Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги и пожары ("Московский бухгалтер", 2005, N 7)



"Московский бухгалтер", 2005, N 7

НАЛОГИ И ПОЖАРЫ

Немало московских фирм сталкиваются с такими проблемами, как расчет базы по налогу на прибыль и обеспечение пожарной безопасности. А поскольку любая компания стремится увеличить свой доход, многие фирмы стараются минимизировать расходы на предупреждение пожаров. Однако такой подход неверен.

Фирма не может совсем не платить налоги, так же как и не вкладывать средства в обеспечение пожарной безопасности. Ведь она рискует потерять не только деньги, но и свободу. Государство практически в равной мере привлекает к уголовной ответственности за каждое из этих преступлений. За уклонение от уплаты налогов - до 6 лет лишения свободы (п. 2 ст. 199 УК РФ), а в случае гибели или травмирования людей при пожаре - до 7 лет лишения свободы (п. 3 ст. 219 УК РФ). Возникает вопрос: можно ли оптимизировать налог на прибыль и затраты, связанные с обеспечением пожарной безопасности? Да, Налоговый кодекс позволяет это сделать.

Правильно отразите расходы

Каждый бухгалтер знает, что объектом налогообложения организаций признается прибыль. То есть доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ). Затраты, связанные с пожарной безопасностью и пожарами, так же как и отношение предпринимателей к обеспечительным мерам, делятся на две составляющие. Часть первая - расходы фирмы до пожара, когда можно еще многое исправить, предотвратить и защитить. Часть вторая - затраты после пожара, когда исправить уже мало что возможно.

Издержки фирмы на защиту от пожаров относятся к прочим расходам, связанным с производством (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Они включают в себя затраты на обслуживание охранно-пожарной сигнализации, на приобретение услуг пожарной охраны и на обеспечение пожарной безопасности.

Из огромного количества обязательных для выполнения организационных и технических мероприятий, указанных в законах, ГОСТах, СНиПах, правилах и других, законодатели указывают в Налоговом кодексе прямо только два. Речь идет об обслуживании охранно-пожарной сигнализации и услугах пожарной охраны.

Но практика показывает, что это не самые затратные мероприятия, направленные на защиту фирмы от бедствия. Значит, бухгалтер должен доказать необходимость расходов, которые компания произвела при выполнении других мероприятий, для учета их стоимости в целях налога на прибыль. Издержки будут обоснованными, если они экономически оправданы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

Обеспечение пожарной безопасности на фирмах регулируется Законами "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ. Если компания не выполнит профилактические мероприятия, прямо указанные в этих и других нормативных актах, то пожарные или суд могут приостановить ее деятельность. Значит, бухгалтер может обосновать выполнение тех противопожарных мероприятий, на которые ссылаются эти законодательные акты.

Таким образом, учетный работник может отнести к прочим расходам, связанным с производством, затраты на проектирование, монтаж и эксплуатацию систем автоматического пожаротушения и противопожарных преград, противодымную защиту, оповещение людей о пожаре в здании. А также издержки на аварийную вентиляцию, аварийное и эвакуационное освещение, противопожарное водоснабжение и обучение персонала правилам пожарной безопасности. Кроме того, в состав прочих расходов можно включить затраты на приобретение, эксплуатацию и содержание в исправном состоянии пожарной техники и первичных средств пожаротушения.

Остальная часть расходов организации, связанных с пожарами, относится к внереализационным расходам. Это потери от пожаров.

Если фирме не хватает средств для финансирования одновременно всех противопожарных мероприятий, то необходимо выбрать для первоочередного исполнения те, которые непосредственно направлены на обеспечение безопасности людей в случае пожара.

В том случае если предприятие не может самостоятельно разработать план выполнения мероприятий по борьбе с огнем, то оно может обратиться к фирмам, оказывающим юридическую помощь по пожарной безопасности.

Берегись наказания

Особенно актуальным для фирм вопрос расходов на пожарную безопасность станет с 12 августа 2005 г., когда вступят в силу изменения и дополнения, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях (Закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ).

Согласно этим изменениям административная приостановка деятельности будет осуществляться только по решению суда на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ). Причиной принятия такого решения судом может быть в том числе и нарушение правил пожарной безопасности, создающих угрозу жизни людей.

Приводить в действие такое постановление будет судебный пристав-исполнитель. И до тех пор пока фирма не устранит все нарушения, указанные в этом документе, она не сможет возобновить свою производственную деятельность. Поэтому вкладывать средства в пожарную безопасность необходимо уже сейчас, не дожидаясь решения суда, так как приостановка деятельности предприятия на 90 дней неминуемо повлечет большие потери.

Примечание. Мария Воронова, бухгалтер торговой фирмы, говорит: "В нашем офисе практически не предусмотрена пожарная безопасность. И это при том, что мы торгуем легковоспламеняющимися товарами. Я много раз говорила руководителю, что за счет расходов на борьбу с огнем можно уменьшить прибыль. Кроме того, эти затраты не пойдут ни в какое сравнение с компенсациями и штрафами, которые придется выплатить в случае пожара. А также он не представляет себе размер ущерба, который может нанести это бедствие. Видимо, генеральный директор думает, что и пожар, и пожарные инспекторы обойдут нас стороной".

Сегодня в России Госпожнадзор запрещает или приостанавливает деятельность более 600 тыс. различных объектов в год. Но даже если число административных приостановок деятельности по решению суда сократится в десятки раз, оно будет составлять 50 - 60 тыс. в год.

В.Дедяева

Подписано в печать

23.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Работа по гарантии ("Московский бухгалтер", 2005, N 7) >
Статья: Охрана фирмы - забота бухгалтера! ("Московский бухгалтер", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.