Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расходы на ремонт предприятия ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 7)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 7

РАСХОДЫ НА РЕМОНТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Торговые организации и предприятия общественного питания по необходимости выполняют ремонтные работы в производственных и служебных помещениях, используемого оборудования (холодильники, транспортные средства и др.) и иных объектов имущества.

При планировании и производстве ремонтных работ для целей бухгалтерского учета и налогообложения необходимо различать вид проводимых работ (технический осмотр; мелкий, средний, капитальный ремонт; модернизация, реконструкция), а также законодательно предусмотренные источники финансирования расходов.

Классификация ремонтных работ и нормативное регулирование

За отдельным исключением, ремонтные работы выполняются в рамках текущего, среднего и капитального ремонта.

При этом, как указано в Письме Минфина России от 14 января 2004 г. N 16-00-14/10, для определения тех или иных видов ремонта (текущий, средний, капитальный и т.п.) должны использоваться соответствующие документы, разработанные техническими службами торговых организаций и предприятий общественного питания в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.

Как представляется, определяемые в локальных нормативных актах организации понятия должны быть увязаны с нормами действующего законодательства и не затрагивать выполнение при ремонте тех видов работ, которые относятся к модернизации, реконструкции, дооборудованию и др.

Как правило, к работам по текущему и среднему ремонту имущества относятся работы по систематическому и своевременному предохранению его от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. Средний ремонт, как правило, выделяется как текущий ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года.

Капитальный ремонт оборудования и транспортных средств характеризуется проведением работ по полной разборке агрегата, ремонту базовых и корпусных деталей и узлов, замене или восстановлению всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборке, регулированию и испытанию агрегата.

При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.).

При отнесении тех или иных работ по ремонту зданий и сооружений к текущему или капитальному ремонту организациям рекомендуется руководствоваться Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (утв. Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312), а также Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утв. Постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. N 279).

В части ремонтных работ, выполняемых на используемом предприятиями торговли и общественного питания оборудовании и иных объектах основных средств, им также следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

- в части производственного оборудования - Положением об обеспечении безопасности производственного оборудования ПОТ РО-14000-002-98, утвержденным Минэкономики России 20 января 1998 г.;

- в части используемых бытовых машин и приборов - Государственным стандартом ГОСТ Р 50938-96 "Услуги бытовые. Ремонт и техническое обслуживание электробытовых машин и приборов", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 22 августа 1996 г.

Документальное оформление ремонтных работ

Ремонтные работы могут выполняться в плановом (согласно графику ремонтных и восстановительных работ) или внеочередном порядке (досрочно пришедших в негодность и т.п.).

В первом случае в организациях формируется план производства ремонтных работ с их подразделением по видам основных средств и прочему имуществу. План составляется в денежном выражении исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других условий их использования. Как правило, в рамках системы планово-предупредительного ремонта предусматриваются обслуживание основных средств, их текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов.

План ремонта и система планово-предупредительного ремонта утверждаются руководителем организации.

Во всех случаях перед передачей (выводом) в ремонт подлежащие ремонту объекты и иные имущественные ценности обследуются должностными лицами (подразделениями) организации, ответственными за их эксплуатацию и использование.

Материалы обследования (акты дефектации, акты технического обследования, доклады о техническом состоянии и т.п.) с отражением выводов и предложений о характере и объемах необходимых ремонтных работ докладываются руководителю организации для принятия по ним решения (утверждения).

На выявленные при проведении обследования дефекты оборудования оформляется "Акт о выявленных дефектах оборудования" (форма N ОС-16, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств").

Выполнение ремонтных работ может быть организовано собственными силами (в том числе соответствующими структурными подразделениями) и (или) передано на условиях заключаемого договора сторонним организациям.

На передаваемые в ремонт объекты основных средств в целях обеспечения надлежащего контроля инвентарные карточки, согласно п. 68 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н), рекомендовано переставлять в отдельную группу под названием "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки с отражением в ней данных о проведенном ремонте или иных работах на объекте основных средств.

После выполнения всего комплекса работ (как подрядным, так и хозяйственным способом) прием-сдача отремонтированных объектов основных средств оформляется "Актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств" по форме N ОС-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7.

Акт составляется постоянно действующей в торговой организации или на предприятии общественного питания комиссией, в обязанности которой входит оформление приема и передачи объектов основных средств. В акте приводятся сведения о произведенных затратах, связанных с ремонтом, полноте и качестве выполненных работ. Отдельно отражаются результаты испытания объекта после проведенных работ, а также дается характеристика изменениям, происшедшим в связи с ремонтными работами.

Акт по форме N ОС-3 подписывается всеми членами комиссии, включая председателя, и утверждается руководителем организации. Акт подписывает также и исполнитель работ, в качестве которого могут выступать сторонние организации и физические лица (при подрядном способе выполнения работ) или вспомогательные и иные подразделения организации (при выполнении работ хозяйственным способом).

Необходимо учитывать, что, если работы выполнялись сторонней организацией, акт составляется в двух экземплярах, по одному каждой из сторон.

После подписания акта сдающей и принимающей сторонами он передается в бухгалтерию для подписания главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждения руководителем организации (лицом, на это уполномоченным).

После приемки отремонтированных объектов основных средств в их техническую документацию (паспорт, формуляр и т.п.) должны быть внесены записи о проведенных работах и изменениях в характеристике объекта при проведении ремонта.

Если выполнялся ремонт автотранспортных средств, все произошедшие изменения номерных агрегатов (двигателей, кузова, шасси), изменения цвета, а также иные установленные существенные изменения влекут за собой необходимость регистрации в органах ГИБДД изменений регистрационных данных объектов. Данные вопросы регулируются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. изм. и доп.), а также Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (в ред. изм. и доп.).

При проведении в организациях торговли и общественного питания инвентаризации (осуществляется в соответствии с утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств) незаконченные ремонтом объекты основных средств включаются в отдельные акты инвентаризации по форме N ИНВ-10, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Указанные акты оформляются в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию организации, а второй - материально-ответственному лицу. Акты подписываются председателем и членами инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственными лицами.

Бухгалтерский учет расходов

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы на ремонт принадлежащих торговым организациям и предприятиям общественного питания объектов относятся к расходам по обычным видам деятельности, учитываемым на балансовом счете 44 "Расходы на продажу".

Отнесение расходов на ремонт объектов основных средств к расходам в рамках обычных видов деятельности подтверждено в п. 67 Методических указаний по учету основных средств.

Как правило, предприятия торговли и общественного питания не имеют своих отдельных структурных подразделений по производству ремонтных работ, в связи с чем для них наиболее вероятен подрядный способ выполнения работ с заключением договоров со специализированными организациями.

Для списания затрат на оплату стоимости проводимого ремонта организации вправе использовать следующие варианты отражения их в бухгалтерском учете:

1) непосредственно на балансовом счете 44 при условии, что организации, согласно положениям своей учетной политики, не создают для данных целей резерв предстоящих расходов или не отражают расходы по неравномерно производимому ремонту в составе расходов будущих периодов;

2) в течение года организация производит отчисления в создаваемый в соответствии с п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и п. 2.17 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения, резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств или ремонтный фонд;

3) в случае осуществления значительных расходов на ремонт объектов основных средств в отдельные отчетные периоды организация вправе произведенные затраты относить на балансовый счет 97 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным их списанием на издержки обращения до конца отчетного года (при условии, что организация не создает резерв расходов на ремонт основных средств).

Согласно каждому из вариантов различаются и записи по счетам бухгалтерского учета.

В первом случае согласно п. 67 Методических указаний по учету основных средств производимые при ремонте объекта основных средств затраты отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по дебету счетов учета расходов на продажу в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Соответственно в бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

дебет счета 44 кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др. - затраты по оплате ремонтных работ, выполненных сторонними организациями (без НДС);

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счетов 60, 76 - НДС с работ, выполненных сторонними организациями.

При создании в соответствии с учетной политикой организации резерва расходов на предстоящий ремонт основных средств (в том числе арендованных) или ремонтного фонда (на возможность создания ремонтного фонда указано, в частности, в п. 2.17 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения) все расходы по ремонту объектов основных средств относятся за счет указанного резерва (фонда).

Как указано в п. 69 Методических указаний по учету основных средств, для принятия решения об образовании резерва (фонда) используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений (дефектные ведомости, обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв (фонд).

При образовании резерва (фонда) на издержки обращения относится сумма отчислений, исчисленная из годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете образование и использование резерва предстоящих расходов (ремонтного фонда) сопровождается следующими записями по счетам учета:

дебет счета 44 кредит счета 96 "Резервы предстоящих расходов" (субсчета "Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств" или "Ремонтный фонд") - ежемесячные отчисления в создаваемый в организации резерв расходов на ремонт объектов основных средств (ремонтный фонд);

дебет счета 96 (субсчета "Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств" или "Ремонтный фонд") кредит счетов 60, 76 и др. - по мере выполнения ремонтных работ фактические затраты, связанные с их проведением, относятся за счет созданного в организации резерва (фонда).

Остатки создаваемого резерва на ремонт основных средств подлежат обязательной, как минимум один раз в год перед составлением годовой отчетности, инвентаризации. При этом излишне зарезервированные суммы в конце отчетного года сторнируются и отражаются в бухгалтерском учете методом красного сторно по дебету счета 44 и кредиту счета 96 (по соответствующим субсчетам учета). На оформление именно такой записи указано, в частности, в п. 69 Методических указаний по учету основных средств.

В случаях когда окончание ремонтных работ по объектам основных средств с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств, образованного в отчетном году, допускается не сторнировать. При этом по окончании указанных ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается по дебету счета 96 (по соответствующим субсчетам) и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".

В случае если зарезервированных сумм по состоянию на дату проведения инвентаризации или отчетную дату недостаточно, суммы расходов относятся на балансовый счет 44, а в случае их значительности и существенного влияния на величину себестоимости оказываемых услуг - по решению организации могут включаться в состав расходов будущих периодов.

Если торговая организация или предприятие общественного питания резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств или ремонтного фонда не создает, она вправе включать производимые расходы в состав расходов будущих периодов, с их дальнейшим списанием на издержки обращения. На возможность применения данной "схемы" бухгалтерского учета затрат на ремонт указано в п. 2.16 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения.

При этом в бухгалтерском учете оформляются следующие записи:

дебет счета 97 "Расходы будущих периодов" кредит счетов 60, 76 и др. - списание затрат по производимому в течение года ремонту объектов основных средств на счета учета расходов будущих периодов;

дебет счета 44 кредит счета 97 - отнесение расходов на издержки обращения в соответствии с порядком, принятым в учетной политике организации (в соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности списание может осуществляться равномерно, пропорционально объему продукции и исходя из других факторов в течение периода, к которому относятся произведенные расходы).

В том случае, если произведенные организациями расходы на ремонт имущества подлежат возмещению страховыми организациями (в том числе в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств), в бухгалтерском учете подлежат отражению следующие записи:

дебет счета 76, субсчета "Расчеты по имущественному и личному страхованию", "Расчеты по претензиям" и др. кредит счетов 60, 76 и др. - расходы на восстановление и ремонт имущества, подлежащие погашению за счет страхового возмещения;

дебет счета 51 "Расчетные счета" кредит счета 76 (по соответствующим субсчетам) - получено страховое возмещение от страховой организации;

дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" кредит счета 76 (по соответствующим субсчетам) - в случае отказа суда от выставленного иска, отсутствия виновных лиц, неполучения сумм в течение сроков исковой давности учтенные в составе расчетов суммы отнесены к внереализационным расходам организации.

В случае если принадлежащее предприятиям торговли и общественного питания имущество имеет гарантийный срок, его ремонт выполняют производители и (или) продавцы данного имущества или уполномоченные ими организации.

Если по согласованию с данными лицами предприятия торговли и общественного питания самостоятельно выполняют ремонтные работы с последующим возмещением понесенных расходов, расчеты рекомендуется осуществлять с использованием балансового счета 76. В случае если производители (продавцы) отказываются от возмещения понесенных расходов (в полном размере или частично), неоплаченную часть расходов следует отражать на субсчете "Расчеты по претензиям" счета 76:

дебет счета 44 кредит счетов 60, 76 и др. - расходы по ремонту "гарантийного" имущества, выполненные за счет средств организации;

дебет счета 76 кредит счета 44 - отражены расходы по ремонту, которые планируются к возмещению его изготовителями и (или) продавцами;

дебет счета 51 кредит счета 76 - полученные от изготовителей и (или) продавцов средства в возмещение расходов по ремонту оборудования;

дебет счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" кредит счета 76 - отражены расходы, по которым производители и (или) продавцы отказали в возмещении.

Налоговый учет расходов на ремонт

Исходя из положений п. 1 ст. 253 НК РФ расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии принимаются для целей налогообложения прибыли.

Вместе с этим в уменьшение налоговой базы не могут приниматься расходы на ремонт имущества, используемого в непроизводственной деятельности предприятий торговли и общественного питания.

В соответствии со ст. 260 НК РФ расходы на ремонт объектов основных средств относятся к прочим расходам, признаваемым для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

При этом указанные правила распространяются также и на расходы арендатора по ремонту амортизируемых основных средств, если только договором между арендатором или арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.

Расходы на ремонт основных средств признаются в налоговом учете исходя из используемого организацией варианта, закрепленного в ее учетной политике, применяемой для целей налогообложения, - посредством образования резерва на ремонт основных средств или без создания указанного резерва.

При первом варианте в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль относятся суммы отчислений в созданный организацией резерв расходов на ремонт основных средств.

Указанный резерв создается для равномерного в течение двух и более налоговых периодов включения расходов на проведение ремонта основных средств.

Порядок создания резерва разъяснен в ст. 324 НК РФ.

В частности, отчисления в резерв определяются исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с установленным ст. 324 НК РФ порядком, и нормативов отчислений, утверждаемых организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения.

Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало календарного года, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств организация обязана определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта.

При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года.

Если организация осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного календарного года, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение календарного года списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода.

При этом, в случае если организация создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.

В случае если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов организации.

Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств организация осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения.

Если организация осуществляет виды деятельности, в отношении которых отдельно исчисляется налоговая база по налогу на прибыль, то аналитический учет расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения ведется по видам производства (по видам деятельности).

Если организация резерв расходов на ремонт основных средств не создает, в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль принимаются фактические расходы на ремонт основных средств, произведенные организацией.

Указанные расходы признаются для целей налогообложения в размере фактических затрат в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены.

В соответствии со ст. 346.14 НК РФ применяющие упрощенную систему налогообложения предприятия торговли и общественного питания вправе в качестве объекта налогообложения избрать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Во втором случае налоговая база уменьшается на расходы по ремонту основных средств, в том числе арендованных.

И.В.Гейц

Подписано в печать

22.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет расходов на доставку товаров покупателям ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 7) >
Статья: Упрощенная система налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.