|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Турагент может разориться на путевках ("Московский бухгалтер", 2005, N 7)
"Московский бухгалтер", 2005, N 7
ТУРАГЕНТ МОЖЕТ РАЗОРИТЬСЯ НА ПУТЕВКАХ
В летнюю пору в столичных турфирмах не протолкнуться. Кажется, что пол-Москвы хочет уехать, улететь, уплыть прочь из жаркого и пыльного города. Турфирмы стремятся получить максимальную прибыль от повышенного спроса на путешествия. Для этого им необходимо выбрать наиболее выгодную форму сотрудничества с туроператорами. Дело в том, что разные виды договоров могут повлечь различные налоговые последствия.
Купля-продажа
Туроператоры формируют, рекламируют и продают туры. Турагенты их только продвигают и реализуют (ст. 1 Закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Московские турагенты, которые работают на упрощенке, заключают договоры купли-продажи с туроператорами на покупку у них путевок. Это никак не меняет обычный порядок расчета базы по единому налогу, если они выбрали объект "Доходы". Но если турагенты считают налог исходя из разницы между доходами и расходами, то финансовые потери от таких договоров очевидны. Налоговые инспекторы считают, что спецрежимник не может относить стоимость туристических путевок, приобретенных по договорам купли-продажи, на расходы (Письма УФНС по Московской области от 8 апреля 2005 г. N 22-19/4554, УМНС по г. Москве от 25 сентября 2003 г. N 21-09/52784). Соответственно турагент не должен их учитывать при расчете базы по единому налогу. Дело в том, рассуждают чиновники, что перечень расходов, учитываемых при вычислении налога, закрытый. То есть бухгалтер не сможет снизить налоговую базу на неназванные в этом списке затраты. Поскольку речь идет о договоре купли-продажи, стоит сказать, что расходом в целях расчета единого платежа может стать оплата товаров, приобретенных для дальнейшей перепродажи (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но тут инспекторы обращают внимание на понятие туристической путевки, которое гласит, что это документ, который подтверждает передачу покупателю права на тур (Закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ). А тур в свою очередь - это комплекс услуг по размещению, питанию туристов, перевозке и других. Таким образом, путевка представляет собой не товар, а имущественное право. Ведь товаром считается любое реализуемое или предназначенное для продажи имущество, кроме имущественных прав (п. 3 ст. 38 НК РФ). А расходы на покупку прав в перечне не предусмотрены. Поэтому бухгалтер должен учесть всю сумму от реализации путевки в составе доходов (ст. 346.15 НК РФ).
Получается, что турагент в итоге должен будет уплатить единый налог с полной суммы, поступившей от туриста за реализованные ему путевки. Однако некоторые юристы считают, что туристский продукт, который представляет собой право на тур, продаваемый клиенту, является товаром. Они указывают, что если фирма продает и продвигает турпродукты сторонних организаций, то она участвует в торговой или посреднической деятельности (п. 49 Приказа Госкомспорта от 4 декабря 1998 г. N 402). С этой точки зрения путевку можно классифицировать как товар. Товаром, как известно, является любое имущество, являющееся предметом купли-продажи. Таким образом, турагент вправе отнести на затраты оплату стоимости путевок. Правда, налоговые инспекторы вряд ли согласятся с тем, что фирма правомерно уменьшила полученные доходы на такие расходы. Поэтому лучше всего заключать с туристическими операторами посреднические договоры.
Примечание. Алена Гаршина, специалист аудиторской фирмы, убеждена, что туристический бизнес относится к сфере услуг. Она говорит, что, согласно ст. 779 Гражданского кодекса, турагент и туроператор должны заключать между собой договор возмездного оказания услуг. К этому виду соглашения можно применять условия подряда. Тогда агент сможет по такому договору задействовать туроператора в качестве субподрядчика. А бухгалтер фирмы-агента учтет оплату его услуг как материальные расходы (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Посредничество
Турагент может работать с туроператором по договорам комиссии и агентирования. По соглашению комиссии фирма-комиссионер заключает одну или несколько сделок от своего имени, но по поручению и за счет комитента (ст. 990 ГК РФ). Именно комиссионер несет ответственность и приобретает права по этой сделке. Обычно специалисты в области права советуют заключать агентские договоры, так как они совмещают в себе возможности соглашений комиссии и поручения. Ведь по его условиям агент может действовать как от своего имени, так и от имени принципала. Также агентирование обычно предусматривает длительное сотрудничество. Но, несмотря на советы юристов, фирма может и сама выбрать вид соглашения исходя из своей учетной политики.
Примечание. Марина Беликова, бухгалтер туристического агентства, говорит: "Почему правительство поставило турфирмы в такие невыгодные условия? Большинству туроператоров удобнее работать с нами по договорам купли-продажи. Однако именно по таким соглашениям мы не вправе учесть оплату стоимости путевки в составе расходов. Но зато доход, полученный от продажи путевки клиенту, мы обязаны учесть на все сто. Выходит, что мы работаем себе в убыток. В то же время туроператоры не хотят сотрудничать с нами по посредническим договорам, которые не вызывают ни трудностей, ни споров с инспекторами по расчету налоговой базы".
Выступая посредником, турагент действует в интересах оператора за определенное вознаграждение. Стороны могут определить его в договоре как разницу между стоимостью турпродукта и ценой продажи туристу, как процент от стоимости сделки или как конкретную сумму. Туроператор выплатит причитающиеся деньги турагенту в размере и в порядке, установленным договором. Кроме того, по условиям соглашения посредник должен представлять заказчику отчет по сделке (ст. 999, п. 1 ст. 1008 ГК РФ). В этом "рапорте" он раскроет содержание хозяйственной операции. Бухгалтер турагента-посредника не должен учитывать доходы, поступившие фирме от оператора в виде имущества или денежных средств, для исполнения договора. Также учетный работник не включает в доходы суммы, возмещающие затраты посредника, если он не относит их на расходы в соответствии с соглашением (п. 1 ст. 346.15, пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Единственная сумма, которую бухгалтер должен учесть в составе доходов при расчете единого налога, - это вознаграждение (ст. 156 НК РФ). А датой получения дохода станет день поступления средств на банковский счет агента (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). С этим согласны инспекторы (Письмо УМНС по г. Москве от 25 сентября 2003 г. N 21-09/52784). Что касается бухгалтерского учета, то в условиях агентирования путевки, полученные от оператора, турагент должен учесть в условной оценке на забалансовом счете 006 "Бланки строгой отчетности". Если же фирмы работают по договору комиссии, то бухгалтер турагента учтет путевки в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах, на счете 004 "Товары, принятые на комиссию".
А.Андрющенко Подписано в печать 23.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |