Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: И вновь о льготе по капитальным вложениям ("Налоговед", 2005, N 7)



"Налоговед", 2005, N 7

И ВНОВЬ О ЛЬГОТЕ ПО КАПИТАЛЬНЫМ ВЛОЖЕНИЯМ

Конституционный Суд РФ вынес Определение от 18.01.2005 N 24-О по вопросу о проверке конституционности взаимосвязанных положений п. 1 ст. 11 НК РФ и ч. 2 ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ.

Суть дела состоит в следующем.

В соответствии с пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавшим до 1 января 2002 г., "при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам".

Налоговое законодательство прямо не дает определения понятия расходов "за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия". Камнем преткновения в отношениях между налоговиками и налогоплательщиками стал вопрос о том, как следует определять понятие прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: в соответствии с данными налогового или бухгалтерского законодательства. В пользу второй трактовки выступали налоговые органы, которые аргументировали свою позицию тем, что "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" - это отражаемая по строке 190 Отчета о прибылях и убытках "нераспределенная прибыль".

Судами округов на этот счет была выработана единая и обоснованная позиция о том, что понятие "прибыли, остающейся в распоряжении предприятия", должно толковаться на основании налогового, а не бухгалтерского законодательства, и в налоговом законодательстве оно не зависит от наличия или отсутствия нераспределенной прибыли по данным бухгалтерского учета.

Данный вывод основывался в том числе и на анализе нормативных актов в сфере налогообложения.

Анализ законодательства

Так, в п. 6 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указано, что "суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия". В п. 5 ст. 21 ранее действовавшего Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" говорилось, что "расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пп. "ж", "з", "о", "ф", "х" и "ч" п. 1 настоящей статьи, относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога - на себестоимость продукции (работ, услуг), остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход)".

Согласно пп. "з" п. 2 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, "платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей".

В разд. IV Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490, дан перечень расходов, которые "не подлежат отнесению к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, и могут осуществляться только за счет прибыли, остающейся в распоряжении банков после уплаты налогов и других обязательных платежей".

Из указанных нормативных актов следует, что понятие "расходы, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия", использовалось в законодательстве о налогах и сборах для определения затрат, которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли. Причем, устанавливая порядок, при котором затраты относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога, законодатель не обусловливает его применение тем, есть ли у организации такая прибыль и достаточно ли ее для покрытия соответствующих расходов. Следовательно, выплаты за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, производятся и при отсутствии этой прибыли на момент выплаты.

К похожему выводу пришло большинство окружных арбитражных судов. Только два федеральных арбитражных суда - Дальневосточного и Северо-Кавказского округа - остались в стороне.

Позиция арбитражных судов

В Постановлении от 17.02.2003 по делу N А43-8403/02-11-387 Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с подробной мотивировкой определил, что "указание на расходование средств на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является указанием на объект учета, а не на источник финансирования названных затрат".

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 04.07.2002 по делу N А65-933/2002-СА1-29к отметил, что "при применении льготы по капитальным вложениям такого требования, как наличие нераспределенной прибыли, налоговое законодательство не содержит".

В Постановлении от 16.01.2003 по делу N А54-2422/02-С21 Федеральный арбитражный суд Центрального округа указал, что "довод налогового органа о том, что льготироваться может только нераспределенная прибыль, не основан на законе. Налоговое законодательство не содержит понятия нераспределенной прибыли и поэтому, исходя из положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, суд обоснованно поддержал позицию истца, указав, что под осуществлением расходов на капитальные вложения за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, налоговое законодательство понимает целевое направление использования налогооблагаемой прибыли, как фактор налогового учета, а не источник покрытия этих расходов, определяемый конечным финансовым результатом по правилам бухгалтерского учета".

В Постановлении от 19.12.2002 по делу N А33-10843/02-С3-Ф02-3701/02-С1 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что льгота предоставляется при наличии достаточной суммы облагаемой налогом прибыли, полученной после корректировки балансовой прибыли для целей налогообложения.

Как видно из приведенных примеров, говорить о невыработанности позиции, а тем более об отсутствии единообразия в судебной практике, не приходилось.

Вместе с тем изложенная практика была изменена Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который в Постановлении от 21.10.2003 N 5049/03 определил, что "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия" должна определяться на основании п. 1 ст. 11 НК РФ правилами бухгалтерского учета и совпадает с суммой нераспределенной прибыли.

Позиция Конституционного Суда РФ

Вопрос о соотношении норм налогового и бухгалтерского законодательства и порядке его применения рассматривался и Конституционным Судом РФ в Определении от 18.01.2005 N 24-О в контексте толкования ст. 11 НК РФ. В п. 2 Определения выражена правовая позиция суда, которая сводится к следующему: ст. 11 НК РФ в той части, в какой она распространяется на акты налогового законодательства, принятые до введения ее в действие, не противоречит Конституции. Но ее смысл - в том, чтобы заполнять пробелы в налоговом законодательстве (обеспечивать определенность в правоприменительной практике). Таким образом, нормы других отраслей законодательства могут применяться к налоговым отношениям только в тех случаях, когда содержание налогового института, понятия или термина нельзя определить путем истолкования положений налогового законодательства в их системной связи. Приоритет при уяснении значения налогового института (понятия, термина) отдается налоговому законодательству.

Иными словами, позиция Конституционного Суда РФ применительно к рассматриваемой ситуации выражается в том, что даже если налоговое законодательство не содержит прямого определения понятия прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, его значение должно быть выявлено прежде всего через системное толкование налогового законодательства. И только если такое уяснение невозможно, тогда применению подлежит законодательство о бухгалтерском учете.

Таким образом, не признавая норму ст. 11 НК РФ неконституционной, Конституционный Суд РФ фактически признает наличие судебной ошибки, вызванной неправильным толкованием норм налогового законодательства.

В такой ситуации полагаем, что у налогоплательщиков, в отношении которых были вынесены неблагоприятные судебные решения по рассматриваемому вопросу, есть все основания для обращения в арбитражный суд с заявлением по вновь открывшимся обстоятельствам.

Такая возможность следует, в частности, из п. 6 ст. 311 АПК РФ и Определения КС РФ от 27.05.2004 N 211-О, в котором указано, что порядок пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам распространяется и на случаи, когда КС РФ, не признавая оспариваемое нормативное положение противоречащим Конституции РФ, выявляет его конституционно-правовой смысл. При этом такая возможность существует независимо от того, являлся ли налогоплательщик участником конституционного судопроизводства или нет. К такому выводу приводит правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная им в Определении от 14.01.1999 N 4-О.

Н.Л.Иголкина

Юрист юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Подписано в печать

17.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Росстата от 31.05.2005 N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N N КС-2, КС-3 и КС-11"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 12) >
Статья: О балансе публичного, квазипубличного и частного интересов в практике КС РФ (Начало) ("Налоговед", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.