Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бланки строгой отчетности ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 7

БЛАНКИ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Вместо применения ККМ организации в определенных случаях могут использовать бланки строгой отчетности. Но формы бланков должны быть утверждены Минфином и применяться по правилам, установленным Правительством РФ в Постановлении от 31.03.2005 N 171.

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные расчеты, обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ).

Основанием для неприменения ККТ является выдача бланка строгой отчетности (БСО). Бланк строгой отчетности в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона 54-ФЗ может выдаваться только при оказании услуг и только в том случае, если эти услуги оказываются населению, т.е. физическим лицам.

Как установлено тем же п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, бланки строгой отчетности могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ.

Такой порядок определен вступившим в силу 15 апреля 2005 г. Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение; утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171).

Отметим, что и до принятия указанного Постановления применение ранее утвержденных бланков строй отчетности было вполне правомерным.

Так, Минфин России в Письме от 14.07.2003 N 16-00-12/24 сообщил, что до выхода соответствующего правительственного Постановления действуют утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК) формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Это мнение поддержал и Высший Арбитражный Суд РФ.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 указано, что до момента издания Правительством РФ названных в п. 2 ст. 2 Закона о ККТ нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Постановлением Правительства РФ N 171 действие применяемых в настоящее время формы бланков строго отчетности продлено до утверждения форм БСО в соответствии с данным Постановлением, но не позднее чем до 1 января 2007 г.

Таким образом, с 1 января 2007 г. действующие в настоящее время формы бланков строгой отчетности применяться не будут независимо от того, будут ли утверждены к этому моменту новые формы бланков для соответствующих видов деятельности.

Следовательно, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, в отношении которых не будут утверждены соответствующие формы бланков, с 1 января 2007 г. обязаны использовать контрольно-кассовую технику (п. 24 Положения).

В силу п. 3 Положения обратиться с заявлением об утверждении форм бланков строгой отчетности вправе:

- заинтересованные органы государственной власти;

- Центральный банк РФ;

- организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере.

В связи с этим организациям и индивидуальным предпринимателям можно посоветовать обращаться в соответствующие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере, со следующей инициативой: не дожидаясь 1 января 2007 г., воспользоваться своим правом и обратиться в Минфин России с заявлением об утверждении необходимых форм БСО.

Таких организаций в настоящее время существует достаточно много, например Всероссийский союз страховщиков, региональные ассоциации туроператоров, коллегии адвокатов и т.д.

К заявлению об утверждении БСО необходимо приложить следующие документы:

- описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя);

- эскиз бланка (его художественно-графическое оформление);

- предложение по обеспечению защиты бланка от подделок;

- инструкцию по заполнению бланка;

- рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка.

Пунктом 5 Положения установлены обязательные реквизиты БСО, к которым относятся:

- сведения об утверждении формы бланка;

- наименование, шестизначный номер и серия;

- код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

- наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- вид услуг;

- единица измерения оказания услуг;

- стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

- дата осуществления расчета;

- наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Кроме того, на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж).

В соответствии с п. 12 Положения формы бланков строгой отчетности утверждаются на определенный срок, который может быть продлен по заявлению лиц, в компетенцию которых входит обращение в Минфин России с заявлением об утверждении БСО.

После утверждения формы бланков могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы утверждены.

При этом документы, оформленные на бланках строгой отчетности, являются первичными учетными документами (кроме бланков, применяемых для расчета за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования).

Помимо порядка утверждения формы БСО Положение определяет также порядок использования, учета и хранения бланков строгой отчетности.

Так, принимая оплату услуг наличными денежными средствами, организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

- заполнить бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для расчета за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования);

- получить от клиента денежные средства;

- назвать сумму полученных денежных средств и положить их отдельно на виду у клиента;

- подписать бланк (кроме бланка, предназначенного для расчета за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования);

- назвать сумму сдачи и выдать ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно.

При оплате услуг с использованием платежной карты организации и индивидуальные предприниматели:

- получают от клиента платежную карту;

- заполняют бланк, за исключением места для подписи;

- вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте;

- подписывают бланк;

- возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Испорченные или неправильно заполненные БСО не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, когда они выписаны.

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие БСО, обязаны вести книгу учета бланков. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем и скреплены печатью (штампом).

Положением установлен специальный порядок приемки бланков строгой отчетности.

В соответствии с п. 18 Положения бланки принимаются работником, которому поручаются получение, хранение и выдача бланков, в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

Приемка производится в день поступления бланков. Комиссия должна проверить соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составить акт приемки бланков.

Этот акт утверждается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем и является основанием для принятия бланков на учет указанным работником.

Храниться БСО должны в металлических шкафах и (или) сейфах.

Копии использованных БСО (корешков), подтверждающие суммы принятых наличных денежных средств, должны быть упакованы в опечатанные мешки и храниться в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее пяти лет.

После указанного срока, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета копии использованных БСО подлежат уничтожению.

Для этого руководителем организации или индивидуальным предпринимателем образуется комиссия, которая составляет акт о списании копий использованных БСО.

В случае неприменения бланков строгой отчетности организации и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ, предусмотренную ст. 14.5 КоАП РФ (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовых машин").

Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг) в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, влечет наложение административного штрафа в размере:

- на граждан - от 15 до 20 МРОТ;

- на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;

- на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

22.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Имеет ли значение форма собственности предприятия (в частности, муниципальная) при принятии на работу гражданина Беларуси? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7) >
Статья: Защитим потребителя! ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.