Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Защитим потребителя! ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 7

ЗАЩИТИМ ПОТРЕБИТЕЛЯ!

Потребители товаров защищаются в основном от изготовителей и продавцов. Судя по постоянным изменениям и дополнениям в Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", они так и норовят этому самому потребителю хорошенько "насолить". Очередные изменения и дополнения в Закон эту защиту усиливают.

Федеральный закон от 21.12.2004 N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" полностью вступил в силу 30 марта 2005 г. Положения этого Закона касаются, естественно, не только самих потребителей, но и продавцов (изготовителей) товаров, исполнителей работ (услуг), импортеров и уполномоченных изготовителями и продавцами товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Новые права, предоставленные данным Законом потребителям, оборачиваются для продавцов, изготовителей, импортеров и уполномоченных лиц новыми обязанностями и хлопотами.

Итак, рассмотрим положения Закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ.

...плюс импортеры и уполномоченные лица

Усиливать время от времени необходимо не только государственную вертикаль власти, но и защиту потребителей от изготовителей, исполнителей и продавцов. Теперь к списку "вредителей" добавлены еще и уполномоченные изготовителем (исполнителем) организации и индивидуальные предприниматели и импортеры.

Импортеры и уполномоченные лица теперь будут отвечать наравне с изготовителями и продавцами за недостатки товаров, купленных потребителями.

Импортеры - это любые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, ввозящие в Россию товар не для дальнейшей перепродажи, импортерами в смысле Закона о защите прав потребителей не признаются.

Не удивляйтесь, если бабушка, купившая для внука китайскую игрушку в ларьке на углу у Патриарших, вдруг постучится в офис компании-импортера, которая и магазинов-то розничных никогда не имела... А может, именно эта компания привезла из-за моря-океана некачественный товар?

По общему правилу при приобретении некачественного товара потребитель имеет право потребовать (ст. 18 Закона о защите прав потребителей):

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пересчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи.

Обратите внимание! К импортеру могут быть предъявлены не все перечисленные выше требования, а только требования о безвозмездном устранении недостатков товара (возмещении расходов на их исправление) или о замене некачественного товара новым аналогичной марки, модели или артикула.

Уполномоченными лицами являются организации или индивидуальные предприниматели, которым на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе и иностранным, переданы обязанности по принятию и удовлетворению требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.

Соответственно все требования потребителей, связанные с недостатками товаров, теперь могут предъявляться к уполномоченным лицам. При принятии и удовлетворении требований потребителей уполномоченные лица имеют права и обязанности, аналогичные правам и обязанностям изготовителей (продавцов).

При отказе удовлетворить обоснованные требования потребителя в добровольном порядке уполномоченные лица и импортеры (так же как и изготовители, продавцы и исполнители) подвергаются штрафу (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Суд, который удовлетворил соответствующий иск потребителя, взыскивает с указанных лиц штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Так как уполномоченные лица и импортеры непосредственно не реализуют товары населению, они не могут быть привлечены к административной ответственности при обнаружении потребителями недостатков в товарах, ввезенных ими в Россию или реализованных (изготовленных) организациями и индивидуальными предпринимателями, с которыми уполномоченными лицами заключен соответствующий договор (см. ст. 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Кот в мешке

Новый Закон дополнил и изменил перечень сведений, которые должны быть доведены до потребителей товаров (работ, услуг).

Согласно новым правилам информация о товаре должна содержать наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании, свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обязательным требованиям технических регламентов. Технические регламенты пока не разработаны. До момента принятия и вступления в силу технических регламентов применяется прежний порядок подтверждения соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям государственных стандартов (ГОСТ).

Потребитель имеет право также знать об основных свойствах товаров (работ, услуг). В отношении продуктов питания потребителям должны быть предоставлены сведения о составе таких продуктов, в том числе о пищевых и биологически активных добавках, компонентах, полученных с применением генетически модифицированных организмов, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковке (расфасовке), а также сведения о противопоказаниях для применения этих продуктов при отдельных заболеваниях.

Цена на товары (работы, услуги) для населения может быть установлена только в рублях. Никаких "у. е." и прочих условностей - только рубли и копейки!

Проинформировать потребителей необходимо и об адресе (месте нахождения) и фирменном наименовании импортера товаров. Зачем? А затем, чтобы бабушка, купившая внуку китайскую игрушку, знала, в какой офис ей стучаться, и не ошиблась бы дверью. Розничные продавцы, закупающие товар непосредственно у импортеров, необходимую информацию могут получить у своих контрагентов. Остальным организациям придется нелегко, ведь, перед тем как попасть в магазин, товар, поступивший из-за границы, может побывать у нескольких торговых организаций.

Сведения об импортере содержатся в таможенной декларации (ГТД). Однако обязанности предоставлять ее своим покупателям у импортера нет. Поэтому торговым организациям придется рассчитывать только на добрую волю импортеров. Если первый покупатель товара не получил копию ГТД от импортера, то последующим покупателям сделать это будет очень сложно.

Следует сказать, однако, что ст. ст. 14.5 и 14.8 КоАП РФ не предусматривают административной ответственности за нарушение прав потребителей на получение достоверной информации об импортере товара. В ст. 14.5 речь идет об отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце товара, а в ст. 14.8 - о нарушении права потребителей на достоверную и необходимую информацию об изготовителе, продавце и исполнителе.

Статьи 14.5 и 14.8 очень близки по содержанию, но все же имеют некоторые отличия. Согласно ст. 14.5 административная ответственность наступает при полном отсутствии предусмотренной законодательством информации об изготовителе или продавце. А ст. 14.8 применяется в том случае, если информация об изготовителе, продавце или исполнителе все же содержится, но либо не соответствует действительности (недостоверна), либо содержит не все необходимые сведения об указанных лицах.

Всю эту и остальную, указанную в ст. 10 Закона о защите прав потребителей информацию о товарах (работах, услугах) необходимо доводить до потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом. Таким образом, если сведения об использованных пищевых добавках и генетически модифицированных организмах никак не умещаются (размещаются) на баночке-коробочке йогурта, то вместе с каждой такой баночкой-коробочкой на витрине должен лежать листок, на котором самым подробнейшим образом следует описать эти добавки и организмы.

На расстоянии вытянутой руки

В Закон о защите прав потребителей введена новая статья - 26.1, регулирующая дистанционный способ продажи товаров. При таком способе продажи договор купли-продажи заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством связи или иным способом, при котором невозможно непосредственное ознакомление потребителя с товаром.

До заключения договора купли-продажи продавец, торгующий товарами дистанционным способом, обязан предоставить потребителю информацию о свойствах товара, адресе и фирменном наименовании продавца, месте изготовления товара, цене и условиях приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности, гарантийном сроке, порядке оплаты и сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

В момент доставки товара данная информация должна быть предоставлена потребителю уже в письменной форме.

До момента передачи товара потребитель может отказаться от него в любой момент, а после передачи - в течение 7 дней. Однако если продавец нарушил обязанность по предоставлению в письменной форме указанной выше информации, то покупатель имеет право отказаться от товара в течение трех месяцев. Разумеется, такой отказ означает, что продавец должен вернуть покупателю уплаченную за товар денежную сумму. Сделать это следует не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Продавец может удержать из возвращаемой денежной суммы расходы на доставку товара потребителю.

Возврат товара, купленного дистанционным способом, осуществляется на тех же условиях, что и при обычной покупке товара в магазине: его товарный вид, потребительские свойства сохранены и имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки товара (кассовый чек, товарный чек и т.д.). Но и отсутствие документов, подтверждающих факт и условия покупки товара, теперь не лишает потребителя права ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца (свидетельские показания, например).

При продаже некачественного товара потребитель, купивший его дистанционным способом, имеет те же права, что и потребитель, который приобрел товар обычным способом.

И.Михайлов

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

22.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бланки строгой отчетности ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7) >
Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.