|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ изменил налог на прибыль ("Главбух", 2005, N 13)
"Главбух", 2005, N 13
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 6 ИЮНЯ 2005 Г. N 58-ФЗ ИЗМЕНИЛ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Президент РФ 6 июня 2005 г. подписал Федеральный закон N 58-ФЗ. Этот документ внес существенные коррективы в гл. 25 Налогового кодекса РФ. Причем большая часть нововведений затронула наиболее спорные аспекты налогообложения прибыли. Основная часть изменений вступит в силу с 2006 г. Однако отдельные поправки, призванные улучшить положение налогоплательщиков, введены в действие задним числом - с 1 января 2002 или 2005 г. Все изменения, внесенные Законом N 58-ФЗ, мы перечислили в таблице, которая приведена на с. 28. В этом же комментарии мы подробно расскажем о тех нововведениях, которые затронут большинство плательщиков налога на прибыль.
Расширен перечень документов, подтверждающих доходы...
Сейчас в ст. 248 Налогового кодекса РФ сказано, что доходы определяют на основании первичных документов. Таковыми считают договоры, накладные и акты, в которых содержатся все реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". С 1 января 2006 г. доход можно будет признать также на основании "других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы". Само собой, ничего хорошего в этом нововведении нет. По сути, оно означает, что инспекторы при проверке смогут увеличить прибыль фирмы на основании любой бумаги, которая хотя бы косвенным образом свидетельствует о получении дохода. Причем помехой не станет даже то, что в таком документе будут отсутствовать дата или подписи должностных лиц. Не исключено, что особенно ретивые налоговики вменят компании доход даже на основании договора о намерениях. В результате измененная ст. 248 Налогового кодекса РФ станет причиной судебных разбирательств.
...и расходы
Негативные последствия поправки, внесенной в ст. 248, отчасти компенсирует изменение в ст. 252. Со следующего года организации смогут уменьшать налогооблагаемую прибыль на основании любых документов, так или иначе подтверждающих произведенный расход. В качестве примера в обновленной ст. 252 Налогового кодекса РФ названы: бумаги, оформленные по обычаям делового оборота той страны, на территории которой произведены затраты; таможенная декларация; приказ о командировке; проездные документы; отчет о выполненной по договору работе. Значит, для того чтобы списать, скажем, суточные, бухгалтер может не требовать с работника командировочное удостоверение с отметкой принимающей стороны. Для подтверждения расхода будет достаточно распоряжения руководителя о командировке. Возможно, инспекторы не согласятся с такой трактовкой обновленной ст. 252. Однако в ней прямо сказано, что в расчет следует брать любой документ, пусть даже косвенно подтверждающий расход. Исказить смысл столь однозначной формулировки налоговикам будет непросто.
В стоимость материалов, основных средств и товаров можно включать налоги и таможенные платежи
С 2006 г. в стоимость материалов, основных средств и нематериальных активов следует включать любые налоги и сборы, которые были уплачены при их покупке или производстве. Исключение составляют только НДС и акцизы, которые можно принять к вычету. Так гласят измененные п. 2 ст. 254 и ст. 257 Налогового кодекса РФ. Что касается товаров, купленных для перепродажи, то изменения в их оценке вступают в силу задним числом - с 1 января 2005 г. Уже с этой даты фирмы вправе включать в стоимость товаров любые затраты, связанные с их покупкой, в частности, стоимость доставки. Это прописано в обновленной ст. 320 Налогового кодекса РФ. Впрочем, товары можно оценивать и в прежнем порядке: исходя из цены покупки. Особое внимание при оценке купленного имущества надо уделить таможенным платежам. До появления Закона N 58-ФЗ таможенные пошлины и сборы упоминались в гл. 25 Налогового кодекса РФ только в одном месте. А именно п. 2 ст. 254 требовал включать их в первоначальную стоимость импортных материалов. О том же, как поступать с таможенными платежами во всех иных случаях, скажем при экспорте или импорте товаров, Кодекс умалчивал. Большинство бухгалтеров списывали их на прочие расходы, аргументируя это тем, что перечень таких расходов не ограничен. Теперь ситуация с пошлинами и сборами окончательно прояснилась. Их действительно нужно относить на прочие расходы: на это прямо указано в обновленной редакции пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Причем данную норму можно применять с 1 января 2005 г. Вместе с тем таможенные платежи по импортным товарам, материалам и основным средствам можно включать в их стоимость. В данном случае выбор остается за налогоплательщиком (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Первый вариант (таможенные платежи списываются на прочие расходы) позволяет уменьшить текущую налогооблагаемую прибыль фирмы. А второй вариант (пошлины и сборы включены в стоимость импортного имущества) поможет одинаково оценить товары, материалы и основные средства в бухгалтерском и налоговом учете.
Фирма может самостоятельно установить перечень прямых расходов
Еще одно долгожданное нововведение. Закон N 58-ФЗ позволил организациям с 2005 г. самостоятельно определять перечень прямых расходов и рассчитывать стоимость остатков незавершенного производства по собственной методике. Такие изменения внесены в ст. ст. 318 и 319 Налогового кодекса РФ. Таким образом, бухгалтеры смогут установить одинаковые перечни прямых расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Также теперь для целей налогообложения можно применять бухгалтерскую методику оценки НЗП. Единственное ограничение: избранную методику нужно применять как минимум два года (новая редакция п. 1 ст. 319 Налогового кодекса РФ). А фирмы, оказывающие услуги, вообще могут ежемесячно списывать в уменьшение налогооблагаемого дохода все свои расходы. Подсчитывать стоимость "незавершенки" им больше не нужно. Что же касается торговых фирм, то они по-прежнему должны относить к прямым расходам покупную стоимость товаров и транспортные расходы. При этом, как мы уже отмечали выше, при желании в стоимость товаров можно включить все затраты, связанные с их покупкой, включая и цену доставки.
Установлен порядок оценки материалов, полученных при демонтаже основных средств
В 2006 г. больше не придется спорить с налоговиками по вопросу оценки материалов, полученных при демонтаже. Пункт 13 ст. 250 Налогового кодекса РФ предписывает включать в доходы стоимость материалов, которые получены при демонтаже основных средств. Налоговики требуют оценивать их по рыночной стоимости (см. Инструкцию по заполнению декларации по налогу на прибыль, утвержденную Приказом МНС России от 29 декабря 2001 г. N БГ-3-02/585). А в дальнейшем, по мнению инспекторов, стоимость таких материалов в расходы включить нельзя. Например, УМНС России по г. Москве заявило об этом в Письме от 16 августа 2004 г. N 26-12/53720. Аргумент чиновников сводился к тому, что в ст. 254 Налогового кодекса РФ нет правил оценки материалов, оставшихся от ликвидированного основного средства. Безусловно, сейчас с налоговиками еще можно поспорить, сославшись хотя бы на ту же Инструкцию по заполнению прибыльной декларации. Раз в доход материалы, полученные от демонтажа, включаются по рыночной стоимости, то и списывать их на расходы нужно в той же оценке. Однако пока отстоять такую точку зрения можно только в суде. А вот в 2006 г. судиться по данному вопросу будет уже бессмысленно. Ведь в обновленной редакции п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ появится порядок оценки материалов, оставшихся после демонтажа. К сожалению, в расходы их придется включать не по рыночной стоимости, а только лишь в сумме налога на прибыль, исчисленного с этой стоимости.
Пример 1. В январе 2006 г. ООО "Сфинкс" демонтировало пострадавшее при пожаре оборудование. Рыночная стоимость запчастей, оставшихся после демонтажа, составила 10 000 руб. Эту сумму бухгалтер включил во внереализационный доход. Сами же запчасти были приняты к налоговому учету по такой стоимости: 10 000 руб. х 24% = 2400 руб.
Неотделимые улучшения - расход арендатора
В настоящее время налоговики настаивают на том, что арендатор не вправе включить в расходы неотделимые улучшения, которые ему не компенсировал арендодатель. В 2006 г. арендаторам с чиновниками спорить уже не придется. В обновленной редакции ст. 256 Налогового кодекса РФ сказано, что арендатор включает стоимость некомпенсированных неотделимых улучшений в состав своего амортизируемого имущества. Правда, это касается только тех улучшений, которые произведены с согласия арендодателя. Арендатор может амортизировать неотделимые улучшения в течение всего договора аренды. При этом сумму амортизации надо рассчитать исходя из срока полезного использования арендованного объекта. Определять этот срок нужно по Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (новая редакция п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ). Амортизацию нужно начислять со следующего месяца после ввода улучшений в эксплуатацию.
Пример 2. ЗАО "Факел" в январе 2006 г. арендовало офисное здание у ЗАО "Прибой". В этом же месяце ЗАО "Факел" с согласия арендодателя оборудовало здание системой вентиляции. Затраты ЗАО "Факел" составили 100 000 руб. (без НДС). ЗАО "Прибой" эту сумму не компенсировало. Срок аренды здания составляет 36 месяцев, с января 2006 г. по декабрь 2008 г. включительно. ЗАО "Факел" может амортизировать систему вентиляции с февраля 2006 г. по декабрь 2008 г. включительно (35 месяцев). Здание, в котором установлена вентиляция, относится к десятой амортизационной группе. Поэтому бухгалтер установил срок полезного использования системы равным 361 месяцу. А амортизацию он решил начислять линейным методом. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит: 100 000 руб. : 361 мес. = 277,01 руб. Сумма амортизации, которую ЗАО "Факел" сможет списать за все время аренды, будет такой: 277,01 руб. х 35 мес. = 9695,35 руб. Разницу между суммой, истраченной на систему вентиляции, и начисленной амортизацией - 90 304,65 руб. (100 000 - 9695,35) - ЗАО "Факел" из налогооблагаемой прибыли исключить не сможет.
Из примера видно, что большую часть затрат на неотделимые улучшения арендатору в расходы списать не удалось. Получается, что поправки, внесенные в ст. 257 Налогового кодекса РФ, хоть и снимают проблему с неотделимыми улучшениями, но при этом крайне невыгодны для арендаторов. Ведь сейчас у них еще есть шанс доказать в суде свое право полностью отнести на расходы средства, истраченные на некомпенсированные улучшения. В 2006 г. такого шанса уже не будет. Кроме того, по-прежнему остается неразрешенной проблема с улучшениями, произведенными без согласия арендодателя. Что касается компенсированных неотделимых улучшений, то их должен амортизировать арендодатель. Он также может начислять амортизацию с месяца, следующего за вводом улучшений в эксплуатацию. Однако прежде арендодатель должен выплатить арендатору компенсацию. Пока он этого не сделает, начислять амортизацию по неотделимым улучшениям нельзя (новая редакция п. 2 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
10 процентов от стоимости основных средств можно не амортизировать
С 2006 г. предприятия смогут единовременно списать на расходы 10 процентов от стоимости нового основного средства. Такая норма появится в ст. 259 Налогового кодекса РФ. А в обновленном п. 3 ст. 272 Налогового кодекса РФ уточнено, что 1/10 стоимости объекта списывается в первый месяц начисления амортизации. Таким образом, амортизировать придется только 9/10 от первоначальной стоимости основных средств. Такое новшество распространяется и на суммы, истраченные на достройку, дооборудование, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. А вот стоимость объектов, полученных безвозмездно, амортизируется полностью. 10 процентов от их стоимости списать единовременно нельзя.
Пример 3. ООО "Салют" в январе 2006 г. купило и ввело в эксплуатацию электропечь. Ее первоначальная стоимость составила 150 000 руб. Срок полезного использования печи равен 96 месяцам (пятая амортизационная группа). В феврале 2006 г. бухгалтер списал на расходы 10 процентов от стоимости печи - 15 000 руб. (150 000 руб. х 10%). С этого же месяца он начал начислять по печи амортизацию линейным методом. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит: (150 000 руб. - 15 000 руб.) : 96 мес. = 1406,25 руб.
Установлен порядок оценки основных средств, внесенных в уставный капитал
Еще один спор, который разрешил Закон N 58-ФЗ, связан с оценкой имущественных вкладов в уставный капитал. Увы, решение оказалось на руку налоговикам. До сих пор они утверждали, что полученное таким образом имущество или имущественное право нужно оценивать не исходя из суммы, установленной учредителями, а по остаточной стоимости, по которой оно числилось в налоговом учете учредителя на момент перехода права собственности. Теперь такая норма прописана в пп. 2 п. 1 ст. 277 Налогового кодекса РФ. Причем применять ее надо задним числом - с 1 января 2005 г. Единственная поблажка состоит в том, что стоимость имущественного вклада можно увеличить на сумму расходов, которые понес учредитель, передавая имущество созданной фирме. Да и то при условии, что такие расходы являются частью взноса в уставный капитал. Обратите внимание: вновь созданной фирме очень важно получить от учредителя документы, подтверждающие налоговую стоимость переданного имущества. Иначе вклад придется отразить в налоговом учете в нулевой оценке. Но предположим, что учредитель - физическое лицо или иностранная фирма. Тогда имущественный вклад принимают равным сумме, которую учредитель истратил при его покупке. Однако если речь идет об иностранном учредителе, то прежде из его расходов на покупку имущества надо вычесть начисленную амортизацию. Максимальная же величина, в которую можно оценить имущество, полученное от иностранной компании, не должна превышать рыночную цену вклада. Причем эту цену должен подтвердить независимый оценщик, действующий по законам государства, в котором расположен учредитель. Как определить срок полезного использования основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал, теперь прописано в новом п. 14 ст. 259 Налогового кодекса РФ. Этот срок рассчитывается по такой формуле:
СПИ = СПИуч - Вэ,
где СПИ - срок полезного использования основного средства у получившей стороны; СПИуч - срок полезного использования, установленный учредителем; Вэ - время эксплуатации основного средства учредителем.
Пример 4. ЗАО "Меридиан" учредило ООО "Экватор". В качестве вклада в уставный капитал ЗАО "Меридиан" внесло автомобиль. Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете у ЗАО "Меридиан" на момент перехода права собственности к ООО "Экватор" составляла 300 000 руб. Эта сумма указана в справке, подписанной директором и главным бухгалтером ЗАО "Меридиан". Срок полезного использования автомобиля, установленный ЗАО "Меридиан", составляет 37 месяцев. До того как машину внесли в уставный капитал, она эксплуатировалась 15 месяцев. Первоначальная стоимость автомобиля, по которой бухгалтер ООО "Экватор" принял его к налоговому учету, составила 300 000 руб. А срок полезного использования машины - 22 месяца (37 - 15).
Как мы уже сказали, новый порядок оценки имущества, внесенного в уставный капитал, надо применять с начала 2005 г. Между тем зачастую остаточная стоимость внесенных объектов оказывается значительно меньше денежной оценки вклада. А Налоговый кодекс РФ прежде не запрещал вновь созданным фирмам учитывать такие вклады по стоимости, оговоренной учредителями. Выходит, Закон N 58-ФЗ ввел задним числом норму, которая может существенно ухудшить положение налогоплательщиков. Ведь им придется пересчитать суммы амортизации, начисленные по имуществу, которое в начале 2005 г. было оценено исходя из суммы, прописанной в учредительных документах. Такая ситуация противоречит п. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, задним числом вводиться не могут. Однако практика показывает, что инспекторы чаще всего о данной норме "забывают". Поэтому, если вы решите не применять обновленную редакцию ст. 277 Налогового кодекса РФ в 2005 г., свою правоту вам придется доказывать в арбитражном суде. Шанс на победу в таком разбирательстве есть, поскольку в отличие от инспекторов судьи ст. 5 Налогового кодекса РФ не игнорируют. Пример тому - Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 марта 2005 г. N А43-15657/2004-11-670. И еще одна проблема. Закон N 58-ФЗ так и не разрешил вопрос с оценкой имущества, внесенного в уставный капитал фирмами, работающими по "упрощенке". Чиновники из ФНС России сообщили в телефонной беседе, что, по их мнению, первоначальная стоимость таких вкладов равна нулю. Аргумент таков: "упрощенцы" списывают стоимость основных средств на расходы сразу после ввода в эксплуатацию. Значит, по данным их налогового учета основные средства имеют нулевую оценку. Между тем этот подход применим, только если учредитель начисляет единый налог с разницы между доходами и расходами. "Упрощенец" же, уплачивающий налог с доходов, налогового учета основных средств вообще не ведет. То же самое можно сказать и о фирмах - плательщиках ЕНВД. Как оценить их вклады в уставный капитал, Налоговый кодекс РФ умалчивает. Нет ответа и у налоговиков. Поэтому в подобных случаях предприятия по-прежнему могут отстоять в суде методику оценки вкладов, отличную от той, что предложат им инспекторы.
Резерв по сомнительным долгам стал меньше
Проблема, схожая с оценкой имущественных вкладов, возникла и с резервом по сомнительным долгам. Закон N 58-ФЗ существенно сузил понятие такого долга. Прежде таковым считалась любая просроченная задолженность перед фирмой. В обновленной же редакции п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ сказано, что сомнительной признается задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. Причем это изменение также введено в действие задним числом - с 1 января 2005 г. Выходит, что фирмам, создавшим на 2005 г. резерв, теперь придется его пересчитать. Из резерва нужно исключить долги, которые не связаны с продажей товаров, работ или услуг. В частности, это касается авансов, получатель которых своевременно не отгрузил свою продукцию. Также в резерв нельзя включить задолженности по реализованным правам требования. Очевидно, что в результате пересчета резерва возрастет налогооблагаемая прибыль организации. Таким образом, Закон N 58-ФЗ в части, посвященной резервам по сомнительным долгам, противоречит ст. 5 Налогового кодекса РФ. Напомним, что эта статья запрещает вводить в действие задним числом нормы, ухудшающие положение налогоплательщиков. Однако отметим, что в бухучете в резерв по сомнительным долгам также можно включать только задолженности по реализованным товарам, работам и услугам. Это прописано в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, которое утверждено Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. А значит, теперь бухгалтерам будет проще сделать одинаковыми размеры резервов в бухгалтерском и налоговом учете.
Расходы на вневедомственную охрану уменьшают налогооблагаемую прибыль
Еще одно изменение, введенное в действие с 1 января 2005 г., наконец-то разрешило проблему с расходами на вневедомственную охрану. Вплоть до последнего времени налоговики считали, что такие расходы налогооблагаемую прибыль не уменьшают. Теперь им придется свою точку зрения поменять. В новой редакции пп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ сказано, что стоимость услуг вневедомственных охранников списывается на прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Как мы уже сказали, эту норму можно применять с начала 2005 г.
Стоимость любой форменной одежды - расход на оплату труда
Закон N 58-ФЗ решил вопрос с учетом форменной одежды, которую фирма выдает сотрудникам не по требованию законодательства, а по собственной инициативе. Сейчас бухгалтеры списывают стоимость такой формы в уменьшение налогооблагаемой прибыли на основании п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ. Напомним, он позволяет отнести на расходы любые денежные и натуральные выплаты, которые предусмотрены трудовым или коллективным договором. Разумеется, для этого в договорах указывают, что фирма обязуется обеспечить работников форменной одеждой. С 2006 г. в п. 5 ст. 255 Налогового кодекса РФ будет прямо сказано, что стоимость формы, не предусмотренной законодательством, можно отнести на расходы по оплате труда. Другое дело, что и тогда выдачу такой формы придется предусмотреть в трудовых договорах. Иначе ее стоимость на расходы списать не удастся. Препятствием будет п. 21 ст. 270 Налогового кодекса РФ. Он запрещает исключать из налогооблагаемого дохода вознаграждения, не предусмотренные трудовыми договорами.
Норматив по кредитам, выданным в условных единицах, зависит от ставки рефинансирования
В ст. 269 Налогового кодекса РФ установлены нормативы, в пределах которых можно включать в расходы проценты, начисленные по кредитам. Для рублевых кредитов норматив равен ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза, а для валютных кредитов - 15 процентам. С 2006 г. в ст. 269 появится норматив и для заемных средств, задолженность по которым выражена в условных денежных единицах. Эта норма будет такой же, как и для рублевых заимствований: ставка рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенная в 1,1 раза. Рассчитывая норматив, надо учитывать суммовые разницы, которые образуются при уплате процентов, начисленных в условных единицах. Еще одно важное уточнение, которое появится в ст. 269 Налогового кодекса РФ с 2006 г., касается даты, на которую нужно брать ставку рефинансирования. Если процентная ставка по кредиту не меняется вплоть до погашения долга, то в расчет надо брать ставку рефинансирования, установленную на день заимствования. Во всех других случаях норматив нужно рассчитывать исходя из ставки рефинансирования, действующей в день начисления процентов.
Пример 5. ООО "Карпаты" 1 февраля 2006 г. взяло взаймы 25 000 у. е. В договоре сказано, что курс условной единицы равен курсу евро, установленному Центральным банком РФ. Проценты по займу начисляются по ставке 15 процентов годовых в последний день каждого месяца. А перечислить их заимодавцу нужно в рублях не позднее 10-го числа следующего месяца. 28 февраля 2006 г. бухгалтер ООО "Карпаты" начислил проценты за февраль: 25 000 EUR х 15%: 12 мес. = 312,50 EUR. Поскольку процентная ставка по займу не меняется, бухгалтер рассчитал норматив исходя из ставки рефинансирования, действовавшей в день получения займа - 1 февраля 2006 г. Допустим, что она равна 12 процентам. Тогда норматив составил: 25 000 EUR х 12% х 1,1 : 12 мес. = 275 EUR. Проценты уплатили 7 марта 2006 г. Предположим, что курс евро, установленный Центральным банком РФ на эту дату, составил 35 руб/EUR. Перечисленная сумма равна: 312,50 EUR х 35 руб/EUR = 10 937,50 руб. А норматив, пересчитанный в рубли, составляет: 275 EUR х 35 руб/EUR = 9625 руб. Поскольку нормативная величина меньше уплаченных процентов, на расходы бухгалтер списал 9625 руб.
С 2007 года убытки можно переносить на будущее без ограничений
Полученный убыток фирма вправе в течение последующих 10 лет списывать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Но в настоящее время за один отчетный период можно списать сумму убытка, не превышающую 30 процентов от налогооблагаемой прибыли. С 2007 г. это ограничение будет снято. Такое изменение внесено в ст. 283 Налогового кодекса РФ. Более того, уже в 2006 г. фирмы смогут списывать убыток в пределах 50 процентов от прибыли. Об этом сказано в ст. 5 Закона N 58-ФЗ.
Пример 6. По итогам 2004 г. убыток ООО "Юпитер" составил 500 000 руб. В 2005 г. фирма получила налогооблагаемую прибыль - 200 000 руб., в 2006-м - 350 000 руб., а в 2007 г. - 300 000 руб. В 2005 г. бухгалтер ООО "Юпитер" отнес на расходы сумму убытка, равную 30 процентам от налогооблагаемой прибыли этого года, - 60 000 руб. (200 000 руб. х 30%). В 2006 г. бухгалтер исключил из расчета налога на прибыль сумму убытка, равную 50 процентам прибыли этого года, - 175 000 руб. (350 000 руб. х 50%). А остаток убытка - 265 000 руб. (500 000 - 60 000 - 175 000) - бухгалтер списал в уменьшение прибыли 2007 г.
Распределять налог между обособленными подразделениями будет проще
Налог на прибыль, начисленный в региональный бюджет, нужно распределять между головной организацией и обособленными подразделениями. Таково требование п. 2 ст. 288 Налогового кодекса РФ. С 2006 г. фирмам уже не придется отдельно считать налог, приходящийся на каждое обособленное подразделение, если все они находятся в одном субъекте РФ. Сумму налога, приходящуюся на все подразделения, расположенные в одном субъекте, можно рассчитать исходя из их совокупной прибыли. Перечислять же налог надо будет с расчетного счета любого из этих подразделений. Но о том, какой именно филиал будет платить налог, надо уведомить все инспекции, в которых состоят на учете обособленные подразделения фирмы.
Простое товарищество не сможет работать по кассовому методу
Неприятное нововведение ожидает в 2006 г. те фирмы, которые заключили договоры простого товарищества. В измененной редакции п. 4 ст. 273 Налогового кодекса РФ сказано, что такие предприятия обязаны перейти с кассового метода на метод начисления. Такие же требования будут предъявляться и к участникам договора доверительного управления. Отметим, что доходы и расходы по кассовому методу определяют не только плательщики налога на прибыль, но и фирмы, работающие по упрощенной системе. Вполне возможно, что налоговики распространят новое требование ст. 273 и на "упрощенцев". Ведь такие фирмы часто используют совместную деятельность для оптимизации налоговых платежей. Однако в данном случае с налоговиками можно спорить. Для "упрощенца" кассовый метод - это единственный способ расчета единого налога. Значит, отказавшись от кассового метода, предприятию придется отказаться и от упрощенной системы. А это невозможно, поскольку все причины для такого отказа исчерпывающе перечислены в ст. 346.13 Налогового кодекса РФ. И пока в эту статью не внесут соответствующие изменения, "упрощенцы" могут заключать договоры простого товарищества.
Старые нормы естественной убыли можно применять
Еще одна наболевшая проблема, которую разрешил Закон N 58-ФЗ, касается норм естественной убыли. У предприятий появилось право применять те нормы, которые утверждены различными министерствами как до 2002 г., так и после. Это прописано в ст. 7 Закона N 58-ФЗ. Причем эта статья вступает в силу задним числом - с 1 января 2002 г. Таким образом, скажем, торговые фирмы теперь могут исключить из налогооблагаемого дохода потери, возникшие с 2002 г. в пределах норм, утвержденных Приказом Минторга СССР от 2 апреля 1987 г. N 88. Само собой, для этого в инспекцию придется представить уточненные декларации за 2002, 2003 и 2004 гг. Но обратите внимание: старыми нормативами можно пользоваться, пока им на смену не придут нормы, утвержденные в порядке, который установило Правительство РФ Постановлением от 12 ноября 2002 г. N 814.
Изменения в налогообложении прибыли, внесенные Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ
—————————————————————T—————————————————————————————T—————————————¬ | Что изменилось | Суть изменений | Где | | | | прописаны | | | | изменения | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено применять |Разрешено применять нормы |Статья 7 | |ведомственные нормы |естественной убыли, которые |Федерального | |естественной убыли |утверждены различными |закона | | |министерствами как до, так и |N 58—ФЗ | | |после 2002 г. | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен учет ценных |Текущая переоценка ценных |Пункт 11 | |бумаг, |бумаг, номинированных в |ст. 250, | |номинированных в |иностранной валюте, не |пп. 5 п. 1 | |иностранной валюте |производится. Доходы от |ст. 265 и | | |реализации или иного выбытия |п. 2 ст. 280 | | |таких ценных бумаг определяют|Налогового | | |по курсу, установленному |кодекса РФ, | | |ЦБ РФ на дату перехода права |п. 3 ст. 3 | | |собственности или на дату |Федерального | | |погашения. А расходы, |закона | | |связанные с такой реализацией|N 58—ФЗ | | |или выбытием, — по курсу, | | | |действовавшему на момент | | | |принятия ценной бумаги к | | | |учету | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Раскрыто понятие |Национальное |Пункт 3 | |"национальное |законодательство — это |ст. 280 | |законодательство" |законодательство того |Налогового | |применительно к |государства, на территории |кодекса РФ | |условиям признания |которого обращаются ценные | | |ценных бумаг |бумаги | | |обращающимися на | | | |организованном рынке| | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Определены даты |Если сделка совершена через |Пункт 5 | |совершения сделок с |организатора торговли, датой |ст. 280 | |ценными бумагами |ее совершения считается день,|Налогового | | |когда провели торги. |кодекса РФ | | |Если бумага реализована вне | | | |организованного рынка, датой | | | |совершения сделки считается | | | |день подписания договора | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Перечислены суммы, |В частности, не включаются в |Пункт 1 ст. 3| |которые могут |доход положительные курсовые |Федерального | |исключить из |разницы, возникшие в период с|закона | |налогооблагаемой |5 декабря по 31 декабря |N 58—ФЗ | |прибыли первичные |1994 г. | | |владельцы ОВГВЗ IV и| | | |V серий | | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Превышение суммы |Пункт 2 ст. 3| |учета курсовых |положительных курсовых разниц|Федерального | |разниц, |над отрицательными курсовыми |закона | |образовавшихся с |разницами вычитается из |N 58—ФЗ | |1 августа по |налогооблагаемой прибыли; | | |31 декабря 1998 г. |превышение суммы | | | |отрицательных курсовых разниц| | | |над положительными курсовыми | | | |разницами признается убытком | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ | С 1 января 2005 г. | +————————————————————T—————————————————————————————T—————————————+ |Изменен порядок |Исключаются из доходов суммы,|Пункт 1 | |налогообложения |направленные на оплату |ст. 250 | |доходов от участия в|дополнительных акций (долей),|Налогового | |других организациях |размещаемых среди акционеров |кодекса РФ | | |(участников) организации | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |Пенсионные взносы в |Подпункт 6 | |налогообложения |негосударственные пенсионные |п. 2 ст. 251 | |пенсионных взносов в|фонды не включаются в доход, |Налогового | |негосударственные |если не менее 97 процентов |кодекса РФ | |пенсионные фонды |этих взносов направляются на | | | |формирование пенсионных | | | |резервов | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок, |В частности, в доходы вновь |Пункт 3 | |по которому |созданных, реорганизуемых и |ст. 251, | |определяются доходы |реорганизованных организаций |п. 2.1 | |и расходы при |не включаются имущество, |ст. 252, | |реорганизации |имущественные права и |пп. 2.1 п. 1 | | |обязательства, приобретенные |ст. 268, | | |(созданные) до даты |п. п. 4 — 6 | | |завершения реорганизации |ст. 277, п. 2| | | |ст. 280 | | | |Налогового | | | |кодекса РФ, | | | |п. 7 ст. 10 | | | |Федерального | | | |закона от | | | |6 августа | | | |2001 г. | | | |N 110—ФЗ | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Определен срок |Срок полезного использования |Пункт 14 | |полезного |основных средств, полученных |ст. 259 | |использования |в виде вклада в уставный |Налогового | |основных средств, |капитал или при |кодекса РФ | |полученных в виде |реорганизации, можно | | |вклада в уставный |уменьшить на количество | | |капитал или при |месяцев эксплуатации данного | | |реорганизации |имущества предыдущим | | | |собственником | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Определен порядок |Таможенные пошлины и сборы |Подпункт 1 | |учета таможенных |включаются в прочие расходы, |п. 1 ст. 264 | |платежей |связанные с производством и |Налогового | | |реализацией |кодекса РФ | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Определен порядок |Стоимость услуг |Подпункт 6 | |учета расходов на |вневедомственной охраны |п. 1 ст. 264 | |вневедомственную |списывается на прочие |Налогового | |охрану |расходы, связанные с |кодекса РФ | | |производством и реализацией | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено включать в|Проценты, уплаченные в связи |Подпункт 2 | |расходы проценты, |с реструктуризацией |п. 1 ст. 265 | |уплаченные в связи с|задолженности по налогам и |Налогового | |реструктуризацией |сборам, включаются во |кодекса РФ | |задолженности по |внереализационные расходы | | |налогам и сборам | | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено включать в|Во внереализационные расходы |Подпункт 19.2| |расходы целевые |включаются целевые |п. 1 ст. 265 | |отчисления от |отчисления от лотерей, |Налогового | |лотерей |осуществленные в размере и |кодекса РФ | | |порядке, установленных | | | |российским законодательством | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Ограничен размер |Сомнительными долгами, по |Пункт 1 | |резерва по |которым можно создавать |ст. 266 | |сомнительным долгам |резерв, считаются только |Налогового | | |задолженности, возникшие в |кодекса РФ | | |связи с реализацией товаров, | | | |работ и услуг | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен перечень |В расходы не включаются |Пункт 1 | |расходов, не |суммы, израсходованные за |ст. 270 | |учитываемых при |счет прибыли, оставшейся |Налогового | |расчете налога на |после налогообложения |кодекса РФ | |прибыль | | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |Страховые взносы, |Пункт 6 | |признания расходов |перечисленные разовым |ст. 272 | |по страхованию |платежом, списываются на |Налогового | | |расходы пропорционально |кодекса РФ | | |количеству календарных дней, | | | |в течение которых договор | | | |страхования действовал в | | | |отчетном периоде | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Вновь созданная организация |Пункт 1 | |оценки имущественных|оценивает имущественные |ст. 277 | |вкладов в уставный |вклады в уставный капитал по |Налогового | |капитал |стоимости (остаточной |кодекса РФ | | |стоимости) имущества или | | | |имущественных прав по данным | | | |налогового учета учредителя | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |Товарищ, учитывающий доходы и|Пункт 3 | |налогообложения |расходы по договору о |ст. 278 | |простого |совместной деятельности, |Налогового | |товарищества |обязан по итогам каждого |кодекса РФ | | |отчетного и налогового | | | |периода сообщать остальным | | | |товарищам размер их прибыли | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |При расчете прибыли, |Пункт 2 | |распределения |приходящейся на обособленное |ст. 288 | |прибыли между |подразделение, надо брать |Налогового | |обособленными |удельный вес среднесписочной |кодекса РФ | |подразделениями |численности работников за | | | |отчетный (налоговый) период | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен перечень |Налоговые агенты должны |Подпункт 8 | |доходов иностранных |удерживать налог с доходов |п. 1 ст. 309 | |организаций, с |иностранных организаций от |Налогового | |которых российские |международных перевозок, |кодекса РФ | |организации должны |включая демереджи и прочие | | |удерживать налог на |платежи, возникающие при | | |прибыль |перевозках | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен перечень |Организация самостоятельно |Статья 318 | |прямых расходов |определяет в учетной политике|Налогового | | |перечень прямых расходов. |кодекса РФ | | |Организации, оказывающие | | | |услуги, вправе списывать в | | | |отчетном (налоговом) периоде | | | |все прямые расходы, не | | | |распределяя их на остатки | | | |незавершенного производства | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |Организация самостоятельно |Статья 319 | |распределения прямых|определяет в учетной политике|Налогового | |расходов на остатки |порядок распределения прямых |кодекса РФ | |незавершенного |расходов на остатки | | |производства |незавершенного производства | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |В стоимость товаров, |Статья 320 | |оценки товаров |предназначенных для |Налогового | | |перепродажи, можно включать |кодекса РФ | | |все расходы, связанные с их | | | |покупкой | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ | С 15 июля 2005 г. | +————————————————————T—————————————————————————————T—————————————+ |Установлен порядок |Имущество, полученное от |Пункт 1 | |амортизации |собственника по |ст. 256 | |имущества, |инвестиционному соглашению в |Налогового | |полученного по |сфере деятельности по |кодекса РФ | |инвестиционным и |оказанию коммунальных услуг | | |концессионным |или по концессионному | | |соглашениям |соглашению, амортизируется в | | | |течение действия указанных | | | |соглашений | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ | С 1 января 2006 г. | +————————————————————T—————————————————————————————T—————————————+ |Расширен перечень |Доходы можно определить на |Пункт 1 | |документов, |основании не только |ст. 248 | |подтверждающих |первичных, но и любых других |Налогового | |доходы |подтверждающих документов |кодекса РФ | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |Включаются во |Пункт 15 | |средств, которые |внереализационные доходы |ст. 250 | |включаются в доходы,|использованные не по целевому|Налогового | |если используются не|назначению средства, которые |кодекса РФ | |по целевому |предназначены для | | |назначению |формирования резервов по | | | |обеспечению безопасности | | | |особо радиационно опасных и | | | |ядерно—опасных производств | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Продукция СМИ и книжная |Пункт 21 | |оценки продукции СМИ|продукция, подлежащая замене,|ст. 250 | |и книжной продукции,|оценивается в соответствии с |Налогового | |подлежащей замене |порядком оценки готовой |кодекса РФ | | |продукции | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |Доходом не считается |Подпункты 4, | |доходов, которые не |имущество и имущественные |5 п. 1 | |учитываются при |права, полученные в пределах |ст. 251 | |налогообложении |дополнительного вклада |Налогового | | |участником хозяйственного |кодекса РФ | | |общества или товарищества | | | |(его правопреемником или | | | |наследником), а также | | | |участников договора о | | | |совместной деятельности | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнены цели |В частности, в доход не |Подпункт 14 | |получения грантов, |включаются гранты, полученные|п. 1 ст. 251 | |которые не |на осуществление конкретных |Налогового | |включаются в доходы |программ в области охраны |кодекса РФ | | |здоровья населения, а также | | | |защиты прав и свобод | | | |человека, предусмотренных | | | |российским законодательством | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Арендатор вправе |Подпункт 32 | |учета неотделимых |амортизировать неотделимые |п. 1 ст. 251,| |улучшений, не |улучшения, произведенные с |п. 1 ст. 256,| |компенсированных |разрешения арендодателя, но |п. 2 ст. 259 | |арендодателем |им не компенсированные |Налогового | | | |кодекса РФ | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |Уменьшить налогооблагаемую |Пункт 1 | |документов, на |прибыль можно на основании |ст. 252 | |основании которых |любых документов, прямо или |Налогового | |определяются расходы|косвенно подтверждающих |кодекса РФ | | |произведенный расход | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |В материальные расходы |Подпункты 3 и| |материальных |включается: |7 п. 1 | |расходов |— стоимость средств |ст. 254 | | |индивидуальной и коллективной|Налогового | | |защиты, предусмотренных |кодекса РФ | | |российским законодательством;| | | |— затраты на формирование | | | |санитарно—защитных зон в | | | |соответствии с действующими | | | |государственными | | | |санитарно—эпидемиологическими| | | |правилами и нормами | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |В стоимость МПЗ можно |Пункт 2 | |оценки материально— |включать любые налоги и |ст. 254 | |производственных |сборы, кроме НДС и акцизов, |Налогового | |запасов |которые принимаются к вычету.|кодекса РФ | | |МПЗ, полученные при демонтаже| | | |основных средств и в виде | | | |излишков при инвентаризации, | | | |оценивают в сумме налога на | | | |прибыль, исчисленного с их | | | |рыночной стоимости | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Определено понятие |Технологическими потерями |Подпункт 3 | |"технологические |признаются потери, |п. 7 ст. 254 | |потери" |обусловленные |Налогового | | |технологическими |кодекса РФ | | |особенностями | | | |производственного цикла или | | | |процесса транспортировки, а | | | |также физико—химическими | | | |характеристиками применяемого| | | |сырья | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено включать в|Форменная одежда, |Пункт 5 | |расходы форменную |свидетельствующая о |ст. 255 | |одежду, не |принадлежности работников к |Налогового | |предусмотренную |данной организации, |кодекса РФ | |российским |включается в расходы по | | |законодательством |оплате труда | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено включать в|В расходы по оплате труда |Пункт 12.1 | |расходы стоимость |включается стоимость проезда |ст. 255 | |проезда работников, |и стоимость провоза багажа |Налогового | |уволенных из |работника и членов его семьи |кодекса РФ | |организации, |в случае расторжения | | |расположенной в |трудового договора с | | |районе Крайнего |организацией, расположенной в| | |Севера |районе Крайнего Севера или | | | |приравненной к нему местности| | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено включать в|В расходы по оплате труда |Пункт 13 | |расходы стоимость |включаются средства, |ст. 255 | |проезда до места |истраченные на оплату |Налогового | |учебы и обратно |стоимости проезда работников |кодекса РФ | | |до места учебы и обратно | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |В стоимость амортизированного|Пункты 1 и 3 | |оценки основных |имущества можно включать |ст. 257 | |средств и |любые налоги и сборы, кроме |Налогового | |нематериальных |НДС и акцизов, которые |кодекса РФ | |активов |принимаются к вычету | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено не |На расходы можно |Пункты 1.1 и | |амортизировать 10% |единовременно списать 10% от |2 ст. 259, | |от стоимости нового |стоимости нового основного |п. 5 ст. 270,| |основного средства |средства, а также 10% |п. 3 ст. 272 | | |расходов по достройке, |Налогового | | |дооборудованию, модернизации,|кодекса РФ | | |техническому перевооружению и| | | |частичной ликвидации основных| | | |средств | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |В расходы по освоению |Пункт 1 | |расходов по освоению|природных ресурсов |ст. 261 | |природных ресурсов |включаются средства, |Налогового | | |истраченные на переселение и |кодекса РФ | | |выплату компенсаций за снос | | | |жилья в процессе разработки | | | |месторождений | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Сокращен срок |Расходы на НИОКР равномерно |Пункт 2 | |списания расходов на|списываются в уменьшение |ст. 262 | |НИОКР |налогооблагаемого дохода в |Налогового | | |течение двух лет. |кодекса РФ | | |Расходы на НИОКР, не давшие | | | |положительного результата, | | | |списываются в уменьшение | | | |налогооблагаемого дохода в | | | |полном объеме | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Расходы на приобретение |Подпункт 10 | |учета расходов на |предмета лизинга списываются |п. 1 ст. 264 | |приобретение |в тех отчетных периодах, в |и п. 8.1 | |имущества, |которых договором |ст. 272 | |переданного в лизинг|предусмотрены лизинговые |Налогового | | |платежи, пропорционально этим|кодекса РФ | | |платежам | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Взносы, уплачиваемые |Подпункт 30 | |учета взносов, |организациям, которые |п. 1 ст. 264 | |уплачиваемых |предоставляют платежные |Налогового | |организациям, |системы и электронные системы|кодекса РФ | |которые |передачи информации, | | |предоставляют |включаются в прочие расходы, | | |платежные системы |связанные с производством и | | | |реализацией | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнены цели |Среди целей социальной защиты|Подпункт 38 | |социальной защиты |инвалидов, в частности, |п. 1 ст. 264 | |инвалидов |названы изготовление и ремонт|Налогового | | |протезных изделий, а также |кодекса РФ | | |мероприятия по интеграции | | | |инвалидов в общество. | | | |Средства, израсходованные на | | | |эти цели, включаются в прочие| | | |расходы, связанные с | | | |производством и реализацией | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено создавать |Резерв расходов на социальную|Подпункт 39.2| |резерв расходов на |защиту инвалидов могут |п. 1 ст. 264 | |социальную защиту |создавать общественные |и ст. 267.1 | |инвалидов |организации инвалидов, а |Налогового | | |также организации, в которой |кодекса РФ | | |инвалиды составляют не менее | | | |50% от общего числа | | | |работников и доля зарплаты | | | |инвалидов составляет не менее| | | |25% | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |К обслуживающим производствам|Подпункт 48 | |налогообложения |и хозяйствам отнесены |п. 1 ст. 264 | |обслуживающих |подразделения организации, |и ст. 275.1 | |производств и |которые не обособлены |Налогового | |хозяйств |территориально. Если |кодекса РФ | | |обслуживающее производство | | | |получило убыток, его расходы | | | |признаются в пределах | | | |нормативов, утвержденных | | | |властями субъекта РФ. Данная | | | |норма действует в том случае,| | | |когда на территории | | | |муниципального образования | | | |отсутствуют | | | |специализированные | | | |организации, занимающиеся | | | |аналогичной деятельностью | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |Не нормируются расходы на |Пункт 4 | |ненормируемых |изготовление рекламных брошюр|ст. 264 | |рекламных расходов |и каталогов, содержащих |Налогового | | |информацию не только о |кодекса РФ | | |работах и услугах, но и о | | | |реализуемых товарах, товарных| | | |знаках и знаках обслуживания | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |Расходом признается сумма |Подпункт 2 | |учета расходов по |процентов, начисленных исходя|п. 1 ст. 265 | |кредитам и займам |из доходности, первоначально |Налогового | | |установленной эмитентом |кодекса РФ | | |(ссудодателем) в условиях | | | |эмиссии (выпуска, договора), | | | |но не выше фактической | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |Во внереализационные расходы |Подпункт 16 | |учета расходов на |можно включать средства, |п. 1 ст. 265 | |собрания учредителей|истраченные на проведение |Налогового | | |любых собраний акционеров, |кодекса РФ | | |участников и пайщиков | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнено, какие |Во внереализационные расходы |Подпункт 19 | |отчисления |включаются отчисления, |п. 1 ст. 265 | |организациям, |произведенные организациями, |Налогового | |входящим в |входящими в структуру РОСТО, |кодекса РФ | |структуру РОСТО, |для аккумулирования и | | |включаются в расходы|перераспределения средств | | | |таких организаций на | | | |подготовку граждан по | | | |военно—учетным специальностям| | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Разрешено включать в|Во внереализационные расходы |Подпункт 19.1| |расходы премии и |включаются премии и скидки |п. 1 ст. 265 | |скидки, |покупателям, которые |Налогового | |предоставленные |выполнили определенные |кодекса РФ | |покупателям |условия договора. Например, | | | |произвели определенный объем | | | |покупок | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |При реализации имущественных |Подпункты 2.1| |определения расходов|прав (долей, паев) в расходы |и 3 п. 1 | |при реализации |включается цена их |ст. 268, | |имущества и |приобретения, а также |пп. 10 п. 7 | |имущественных прав |средства, истраченные при их |ст. 272 | | |покупке и продаже. |Налогового | | |В расходы, связанные с |кодекса РФ | | |реализацией имущества и | | | |имущественных прав, можно | | | |включать средства, | | | |истраченные на их оценку | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Установлен порядок |Проценты по заемным средствам|Пункт 1 | |нормирования |в условных единицах при |ст. 269 | |процентов по |отсутствии долговых |Налогового | |кредитам и займам в |обязательств, выданных на |кодекса РФ | |условных денежных |сопоставимых условиях, | | |единицах |включают в расходы в пределах| | | |ставки рефинансирования | | | |ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза| | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнено, на какую |Если процентная ставка по |Пункт 1 | |дату брать ставку |кредиту не меняется вплоть до|ст. 269 | |рефинансирования |погашения долга, в расчет |Налогового | |ЦБ РФ, рассчитывая |норматива надо брать ставку |кодекса РФ | |норматив по |рефинансирования ЦБ РФ, | | |процентам |установленную на день | | | |заимствования. Во всех других| | | |случаях норматив нужно | | | |рассчитывать исходя из ставки| | | |рефинансирования, действующей| | | |в день начисления процентов | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширено понятие |В частности, контролируемой |Пункт 2 | |"контролируемая |считается задолженность перед|ст. 269 | |задолженность", по |российской организацией, |Налогового | |которой нужно |которая аффилирована по |кодекса РФ | |рассчитывать |отношению к иностранной | | |предельную величину |компании, владеющей более чем| | |процентов |20% уставного капитала | | | |заемщика | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Уточнен порядок |Если условиями сделки не |Пункт 1 | |списания расходов |предусмотрено получение |ст. 272 | | |доходов в течение более чем |Налогового | | |одного отчетного периода, а |кодекса РФ | | |связь между доходами и | | | |расходами нельзя определить | | | |четко, налогоплательщик может| | | |распределять расходы по | | | |собственному усмотрению | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Ограничен круг |Организация, заключившая |Пункт 4 | |налогоплательщиков, |договор доверительного |ст. 273 | |которые могут |управления имуществом или |Налогового | |применять кассовый |договор о совместной |кодекса РФ | |метод |деятельности, не вправе | | | |применять кассовый метод | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |Доверительный управляющий |Пункты 2, 3 и| |отчетности |обязан ежемесячно |4 ст. 276 | |доверительного |представлять |Налогового | |управляющего перед |выгодоприобретателю сведения |кодекса РФ | |выгодоприобретателем|не о финансовом результате, а| | | |о доходах и расходах по | | | |доверительному управлению | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок, по |Определяя расчетную цену |Пункт 6 | |которому нужно |акций, нужно использовать |ст. 280 | |определять расчетную|методы оценки стоимости, |Налогового | |цену акций |предусмотренные российским |кодекса РФ | | |законодательством. | | | |Расчетную цену долговой | | | |ценной бумаги можно | | | |определить исходя из ставки | | | |рефинансирования ЦБ РФ. | | | |Если налогоплательщик | | | |определяет расчетную цену | | | |самостоятельно, то | | | |используемый метод нужно | | | |прописать в учетной политике | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |В частности, из цены |Статья 281, | |налогообложения |реализации государственных и |пп. 1 п. 4 | |операций с |муниципальных ценных бумаг |ст. 284, | |государственными и |вычитается процентный |пп. 2 п. 5 | |муниципальными |(купонный) доход, если он |ст. 286, п. 4| |ценными бумагами |облагается по ставке, |ст. 287 | | |отличной от 24% |Налогового | | | |кодекса РФ | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |В частности, установлено, что|Статья 282 | |налогообложения по |срок между датами исполнения |Налогового | |операциям РЕПО с |первой и второй частей РЕПО, |кодекса РФ | |ценными бумагами |прописанный в договоре, не | | | |должен превышать одного года | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Изменен порядок |Убыток, полученный за год, |Статья 5 | |переноса убытков на |можно списать в уменьшение |Закона | |будущее |прибыли в течение 10 |N 58—ФЗ | | |последующих лет. При этом | | | |сумма убытка, списываемого за| | | |один год, не должна превышать| | | |50% от полученной прибыли | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Упрощен порядок |Сумму налога на прибыль, |Пункт 2 | |распределения |приходящуюся на все |ст. 288 | |прибыли между |обособленные подразделения, |Налогового | |обособленными |расположенные в одном |кодекса РФ | |подразделениями |субъекте РФ, можно рассчитать| | | |исходя из их совокупной | | | |прибыли | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ |Расширен перечень |В частности, налогооблагаемый|Пункты 3 и 4 | |расходов бюджетных |доход можно уменьшить на |ст. 321.1 | |учреждений, которые |суммы, истраченные на ремонт |Налогового | |учитываются при |основных средств, если |кодекса РФ | |расчете |финансирование данных | | |налогооблагаемой |расходов не предусмотрено в | | |прибыли |смете или не осуществляется | | | |за счет бюджетных средств | | +————————————————————+—————————————————————————————+—————————————+ | С 1 января 2007 г. | +————————————————————T—————————————————————————————T—————————————+ |Изменен порядок |Убыток, полученный за год, |Пункт 2 | |переноса убытков на |можно списать в уменьшение |ст. 283 | |будущее |прибыли в течение |Налогового | | |10 последующих лет. При этом |кодекса РФ | | |сумма убытка, списываемого за| | | |один год, не ограничена | | | |размером полученной прибыли | | L————————————————————+—————————————————————————————+—————————————— Д.А.Волошин Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 22.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |