Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Если при реконструкции основного средства используются собственные материалы... ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 7

ЕСЛИ ПРИ РЕКОНСТРУКЦИИ ОСНОВНОГО СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ

СОБСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ...

Восстановление основных средств, их реконструкция или модернизация - процесс дорогостоящий. Поэтому организациям, решившимся на это, приходится "чесать в затылке" и думать, на чем можно сэкономить. Один из вариантов экономии - передача подрядчику своих материалов.

Как правило, организации осуществляют реконструкцию основных средств не сами, а привлекают для этой цели подрядчика. Но подрядчику за все нужно заплатить сполна: и за выполненную работу, и за использованные в работе материалы, которые приобретаются ими зачастую у торгующих организаций через третьи руки.

Поэтому организации бывает выгоднее передать или продать подрядчику свои собственные материалы, приобретенные ранее либо полученные от разборки реконструируемого основного средства.

Рассмотрим ситуацию, с которой столкнулся наш читатель.

Ситуация. На реконструкцию зерносклада организацией произведены следующие затраты:

- переданы подрядчику материалы:

полученные от разборки склада, на сумму 100 000 руб.;

приобретенные от поставщиков, на сумму 20 000 руб. (без НДС);

- стоимость работ, выполненных подрядным способом, составила 1 200 000 руб. (в т.ч. НДС 18% - 183 051 руб.).

Какие проводки в бухгалтерском учете организации нужно сделать?

В данной ситуации возможны два варианта передачи материалов подрядчику:

- 1-й вариант - материалы переданы подрядчику для реконструкции зерносклада на давальческой основе;

- 2-й вариант - материалы переданы в собственность подрядчика (иначе говоря, проданы ему).

Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

1-й вариант. При передаче организацией на давальческой основе материалов подрядчику для реконструкции зерносклада право собственности на материалы остается у организации.

В бухгалтерском учете такая передача отражается записью по субсчетам, открытым к счету 10 "Материалы": по кредиту счета 10/8 "Строительные материалы" в корреспонденции с дебетом счета 10/7 "Материалы, переданные в переработку".

По завершении реконструкции зерносклада подрядчик должен оформить Акт о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и Справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (Унифицированные формы первичной документации утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100). Стоимость материалов, переданных в переработку, не включается в стоимость выполненных подрядчиком работ.

При этом подрядчик должен представить заказчику (организации) отчет об израсходованных при работе по реконструкции зерносклада материалах, полученных им на давальческой основе (п. 1 ст. 713 ГК РФ).

После подписания сторонами указанных документов организация на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" признает в учете затраты по реконструкции зерносклада, которые отражаются по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счетов: 10/7 (на стоимость использованных материалов); 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на стоимость работ, выполненных подрядчиком).

С кредита счета 08 затраты списываются на счет 01 "Основные средства" в увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости зерносклада (п. 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").

В бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки:

Дебет 10/8 - Кредит 91/1

- 100 000 руб. - оприходованы материалы от разборки склада;

Дебет 10/8 - Кредит 60/1

- 20 000 руб. - оприходованы материалы, полученные от поставщиков;

Дебет 10/7 - Кредит 10/8

- 100 000 руб. - материалы от разборки склада переданы подрядчику для реконструкции зерносклада;

Дебет 10/7 - Кредит 10/8

- 20 000 руб. - подрядчику переданы материалы, приобретенные от поставщиков <*>;

Дебет 08 - Кредит 10/7

- 120 000 руб. - стоимость материалов, израсходованных подрядчиком, включена в затраты по реконструкции зерносклада (100 000 руб. + 20 000 руб.);

Дебет 08 - Кредит 60/1

- 1 016 949 руб. - стоимость работ, выполненных подрядчиком, включена в затраты по реконструкции зерносклада;

Дебет 19/3 - Кредит 60/1

- 183 051 руб. - отражен НДС, предъявленный подрядчиком;

Дебет 01 - Кредит 08

- 1 136 949 руб. - увеличена первоначальная стоимость зерносклада после его реконструкции;

Дебет 68/"НДС" - Кредит 19/3

- 183 051 руб. - принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Обратите внимание! Если для реконструкции основного средства используются материалы, по которым ранее был уплачен и правомерно предъявлен к вычету НДС, то при передаче таких материалов подрядной организации НДС необходимо восстановить. Предъявить к вычету данную сумму налога организация будет вправе только после зачисления законченных работ по реконструкции в состав основных средств (Письмо МНС России от 30.06.2004 N 03-1-08/1711/15@).

* * *

2-й вариант. В бухгалтерском учете поступления от продажи материалов признаются операционными доходами организации (п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Доход от продажи материалов подрядчику отражается в учете организации записью по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы". При этом балансовая стоимость проданных материалов признается операционным расходом организации (п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации") и отражается по кредиту счета 10/8 "Строительные материалы" и дебету счета 91/2 "Прочие расходы".

Реализация товаров на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), поэтому стоимость переданных материалов нужно увеличить на сумму НДС.

НДС, предъявленный покупателю материалов (подрядчику), отражается по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции со счетом 91/2.

В бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки:

Дебет 10/8 - Кредит 91/1

- 100 000 руб. - оприходованы материалы от разборки склада;

Дебет 10/8 - Кредит 60/1

- 20 000 руб. - оприходованы материалы, приобретенные у поставщика;

Дебет 62 - Кредит 91/1

- 118 000 руб. - признан операционный доход от продажи подрядчику материалов от разборки склада;

Дебет 62 - Кредит 91/1

- 23 600 руб. - признан операционный доход от продажи подрядчику покупных материалов;

Дебет 91/2 - Кредит 10/8

- 120 000 руб. - списана стоимость проданных материалов;

Дебет 91/2 - Кредит 68/"НДС"

- 18 000 руб. - начислен НДС с реализации материалов от разборки склада;

Дебет 91/2 - Кредит 68/"НДС"

- 3600 руб. - начислен НДС с реализации материалов, приобретенных у поставщика;

Дебет 51 - Кредит 62

- 141 600 руб. - оплачена подрядчиком стоимость проданных ему материалов (118 000 руб. + 23 600 руб.).

Дебет 08 - Кредит 60/1

- 1 016 949 руб. - стоимость работ, выполненных подрядчиком, включена в затраты по реконструкции зерносклада;

Дебет 19/3 - Кредит 60/1

- 183 051 руб. - отражен НДС, предъявленный подрядчиком;

Дебет 01 - Кредит 08

- 1 016 949 руб. - увеличена первоначальная стоимость зерносклада после его реконструкции.

* * *

В соответствии со ст. 410 ГК РФ обязательство может быть прекращено полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо не указан, либо определен моментом востребования.

При этом организации оформляют акт о зачете взаимных требований, в котором приводятся основания возникновения и суммы взаимных задолженностей на дату проведения взаимозачета. В этом случае взаимные обязательства организаций уменьшаются на сумму наименьшего из обязательств, т.е. на сумму обязательства, которое погашается полностью.

В условиях нашего примера это договорная стоимость материалов в сумме 141 600 руб. (в том числе НДС 18% - 21 600 руб.). На эту сумму стороны могут подписать акт зачета взаимных требований и тем самым уменьшить задолженность организации по оплате подрядчику выполненных работ.

Оставшаяся часть задолженности организации погашается путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика. Сумма НДС, предъявленная подрядчиком, принимается организацией к вычету на основании счета-фактуры и документов, подтверждающих уплату налога (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

В данном случае это будут акт зачета взаимных требований и выписка банка по расчетному счету организации.

Тогда в бухгалтерском учете организации делаются следующие проводки:

Дебет 60/1 - Кредит 62

- 141 600 руб. - задолженность перед подрядчиком уменьшена на сумму зачтенного требования;

Дебет 60/1 - Кредит 51

- 1 058 400 руб. - оставшаяся часть задолженности перечислена подрядчику (1 200 000 руб. - 141 600 руб.);

Дебет 68/"НДС" - Кредит 19/3

- 183 051 руб. - принят к вычету НДС, предъявленный подрядчиком.

Следует отметить, что согласно ст. 410 ГК РФ для зачета достаточно заявления одной стороны. Однако, на наш взгляд, для подтверждения бесспорности засчитываемых требований целесообразно подписание сторонами двустороннего акта о зачете взаимных требований.

Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ обязательства сторон прекращаются взаимозачетом только в том случае, если сторона, которой было направлено заявление о зачете, получила соответствующее заявление (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 N 65 "Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований").

И.Горшкова

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

22.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как исправить ошибку, если отчетность уже сдана ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7) >
Вопрос: Можно ли предприятиям покупать ТМЦ у физических лиц по закупочным актам? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.