Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Заполняем расчеты по единому социальному налогу за I полугодие 2005 г. ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 7)



"Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 7

ЗАПОЛНЯЕМ РАСЧЕТЫ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ

ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2005 Г.

Совсем недавно налогоплательщики представляли в налоговые органы отчетность за 2004 г. и за I квартал 2005 г. И снова налогоплательщикам предстоит подводить итоги. При заполнении отчетности за первое полугодие по единому социальному налогу (далее - ЕСН) и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - страховым взносам на ОПС) у бухгалтеров снова возникает немало вопросов.

Что нового в главе 24 НК РФ в 2005 г.

Еще раз обратим внимание на самые существенные изменения, которые произошли в гл. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 70-ФЗ).

Федеральным законом N 70-ФЗ отменена норма, устанавливающая для работодателей условия на право использования регрессивной шкалы ставки единого социального налога (далее - ЕСН) и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы на ОПС). Это значительно снижает трудоемкость работы бухгалтеров при исчислении данных платежей.

ЕСН и страховые взносы на ОПС, как и раньше, исчисляются с применением соответственно регрессивной шкалы ставки и тарифа в отношении облагаемой базы или выплат в пользу каждого отдельного работника.

Вместе с тем с 2005 г. сократилось количество шкал ставки ЕСН и тарифа страховых взносов на ОПС с четырех до трех, изменилась величина налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам на ОПС нарастающим итогом в разрезе каждой шкалы, при этом установлены новые ставки ЕСН и страховых взносов на ОПС по соответствующим шкалам, уменьшающие налоговое бремя налогоплательщика.

В структуре ЕСН изменились ставки по платежам в Федеральный бюджет, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС - кроме индивидуальных предпринимателей и адвокатов), а по страховым взносам - тарифы по платежам на страховую и накопительную части трудовой пенсии.

Имеются и другие особенности, на которых мы будем останавливаться при рассмотрении порядка формирования налоговой базы по ЕСН и базы по страховым взносам на ОПС, расчета сумм по ЕСН и страховым взносам на ОПС и при заполнении форм отчетности за первое полугодие 2005 г.

Отчетность за первое полугодие 2005 г.

За полугодие 2005 г. необходимо представить форму расчета по ЕСН, утвержденную Приказом Минфина от 17.03.2005 N 40н, по страховым взносам на ОПС - Приказом Минфина от 24.03.2005 N 48н. Это формы, которые налогоплательщики уже заполняли, отчитываясь за I квартал 2005 г.

Расчет по ЕСН за полугодие 2005 г. следует представить в налоговый орган не позднее 20 июля. Уплата авансовых платежей по ЕСН производится ежемесячно не позднее 15-го числа следующего месяца.

Для заполнения Расчета по ЕСН необходимо использовать показатели Индивидуальных и Сводных карточек за полугодие, в которых отражены итоги за полугодие, последние три месяца и данные за апрель, май и июнь.

Поскольку расчет по ЕСН по новой форме в этом налоговом периоде налогоплательщиком представляется во второй раз, то в случае правильного ведения учета сумм, необходимых для расчета ЕСН, в Индивидуальных и Сводных карточках бухгалтеру не составит особого труда правильно заполнить все разделы отчетности по ЕСН за полугодие 2005 г. Если же в карточки занесены суммы не по назначению (включая I квартал), то налогоплательщик, допуская те же нарушения, которые имели место в I квартале, увеличивает суммы, необоснованно заявленные по той или иной строке. Поэтому до заполнения Расчета по ЕСН за полугодие необходимо очень внимательно еще раз проанализировать каждую сумму, которая включена в соответствующие графы Индивидуальной и Сводной карточки, Расчет по ЕСН за I квартал. В случае обнаружения ошибок налогоплательщик обязан в соответствии с положениями ст. 81 Кодекса заявить изменения и дополнения в эту отчетность. В обязательном порядке вносятся изменения в бухгалтерский учет.

Согласно п. 2 ст. 243 Кодекса "налоговый вычет" - это сумма начисленных страховых взносов на ОПС, на которую уменьшается ЕСН, подлежащий уплате в федеральный бюджет.

Несмотря на то что с 2005 г. Федеральным законом N 70-ФЗ внесены серьезные изменения в гл. 24 Кодекса, механизм расчета ЕСН в федеральный бюджет, определенный абз. 2 п. 2 ст. 243 Кодекса, остался без изменения.

Данный механизм предусматривает исчисление суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, исходя из налоговой базы и ставок, установленных п. 1 ст. 241 Кодекса.

Далее из исчисленной к уплате суммы ЕСН в федеральный бюджет исключается сумма начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС исходя из тарифов страховых взносов на ОПС, предусмотренных Федеральным законом N 167-ФЗ.

Следует иметь в виду, что до 2005 г. из начисленной суммы ЕСН (ставки соответственно 28 и 20,6%) подлежала исключению сумма страховых взносов на ОПС (тарифы соответственно 14 и 10,3%).

С 2005 г. из начисленной суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет (например, по максимальной ставке 20 и 15,8%, установленной пп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона N 70-ФЗ), сумма страховых взносов на ОПС (например, начисленных по максимальному тарифу 14 и 10,3%) может быть исключена в полном объеме.

Состав Формы расчета авансовых платежей по ЕСН

Форма расчета авансовых платежей по ЕСН (далее - Расчет по ЕСН) включает в себя следующее:

- титульный лист;

- разд. 1 "Сумма авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, по данным налогоплательщика";

- разд. 2 "Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу";

- разд. 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии";

- разд. 2.2 "Сводные показатели за отчетный период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению расчета авансовых платежей";

- разд. 3 "Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400 - 0440 раздела 2".

- разд. 3.1 "Выплаты в пользу всех физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400 - 0440 раздела 2";

- разд. 3.2 "Расчет условий на право применения льгот, установленных пп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации".

Ключевым является разд. 2.

Все строки (кроме примечания) заполняются в аналогичном порядке. А именно: сначала указывается итоговая сумма за весь отчетный период, затем в целом за последние три месяца отчетного периода, далее указываются суммы отдельно по каждому месяцу последних трех месяцев.

По отдельным строкам имеются формулы. Заполняя Расчет по ЕСН с использованием итоговых сумм Сводной карточки, нужно перепроверить правильность расчета всех строк отчетности.

После заполнения и комплектования Расчета по ЕСН проставляется сквозная нумерация заполненных страниц в поле "Стр.".

Напомним, что при формировании формы Расчета по ЕСН в электронном виде в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации не допускается вносить корректировки в действующую форму Расчета по ЕСН в отношении отчетности за полугодие 2005 г.

Поэтому все разделы заполняются строго в соответствии с установленным Минфином России порядком.

Не все налогоплательщики должны проставлять в отчетности конкретные значения по всем установленным показателям. Так, например, титульный лист на странице 001 - разд. 1, 2, 2.1 Расчета по ЕСН - заполняется всеми налогоплательщиками, а титульный лист на странице 002 заполняется только физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, в случае отсутствия у них ИНН.

Раздел 2.2 заполняется организациями, имеющими обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по исчислению, уплате ЕСН и представлению отчетности по ЕСН.

Разделы 3, 3.1, 3.2 заполняются налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии со ст. 239 Кодекса.

Не заполняется налогоплательщиком в титульном листе раздел "Заполняется работником налогового органа".

Поскольку данные, связанные с постановкой на учет в налоговом органе российского налогоплательщика, отражаются в отчетности по другим налогам, то не вызовет трудностей заполнение информации по ИНН и КПП согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, в том числе и по иностранной организации.

Если налогоплательщиком после сдачи отчетности по ЕСН за полугодие в дальнейшем при обнаружении ошибок будут представляться в налоговый орган уточненные (корректирующие) расчеты, то при заполнении реквизита "Вид документа" в этом случае в первой ячейке указывается код 3 (корректирующий) с отражением через дробь (во второй ячейке) номера, отражающего, какой по счету расчет с учетом внесенных изменений и дополнений представляется налогоплательщиком в налоговый орган (например: 3/1, 3/2, 3/3 и т.д.).

При представлении первичного Расчета по ЕСН в первой ячейке указывается код 1, вторая ячейка не заполняется.

Внесение налогоплательщиком дополнений и изменений в Расчет по ЕСН при обнаружении в текущем налоговом периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных при исчислении налоговой базы по ЕСН, применении налоговой ставки, определении суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, или иных ошибок, повлекших завышение (занижение) подлежащей уплате суммы авансовых платежей по ЕСН, производится путем представления корректирующего Расчета авансовых платежей за соответствующий прошлый отчетный период, в котором отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.

Такой Расчет по ЕСН представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в отчетном периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств. При перерасчете налогоплательщиком налоговых обязательств учитываются неоспоренные результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот отчетный период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет налоговых обязательств.

Полное наименование российской организации указывается в соответствии с наименованием в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается) либо полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации. При подаче Расчета авансовых платежей индивидуальным предпринимателем и физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, указывается фамилия, имя, отчество (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность).

Реквизит основного государственного регистрационного номера (ОГРН) организаций указывается такой же, как в других формах налоговой отчетности. Это же требование относится и к индивидуальному предпринимателю при проставлении основного государственного регистрационного номера (ОГРНИП).

Достоверность и полнота сведений, указанных в Расчете по ЕСН организациями, подтверждаются подписями руководителя и главного бухгалтера организации. При этом фамилия, имя, отчество названных должностных лиц указываются полностью и проставляется дата подписания Расчета по ЕСН.

Раздел 1 "Сумма авансовых платежей по налогу,

подлежащая уплате в федеральный бюджет

и государственные внебюджетные фонды,

по данным налогоплательщика"

Показатели по суммам начисленных платежей по ЕСН этого раздела следует заполнять в строгом соответствии с итоговыми суммами разд. 2, которые подлежат уплате (включая ежемесячные авансовые платежи) в соответствующие бюджеты. Именно с этих сумм начинается выверка налоговыми органами основных показателей Расчета по ЕСН. Именно эти суммы заносятся в карточки лицевых счетов налогоплательщика по ЕСН как начисленные к уплате. Затем проводится проверка правильности их расчета.

При этом в разд. 1 Расчета по ЕСН подлежит отражению информация об исчисленных налогоплательщиком за каждый месяц отчетного периода суммах авансовых платежей по ЕСН, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

При заполнении разд. 1 Расчета по ЕСН по строке 001 указывается:

- для организаций (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), облагаемых по общему налоговому режиму, - 01. Это значит, такой налогоплательщик исчисляет ЕСН по ставкам, указанным в таблице 2 пп. 1 п. 1 ст. 241 Кодекса. Это также свидетельствует о том, что он должен исчислить ЕСН в отношении всех выплат и иных вознаграждений с учетом особенностей гл. 24 Кодекса, так как у него нет видов деятельности, переведенных на специальные налоговые режимы;

- для организаций (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), облагаемых по общему налоговому режиму и одновременно применяющих специальные налоговые режимы, - 11.

Это значит, что налогоплательщик исчисляет ЕСН по ставкам, указанным в таблице 1 пп. 1 п. 1 ст. 241 Кодекса. Это также свидетельствует о том, что он должен исчислить ЕСН с выплат и иных вознаграждений с учетом особенностей гл. 24 Кодекса только по видам деятельности, не переведенным на специальные налоговые режимы. Однако начислять страховые взносы на ОПС он должен в полном объеме. Более того, в целях исчисления налогового вычета по ЕСН он в отношении таких выплат в части общего налогового режима должен вести раздельный учет;

- для адвокатских образований, представляющих расчет по ЕСН с доходов адвокатов, проставляется цифра "21", а для адвокатских образований, представляющих расчет по ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, - 31;

- для индивидуальных предпринимателей, облагаемых по общему налоговому режиму и одновременно применяющих специальные налоговые режимы, - 13;

- для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - 04.

Для этих категорий также имеются особенности при исчислении ЕСН, перечисленные выше для аналогичных налогоплательщиков.

По строке 010 необходимо указать код административно-территориального образования, на территории которого осуществляется уплата налога, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области стандартов.

Кроме того, указываются:

- по строкам 020 - коды бюджетной классификации Российской Федерации, на которые зачисляются суммы авансовых платежей по ЕСН в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации:

- в федеральный бюджет (ФБ) - 182 1 02 01010 01 1000 110,

- в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) - 182 1 02 01020 07 1000 110,

- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 182 1 02 01030 08 1000 110,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 182 1 02 01040 09 1000 110. Если налогоплательщиком ЕСН будет уплачен не на указанные коды, то по соответствующей доле ЕСН у него образуется недоимка, на которую начисляются пени. Предусмотрены меры ответственности;

- по строкам 030 - суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за первый месяц отчетного периода.

Значения по строкам 030 заполняются налогоплательщиком из разд. 2 Расчета по ЕСН в части:

- федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0620,

- Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 4 строки 0920,

- Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0620,

- территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0620;

- по строкам 040 - суммы авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за второй месяц отчетного периода.

Значения по строкам 040 заполняются налогоплательщиком из разд. 2 Расчета по ЕСН в части:

- федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0630,

- Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 4 строки 0930,

- Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0630,

- Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0630;

- по строкам 050 - суммы авансовых платежей по налогу, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за третий месяц отчетного периода.

Значения по строкам 050 заполняются налогоплательщиком из разд. 2 Расчета авансовых платежей в части:

- федерального бюджета (ФБ) - из графы 3 строки 0640,

- Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) - из графы 4 строки 0940,

- Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0640,

- территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0640.

Сведения, указанные в строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю", для организаций подтверждаются в порядке, изложенном для титульного листа.

Раздел 2 "Расчет авансовых платежей

по единому социальному налогу"

По строкам 0100 - 0140 "Налоговая база за отчетный период, всего" отражается за отчетный период налоговая база нарастающим итогом всего за полугодие, в том числе за последние три месяца, с помесячной разбивкой отчетного периода текущего налогового периода.

Этот же порядок заполнения по всем строкам, кроме 1000, 1100, 1200, 1300.

В налоговую базу для исчисления авансовых платежей по ЕСН за истекший отчетный период у налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей включаются все начисленные налогоплательщиком за этот период выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, вне зависимости от того, когда они выплачены.

В налоговую базу для исчисления авансовых платежей по ЕСН за истекший отчетный период у налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, включаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые в отчетном периоде в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по трудовым и гражданско-правовым договорам.

Указанные строки заполняются в соответствии со ст. 237 Кодекса. Следовательно, в суммы этих же строк включены суммы налоговых льгот, указанные в ст. 239 Кодекса.

Не подлежат отражению по этим строкам суммы выплат и иных вознаграждений, указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса.

Они отражаются по строке 1000 примечания Расчета по ЕСН общей суммой. Перечень таких расходов, относящихся к не признаваемым объектом налогообложения выплатам, установлен ст. 270 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса.

Обращаю внимание: такие выплаты при их наличии должны быть указаны в графе 3 Индивидуальной карточки каждого лица, а затем перенесены в графу 3 Сводной карточки строго по их признакам. Повторюсь еще раз: это выплаты, установленные ст. 270 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса. Если налогоплательщик ошибочно отразит отдельные выплаты по строке 1000, не соответствующие выплатам, перечисленным в этой статье, то он совершит налоговое правонарушение, за которое предусмотрена соответствующая ответственность.

Вот некоторые из них:

1) выплаты в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода;

2) выплаты в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);

3) выплаты в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;

4) выплаты в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности) и другие.

Не включаются в налоговую базу по строкам 0100 - 0140 и 0400 - 0440 суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 Кодекса, в том числе с 2005 г. - суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период (п. 15 ст. 238 Кодекса).

Указанные суммы отражаются по строке 1100 Расчета авансовых платежей:

- в графах 3, 5, 6 - на основании п. п. 1 и 2 ст. 238 Кодекса;

- в графе 4 - на основании п. п. 1, 2, 3 ст. 238 Кодекса.

Все показатели Расчета по ЕСН, начиная с показателя "Налоговая база за отчетный период, всего" в разд. 2, в случае, если налогоплательщики - организации, индивидуальные предприниматели осуществляют виды деятельности по общему и специальному налоговым режимам, отражаются только по видам деятельности, облагаемым по общему налоговому режиму.

По строкам 0100 - 0140 отражаются выплаты и иные вознаграждения, производимые налогоплательщиками, перечисленными в п. 2 ст. 245 Кодекса, в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), авторским договорам.

Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава, сотрудниками уголовно-исправительной системы, таможенной системы Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, должны отражаться указанными налогоплательщиками по строке 1200 в графах 3, 4, 5, 6 Расчета по ЕСН. По строкам 0100 - 0140 и 0400 - 0440 в графах 3, 4, 5, 6 такие суммы не отражаются.

При заполнении строк 0100 - 0140 также необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону N 70-ФЗ с 1 января 2005 г.:

- выплаты, перечисленные в абз. 2 п. 1 ст. 237 Кодекса, в налоговую базу по ЕСН и базу по страховым взносам на ОПС включаются только в случае, если они произведены налогоплательщиком в пользу физических лиц - работников. Аналогичные выплаты, произведенные в пользу членов семей работников, в налоговую базу по ЕСН и базу по страховым взносам теперь не включаются;

- для садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) налоговая база по ЕСН и база по страховым взносам на ОПС увеличивается на суммы выплат и вознаграждений, выплачиваемых лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций;

- включаются в налоговую базу по ЕСН и страховым взносам на ОПС выплаты в денежной и натуральной форме, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов членам профсоюза, которые состоят с профсоюзной организацией в договорных отношениях и выполняют определенные трудовые функции.

До 1 января 2005 г. указанные выплаты ЕСН и страховыми взносами на ОПС не облагались;

- также включаются в налоговую базу по ЕСН и базу по страховым взносам на ОПС выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей.

Суммы, отражаемые по строкам 1000, 1100, 1200, 1300 Расчета по ЕСН, указываются в примечании и при расчете сумм авансовых платежей по ЕСН не участвуют. Эти суммы переносятся из графы ______ Сводной карточки.

Выплаты, освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 239 Кодекса, отражаются по строкам 0100 - 0140 в полной сумме и далее в этой же сумме учитываются по строкам 0400 - 0440 Расчета по ЕСН.

Строка 0110 "в том числе за последние три месяца отчетного периода" определяется как сумма строк 0120, 0130, 0140. Также она может быть рассчитана как строка 0100 расчета за отчетный период минус строка 0100 расчета за предыдущий отчетный период.

По строкам 0120 - 0140 отражается налоговая база каждого месяца последних трех месяцев отчетного периода.

По строке 0200 "Сумма исчисленных авансовых платежей, всего" отражается сумма авансовых платежей по ЕСН за отчетный период, рассчитанная в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды как соответствующая процентная доля налоговой базы за отчетный период, определяемая налогоплательщиками путем сложения сумм авансовых платежей по налогу, которые могут быть исчислены, в частности, в рублях и копейках по каждому физическому лицу в формах индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН, страховых взносов на ОПС (налогового вычета), который налогоплательщики ведут во исполнение п. 4 ст. 243 Кодекса.

После округления полученной суммы исчисленных авансовых платежей по ЕСН до целых рублей без копеек она отражается налогоплательщиком по строке 0200 Расчета по ЕСН.

Таким образом, округление до целых рублей без копеек налоговой базы, налогового вычета, исчисленных сумм авансовых платежей по ЕСН, иных показателей, имеющих денежное выражение, которые затем отражаются в Расчете по ЕСН, производится не в индивидуальном учете, а после суммирования данных индивидуального учета в целом по налогоплательщику.

Чтобы правильно рассчитать данные суммы, необходимо правильно применить ставки на этапе формирования Индивидуальных карточек по каждому физическому лицу.

По строке 0210 "в том числе: за последние три месяца отчетного периода" отражается сумма исчисленных авансовых платежей по ЕСН за последние три месяца отчетного периода, определяемая как разность между суммой исчисленных авансовых платежей по ЕСН за отчетный период нарастающим итогом с начала года и суммой исчисленных авансовых платежей по ЕСН за предыдущий отчетный период.

По строкам 0220 - 0240 отражаются суммы исчисленных авансовых платежей по ЕСН за каждый месяц последних трех месяцев отчетного периода, которые определяются как разность между суммой исчисленных авансовых платежей по ЕСН нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующий календарный месяц включительно и суммой исчисленных авансовых платежей по ЕСН нарастающим итогом с начала налогового периода по предыдущий календарный месяц.

По строке 0300 отражается сумма примененного налогоплательщиком за отчетный период налогового вычета в виде суммы начисленных за тот же отчетный период авансовых платежей по страховом взносам на ОПС, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и отраженных в графе 6 по строке 0200 разд. 2 расчета авансовых платежей по страховым взносам на ОПС для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

По строкам 0310 - 0340 отражаются суммы примененного налогоплательщиком налогового вычета за последние три месяца отчетного периода и 1, 2, 3-й месяцы последних трех месяцев отчетного периода.

В Расчетах по ЕСН с доходов адвокатов строки 0300 - 0340 адвокатскими образованиями не заполняются. В указанных строках ими проставляется отметка "Z".

По строкам 0300 - 0340 налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы и одновременно осуществляющими виды деятельности, облагаемые по общему налоговому режиму, отражаются суммы авансовых платежей по страховым взносам на ОПС, начисленные с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, облагаемых по общему налоговому режиму и отраженных в графе 6 по строкам 0200 - 0240 разд. 2 Расчета авансовых платежей по страховым взносам на ОПС для лиц, производящих выплаты физическим лицам.

Строка 0400 "Сумма налоговых льгот за отчетный период, всего" заполняется налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы на основании пп. 1 и 2 п. 1 ст. 239 Кодекса в целом за полугодие.

Правомерность применения указанных льгот подтверждается организациями при заполнении ими соответствующих разд. 3, 3.1, 3.2, Примечания к части II раздела 3.2 Расчета по ЕСН.

При применении льгот необходимо учитывать следующее.

До 2005 г. согласно пп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса налоговые льготы при исчислении ЕСН применялись организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы, то есть работающего на основании трудового договора.

На выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II или III группы по гражданско-правовым или авторским договорам, льготный порядок налогообложения ЕСН не распространялся.

С 2005 г. в соответствии с Федеральным законом N 70-ФЗ сфера льготного налогообложения организаций на основании пп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса расширена и применяется в части выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, как по трудовым, так и по гражданско-правовым и авторским договорам, если указанные выплаты не превышают в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.

Правомерность использования льготы по ЕСН организация подтверждает справками учреждений медико-социальной экспертизы, подтверждающими факт инвалидности. Суммы выплат в пользу одного инвалида I, II или III групп не должны превышать за весь налоговый период 100 000 руб.

В подтверждение правомерности применения льготы налогоплательщиками также могут быть представлены справки или копии справок, выданных врачебно-трудовыми экспертными комиссиями в период их деятельности до 1 сентября 1996 г.

Особая категория налогоплательщиков, имеющих право на льготы, - общественные организации инвалидов, организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные выше общественные организации инвалидов.

До 2005 г. на основании пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса эти организации вправе были заявить налоговую льготу только в части выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода, начисленных в пользу каждого работника, а не только инвалида I, II или III группы, по трудовым договорам.

На основании Федерального закона N 70-ФЗ начиная с 2005 г. указанные налогоплательщики при соблюдении условий, установленных пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса, в отчетности по ЕСН вправе заявить налоговую льготу на каждое физическое лицо, в пользу которого производились выплаты и иные вознаграждения по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб.

Если указанные организации осуществляют производство и (или) реализацию подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов, льготы, установленные пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса, на них не распространяются.

Льготы, предусмотренные ст. 239 НК РФ, применяются только при расчете ЕСН и не распространяются на порядок исчисления страховых взносов на ОПС.

Строка 0410 определяется как сумма строк 0420, 0430 и 0440. Также она может быть рассчитана как строка 0400 расчета за отчетный период минус строка 0400 расчета за предыдущий отчетный период.

По строкам 0420 - 0440 отражаются суммы налоговых льгот в каждом месяце последних трех месяцев отчетного периода.

По строке 0500 отражаются суммы авансовых платежей по ЕСН, не подлежащие уплате в федеральный бюджет и соответствующие внебюджетные фонды в связи с применением налоговых льгот в соответствии со ст. 239 Кодекса.

Показатель по строке 0500 графы 3 (на примере максимальных ставок):

- для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, равняется стр. 0400 х 20% / 100% - стр. 0400 х 14% / 100%;

- для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, равняется стр. 0400 х 15,8% / 100% - стр. 0400 х 10,3% / 100%;

- для адвокатских образований, исчисляющих авансовые платежи по налогу с доходов адвокатов, равняется стр. 0400 х 5,3% / 100%.

Показатели по строке 0500 в графах 4, 5, 6 исчисляются умножением сумм налоговых льгот, отраженных по строке 0400 в соответствующих графах, на ставки ЕСН, установленные ст. 241 Кодекса в части долей ЕСН, исчисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, к налоговой базе на каждое физическое лицо, нарастающим итогом с начала года не превышающей 280 000 руб.

По строке 0600 отражаются суммы начисленных авансовых платежей по ЕСН в федеральный бюджет и внебюджетные фонды за отчетный период, рассчитанные:

- по графе 3 как разница строк 0200, 0300, 0500;

- по графам 4, 5, 6 как разница строк 0200 и 0500.

В Расчете по ЕСН с доходов адвокатов строка 0600 по графам 3, 5, 6 определяется адвокатскими образованиями как разница строк 0200 и 0500.

Если налогоплательщики, перечисленные в п. 2 ст. 245 Кодекса, в связи с конфиденциальностью представляемой информации не имеют возможности заполнения всего разд. 2 формы Расчета по ЕСН, то заполнение производится, начиная со строки 0600.

Строки 0100 - 0540, 1000, 1100, 1200 разд. 2, разд. 2.1, 2.2, 3, 3.1, 3.2 и Примечание к части II раздела 3.2 Расчета по ЕСН ими не заполняются.

Однако это не означает, что при выездной налоговой проверке не будет проверяться порядок расчета задекларированных такими налогоплательщиками в налоговую инспекцию сумм ЕСН. Поэтому они также должны правильно классифицировать все выплаты.

Строка 0700 "Расходы, произведенные на цели государственного социального страхования за отчетный период, всего" заполняется налогоплательщиком на основании данных о фактически произведенных расходах на цели государственного социального страхования физических лиц нарастающим итогом с начала года.

Сумма этих расходов соответствует аналогичному показателю расходов на цели обязательного социального страхования, заполняемому налогоплательщиком за тот же период в Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, представляемой в исполнительный орган данного фонда, то есть возмещаемые исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации. Это значит, что в состав таких сумм не включаются расходы на эти цели - за два дня по больничному листу.

Если часть расходов, произведенных налогоплательщиком на цели обязательного социального страхования физических лиц, не принята к зачету исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проведенных проверок, налогоплательщиком представляется корректирующий Расчет по ЕСН.

Строка 0710 определяется суммированием строк 0720, 0730, 0740, а также как разность между суммой расходов, произведенных налогоплательщиком на цели государственного социального страхования физических лиц за отчетный период, отраженных в строке 0700 Расчета по ЕСН, и суммой аналогичных расходов, отраженных по строке 0700 Расчета по ЕСН за предыдущий отчетный период.

По строкам 0720 - 0740 отражаются расходы, произведенные на цели государственного социального страхования физических лиц в каждом месяце последних трех месяцев отчетного периода с 1-го числа и до окончания календарного месяца.

По строке 0800 "Возмещено исполнительным органом ФСС за отчетный период" отражаются суммы денежных средств, полученные в отчетном периоде от исполнительного органа ФСС на банковский счет страхователя в порядке возмещения расходов, превышающих сумму начисленных авансовых платежей по ЕСН, с начала года и до окончания отчетного периода.

Строка 0810 определяется суммированием строк 0820, 0830, 0840, а также как разность между показателем, отраженным по строке 0800 Расчета по ЕСН за отчетный период, и показателем, отраженным по строке 0800 Расчета по ЕСН за предыдущий отчетный период.

По строкам 0820 - 0840 отражаются суммы денежных средств, полученных страхователем от исполнительного органа ФСС в каждом месяце последних трех месяцев отчетного периода с 1-го числа и до окончания календарного месяца, в порядке возмещения расходов, произведенных на цели государственного социального страхования.

В Расчете по ЕСН суммы возмещения отражаются в том отчетном периоде, в котором они были получены от исполнительного органа ФСС на счет налогоплательщика, независимо от периода, в котором произошел перерасход средств на цели государственного социального страхования над суммой начисленных авансовых платежей по ЕСН.

Внимание! При заполнении строк 0700 - 0940 Расчета по ЕСН, относящихся к взаимоотношениям с Фондом социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), следует помнить, что указанные суммы также отражаются в разд. 1 формы 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - форма 4-ФСС).

Поэтому при формировании Расчета по ЕСН необходимо провести сверку суммы произведенных расходов на цели государственного социального страхования, на которые уменьшается доля ЕСН, подлежащая зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС), с показателями, содержащимися в разд. 1 формы 4-ФСС РФ "Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации".

Следует иметь в виду, что до 2004 г. действовала форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 113.

Начиная с отчета за I квартал 2004 г. действовала форма расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.12.2003 N 130.

С 2005 г. показатели отчетности по ЕСН следует сравнивать с суммами, отраженными в форме расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2004 N 111.

При этом сумма расходов на цели государственного социального страхования, отраженная в Расчете по ЕСН за полугодие, должна соответствовать величине расходов, отраженных в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, также за полугодие.

Сравним эти суммы на примере Расчета по ЕСН за 2005 г.:

- строки 0700 - 0740 в графе 4 Расчета по ЕСН = соответствующим показателям строки 15 таблицы 2 разд. I формы 4-ФСС;

- строки 0800 - 0840 в графе 4 Расчета по ЕСН = соответствующим показателям строки 6 таблицы 2 разд. I формы 4-ФСС.

Если отделением ФСС налогоплательщику было предъявлено решение о непринятии к зачету расходов на цели государственного социального страхования, то при заполнении этих строк не следует об этом забывать. Строки 0700 - 0740 Расчета по ЕСН в таких случаях должны быть откорректированы на суммы, не принятые к зачету расходов на цели государственного социального страхования. Это не значит, что они не корректируются в Сводной карточке по графе 27. В ней они корректируются в первую очередь, а в Расчете по ЕСН должны быть отражены суммы, указанные в графе 27 Сводной карточки с учетом всех изменений.

Если этого не будет сделано, то налоговые органы в соответствии с информацией ФСС пересчитают и доначислят сумму ЕСН со всеми последствиями.

Сумма расходов, не принятых к зачету исполнительным органом ФСС, отражается также налогоплательщиком в строке 5 таблицы 2 разд. I формы 4-ФСС РФ.

В таких случаях налогоплательщиком должны быть внесены также изменения в бухгалтерский учет и представлен уточненный Расчет по ЕСН за тот период, в котором эти расходы были необоснованно включены в отчетную форму.

Суммы возмещения налогоплательщику произведенных расходов на цели государственного социального страхования отражаются в том периоде, в котором средства от исполнительного органа ФСС РФ поступили на счет налогоплательщика. Период, в котором расходы налогоплательщика на цели государственного социального страхования превысили сумму ЕСН в части ФСС РФ, значения не имеет.

Если сумма произведенных налогоплательщиком расходов на цели обязательного социального страхования работников с учетом полученных возмещений от органа ФСС превысила начисленную сумму ЕСН в этот фонд за соответствующий период, то превышение расходов над суммой начисленного налога возмещает фонд. Налоговые органы такой возврат не осуществляют.

В случае превышения суммы расходов по государственному социальному страхованию над суммой исчисленного ЕСН, подлежащего зачислению в ФСС, средства на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию налогоплательщику выделяются отделением (филиалом отделения) ФСС в порядке, установленном п. 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22.

Если налогоплательщики осуществляют расходы на цели государственного социального страхования в отношении работников, занятых в течение отчетных (налогового) периодов одновременно на выполнении работ по видам деятельности, облагаемым по общему и специальному налоговым режимам, то:

- расходы, расчет которых зависит от суммы заработной платы работника (на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и т.п.), учитываются в отчетности по ЕСН в сумме, исчисленной по удельному весу выручки, полученной от деятельности, облагаемой по общему налоговому режиму в общей сумме выручки, полученной налогоплательщиком от всех видов деятельности (аналогично расчету выплат в отношении общего налогового режима);

- расходы, размер которых не зависит от суммы заработной платы работника (на выплаты единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальных пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оздоровление детей и т.п.), учитываются при исчислении ЕСН в полной сумме.

Налоговыми органами производится возврат (зачет) излишне уплаченных сумм ЕСН в порядке, установленном ст. 78 Кодекса, только в случае наличия переплаты по ЕСН в ФСС в денежном выражении.

Следует иметь в виду, если в период времени, когда налогоплательщик перешел на специальные налоговые режимы и уже не является плательщиком ЕСН, а от исполнительного органа ФСС получены сведения о суммах расходов на цели социального страхования, не принятых исполнительным органом ФСС к зачету, или о суммах таких расходов, которые возмещены указанным органом, то в таких случаях налогоплательщиком должны быть внесены изменения в бухгалтерский учет и представлен уточненный Расчет по ЕСН за тот период, в котором эти расходы были необоснованно включены в отчетную форму, с уточнением сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, или сумм таких расходов, которые возмещены налогоплательщику указанным органом.

Обращаю внимание: если налогоплательщиком, применяющим специальные налоговые режимы, не будет представлен уточненный Расчет (декларация) по ЕСН с уточнением сумм расходов, произведенных на цели социального страхования, либо сумм таких расходов, которые возмещены налогоплательщику указанным органом ФСС, то такой перерасчет производится налоговыми органами при выездной налоговой проверке.

Строка 0900 "Подлежит начислению в ФСС за отчетный период, всего" определяется как строка 0600 - строка 0700 + строка 0800.

Строка 0910 определяется как сумма строк 0920, 0930, 0940, или как строка 0610 - строка 0710 + строка 0810, или как разность между показателем, отраженным по строке 0900 Расчета по ЕСН за отчетный период, и показателем, отраженным по строке 0900 Расчета по ЕСН за предыдущий отчетный период.

По строкам 0920 - 0940 значения определяются соответственно как: строка 0620 - строка 0720 + строка 0820; строка 0630 - строка 0730 + строка 0830; строка 0640 - строка 0740 + строка 0840.

При заполнении разд. 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии" необходимо использовать данные Индивидуальных карточек. Необходимо их рассортировать именно по интервалам налоговых баз, которые указаны в этом разделе, с указанием количества физических лиц, которые соответствуют данным суммам.

При этом показатели разд. 2.1 строки 040 по графам 3 и 4 равны показателям разд. 2 строки 0100 по графам 3 и 4 соответственно.

Показатель разд. 2.1 строки 040 по графе 5 и показатели разд. 2 строки 0100 по графам 5 и 6 равны между собой и равны значению.

Адвокатские образования, исчисляющие авансовые платежи по ЕСН с доходов адвокатов и с выплат в пользу физических лиц, также заполняют этот раздел.

Поскольку суммы денежного содержания лиц, указанных в п. 2 ст. 245 Кодекса, прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации не включаются в налоговую базу для исчисления налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, то в графе 3 разд. 2.1 указанные суммы не отражаются и численность в графе 6 разд. 2.1 по ним не указывается.

Если организация имеет в своем составе обособленные подразделения, то она должна заполнить разд. 2.2 "Сводные показатели за отчетный период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению расчета авансовых платежей".

Такими налогоплательщиками разд. 2.2 в составе отчетности по ЕСН за полугодие представляется в налоговый орган по месту ее постановки на учет, если в состав организации входят обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по уплате ЕСН и представлению Расчета по ЕСН.

Порядок заполнения этого раздела аналогичен порядку заполнения разд. 2 Расчета по ЕСН.

При заполнении разд. 2.2 по строкам 010, 020, 030, 040, 050, 060, 070, 080, 090, 100, 110, 120, 130 отражаются показатели в целом по организации, включая обособленные подразделения, за которые организация производит уплату ЕСН и представляет Расчет по ЕСН централизованно по месту своего нахождения, а также показатели тех обособленных подразделений, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет, начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц и исполняют обязанности организации по уплате ЕСН и представлению Расчета по ЕСН по месту нахождения таких обособленных подразделений.

По строкам 011, 021, 031, 041, 051, 061, 071, 081, 091, 101, 111, 121, 131 разд. 2.2 налогоплательщиком отражаются сводные показатели по тем обособленным подразделениям организации, которые исполняют обязанности организации по уплате ЕСН и представлению Расчетов по ЕСН по месту нахождения обособленных подразделений.

Разница между показателями в целом по организации (стр. 010, 020, 030 и т.д.) и сводными показателями по обособленным подразделениям, исполняющим обязанности организации по уплате ЕСН и представлению Расчета по ЕСН (стр. 011, 021, 031 и т.д.), равняется показателю соответствующей строки разд. 2, заполняемого организацией.

Аналогичные соотношения соблюдаются организацией при заполнении остальных показателей разд. 2.2.

Обособленными подразделениями организации разд. 2.2 не заполняется.

Как видим, при заполнении данного раздела особых проблем не возникает.

Определенные трудности могут быть у организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, исполняющие ее обязанности по уплате ЕСН и представлению отчетности по месту своего нахождения, в случае, если работники организации в течение года переходят из одного обособленного подразделения в другое.

В этой связи следует правильно заполнить разд. 2.1 Расчета по ЕСН, а именно: в таких случаях в налоговой базе по ЕСН каждого обособленного подразделения учитываются только те выплаты, которые начислены в пользу работника за период его работы в данном подразделении. При этом в разделе, в котором налоговая база и численность работников распределяются по шкале регрессии, выплаты в пользу такого работника учитываются обособленным подразделением в строке, соответствующей общей величине налоговой базы, накопленной организацией в отношении работника нарастающим итогом с начала года.

Пример. Работник в течение полугодия 2005 г. перешел из одного обособленного подразделения организации в другое.

За время работы в первом подразделении ему была начислена зарплата 120 000 руб., во втором подразделении - 215 000 руб. Сумма выплат в пользу работника, включаемая в налоговую базу организации за налоговый период, - 335 000 руб.

В разд. 2 Расчета по ЕСН за полугодие 2005 г., представленного вторым подразделением, по строке 0100 должна быть отражена сумма налоговой базы 215 000 руб.

Общая величина налоговой базы находится в интервале от 280 001 до 600 000 руб. Поэтому в разд. 2.1 декларации вторым подразделением должна быть отражена налоговая база работника по строкам 030 - 032.

Показатель строки 030 должен соответствовать налоговой базе работника, начисленной за время работы во втором подразделении в сумме 215 000 руб.

Чтобы рассчитать сумму налоговой базы, которая превышает 280 000 руб. (строка 032), нужно из ее общей величины вычесть 280 000 руб. То есть по этой строке второе подразделение должно отразить 55 000 руб. (335 000 руб. - 280 000 руб.). Разница между величиной налоговой базы работника, начисленной за период его работы во втором подразделении, и суммой превышения отражается по строке 031: 215 000 руб. - 55 000 руб. = 160 000 руб.

Раздел 3 "Выплаты, начисленные налогоплательщиком

в пользу физических лиц,

являющихся инвалидами I, II и III группы,

включаемые в строки 0400 - 0440 раздела 2"

При заполнении разд. 3 Расчета по ЕСН следует помнить, что количество заполненных листов должно соответствовать количеству физических лиц, являющихся инвалидами.

Данный раздел заполняется налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 239 Кодекса, по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы, выполняющему работы (оказывающему услуги) на основании трудового, гражданско-правового и (или) авторского договора.

По строке 060 разд. 3 по каждому физическому лицу - инвалиду I, II или III группы указываются суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных нарастающим итогом с начала года и не превышающих за отчетный период 100 000 руб.

По строкам 070 - 100 отражаются суммы, начисленные за последние три месяца отчетного периода с разбивкой по месяцам.

В разд. 3.1 проставляются итоговые суммы строк 060 - 100, заполненных по всем физическим лицам - инвалидам в разд. 3.

При заполнении следует проверить, равны ли значения показателей по строкам 110, 120, 130, 140, 150 разд. 3.1 сумме значений соответствующих показателей по строкам 060, 070, 080, 090, 100 всех таблиц разд. 3. Они должны быть равны.

Для налогоплательщиков, применяющих льготы в соответствии со ст. 239 Кодекса, значения показателей по строкам 110 - 150 разд. 3.1 равняются значениям соответствующих показателей в графах 3, 5, 6 строк 0400 - 0440 разд. 2 Расчета по ЕСН, но превышают показатель в графе 4 строк 0400 - 0440 разд. 2 на суммы выплаты и иных вознаграждений, произведенные в пользу физических лиц - инвалидов I, II или III группы по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам в пределах 100 000 руб. за соответствующий период, которые в графе 4 по строкам 0400 - 0440 не отражаются.

В Расчете по ЕСН с доходов адвокатов на основании пп. 3 п. 1 ст. 239 Кодекса разд. 3 и 3.1 заполняются адвокатскими образованиями в вышеизложенном порядке в отношении выплат и иных вознаграждений адвокатам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

Раздел 3.2 "Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных пп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации" заполняется организациями, освобождаемыми от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо, при соблюдении норм, установленных абз. 2 и 3 пп. 2 п. 1 ст. 239 Кодекса.

Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, заполняющие ч. II разд. 3.2, заполняют Примечание к части II раздела 3.2 Расчета авансовых платежей.

В.И.Гавришова

К. э. н.,

советник налоговой службы РФ

II ранга

Подписано в печать

21.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Договор поставки: варианты учета транспортных расходов ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 7) >
Вопрос: ...При учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя у него в налоговом учете расходом признается сумма начисленной амортизации и разница между суммой лизингового платежа и суммой начисленной амортизации. Если лизинговые платежи распределены во времени неравномерно, то сумма амортизации за отчетный период будет превышать сумму лизингового платежа. Сумма, которую лизингополучатель отнесет на расходы, превысит сумму лизинговых платежей. ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.