". Как следует из Приказа, права по администрированию судебной госпошлины переданы ФНС России.
Виды госпошлины, подконтрольные ФНС России
Посмотрим, какие виды доходов бюджетов РФ администрирует Федеральная налоговая служба. Согласно Закону N 173-ФЗ и уточнениям, которые внесены Приказом Минфина России N 47н, ФНС России является администратором государственной пошлины: - за государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, изменений, вносимых в их учредительные документы, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица (КБК - 182 1 08 07010 01 1000 110); - за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц (КБК - 182 1 08 07030 01 1000 110); - за государственную регистрацию договоров коммерческой концессии (субконцессии), изменений, вносимых в такие договоры, прочих государственных пошлин за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий (КБК - 182 1 08 07200 01 1000 110); - за совершение действий, связанных с лицензированием, проведением аттестаций в случаях, когда такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации (КБК - 182 1 08 07080 01 1000 110); - по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (КБК - 182 1 08 01000 01 1000 110); - по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ (КБК - 182 1 08 02000 01 1000 110); - по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями (КБК - 182 1 08 03000 01 1000 110). Налоговые органы ведут учет совершенных ими юридически значимых действий, исчисленных и уплаченных сумм госпошлины. Для осуществления этих функций ФНС России разработала такие формы информационного ресурса, как Журнал учета совершенных налоговыми органами юридически значимых действий в отношении организаций, исчисленных и уплаченных сумм государственной пошлины и Журнал учета совершенных налоговыми органами юридически значимых действий в отношении физических лиц, исчисленных и уплаченных сумм государственной пошлины. Они утверждены Приказом ФНС России от 03.05.2005 N ШС-3-04/189@.
Как вернуть госпошлину
Налоговые органы осуществляют возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины. Это закреплено п. 3 ст. 333.40 НК РФ. Возврат госпошлины производится на основании заявления ее плательщика. Такое заявление надо подать в инспекцию по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) госпошлина. К заявлению плательщик должен приложить платежные поручения или квитанции с отметками банка. Если речь идет о полном возврате уплаченной госпошлины, понадобятся оригиналы указанных платежных документов. При частичном возврате пошлины к заявлению достаточно приложить копии. Обратите внимание: указанное заявление можно подать в налоговые органы только в течение трех лет со дня уплаты. Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи заявления за счет средств того бюджета, в который поступила переплата. Функцию возврата госпошлины осуществляет орган Федерального казначейства в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н). Первые три знака 20-значного КБК Российской Федерации должны соответствовать коду Федеральной налоговой службы - 182. Таким образом, налоговые органы являются администраторами государственной пошлины, зачисляемой на код 182, а значит, и осуществляют только ее возврат.
Л.Н.Крыканова Советник налоговой службы РФ II ранга Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины ФНС России Подписано в печать 24.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |