Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Потому что они пилоты ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 23)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 23

ПОТОМУ ЧТО ОНИ ПИЛОТЫ

При выплате вознаграждений членам летных экипажей бухгалтеры авиакомпаний сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, нужно ли на их заработную плату начислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд? И во-вторых, можно ли оформлять полеты как командировку и выплачивать суточные? Ответы на эти вопросы - в нашей статье.

Не все так просто

Работодатели, использующие труд членов летных экипажей, обязаны платить дополнительные пенсионные взносы. Тариф равен 14 процентам. Начисляют его "по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг" (ст. 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации").

В теории все просто. Но, как показывает практика, в некоторых ситуациях возникают проблемы. Например, у сотрудника есть квалификационное свидетельство бортпроводника. То есть его можно считать членом летного экипажа. Однако работает он в организации, не осуществляющей полетов. Или так: у работника нет квалификационного свидетельства, но он трудится в авиакомпании. Причем работа его напрямую связана с полетами - он занимается организацией обслуживания воздушного судна в аэропорту.

Нужно ли начислять дополнительные взносы с зарплаты таких служащих? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, будем исходить из следующего. Взносы в ПФР являются отчислениями на обязательное пенсионное страхование. А любое страхование, будь оно обязательным или добровольным, предполагает выплаты застрахованным лицам при возникновении страхового случая. Получается, что обязанность организации платить дополнительные взносы зависит прежде всего от того, получат ли ее работники при выходе на пенсию право на специальную надбавку.

Кому положена надбавка

Посмотрим, кто же имеет право на такую доплату к пенсии. По ст. 1 Федерального закона N 155-ФЗ это работники, которые одновременно соответствуют трем условиям:

1) являются членами летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

2) имеют определенную выслугу лет;

3) имеют должность, которая входит в список, утвержденный Правительством РФ.

Итак, для начала нужно определить, относится ли организация к предприятиям гражданской авиации, использующим труд членов летных экипажей. Эту информацию можно узнать в своем отделении ПФР. Дело в том, что именно Пенсионный фонд ежегодно получает список таких организаций от государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.03.2003 N 155).

Выслуга лет и перечень должностей, при работе в которых сотрудники имеют право на доплату к пенсии, указаны в Постановлении N 155. При этом важна не профессия, указанная в квалификационном свидетельстве, а именно должность согласно приказу о приеме на работу, в которой сотрудник работает в данное время.

Поэтому, если пилот работает в авиакомпании на должности менеджера, начислять взносы по дополнительному тарифу не нужно. Ведь такой должности, как "менеджер", в Постановлении нет.

А вот если тот же пилот занимает должность инспектора по обеспечению полетов, то дополнительные 14 процентов в ПФР придется начислить. И не важно, что пилот работает не по той профессии, которая указана в его квалификационном свидетельстве. Достаточно того, что его работодатель - организация гражданской авиации, а должность сотрудника есть в списке, утвержденном Постановлением N 155.

Нескончаемая командировка

Можно ли оформлять полеты членов летных экипажей как командировки? Это еще один вопрос, мучающий многих бухгалтеров авиакомпаний. Человеку со стороны он может показаться странным. Конечно, можно, подумает он. Ведь летчик и стюардесса ничем не отличаются от других российских граждан. Ни один нормативный акт не исключает работников летного состава из числа лиц, имеющих право на выплаты при командировках. А значит, оформив полет как командировку, организация ничего не нарушает.

Но это не совсем так. Строго говоря, осуществление полета вообще нельзя признать командировкой. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к самому понятию "служебная командировка".

Трудовой кодекс называет служебной командировкой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).

Как видим, существенный признак командировки в том, что работник выполняет некое служебное поручение. Правда, о том, что считать таким поручением, трудовое законодательство умалчивает.

С одной стороны, очевидно, что поручение должно быть напрямую связано с функциями работника, прописанными в трудовом договоре. Ведь работодатель не вправе требовать от сотрудника, чтобы он выполнял работу, не предусмотренную договором (ст. 60 ТК РФ).

С другой стороны, это поручение нельзя полностью отождествлять с трудовой функцией работника. Поручение во время командировки сотрудник выполняет вне места работы. А экипаж самолета даже во время полета находится по месту основной работы. При этом сотрудники продолжают выполнять свою обычную трудовую функцию, прописанную в трудовом договоре, - осуществлять полеты.

Получается, что служебное поручение во время командировки не может состоять в выполнении своей основной работы. Поэтому считать полеты командировкой было бы неправильно.

А для возмещения расходов на проживание и питание достаточно закрепить такую компенсацию в трудовом договоре.

И.В.Перелетова

Генеральный директор

ЗАО "Консалтинговая группа "Зеркало"

Подписано в печать

17.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Естественная убыль - по бухгалтерским нормам ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 23) >
Статья: Бой курантов поменяет НК ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.