Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вам проверка: пожарный контроль и санэпидемнадзор ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 3

К ВАМ ПРОВЕРКА: ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ И САНЭПИДЕМНАДЗОР

Работа ни одной фирмы не обходится без визитов проверяющих. В нашей статье мы расскажем о проверках, которые проводят органы санитарно-эпидемиологического надзора и пожарная охрана. Ведь именно они наиболее часто появляются у бизнесменов. Особенно у тех, кто торгует продуктами питания или оказывает услуги общепита.

Вместе с тем рассмотрим, что делать организациям и предпринимателям, если к ним "пришла проверка", и как обезопасить себя от произвола ревизоров.

Санитарно-эпидемиологический контроль

Ревизоры вправе проверить любых бизнесменов, поскольку все они должны соблюдать санитарное законодательство (ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Однако, как мы отметили, повышенное внимание со стороны "санитаров" всегда направлено на организации торговли.

Рассмотрим, в каком порядке проводятся проверки.

Основания и сроки проверки

В настоящее время соблюдение санитарных норм и правил контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы. Эта служба действует на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322).

Когда же и на какой срок ревизоры вправе прийти с проверкой?

По общему правилу периодичность проверки не может быть больше одного раза в два года (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"; далее - Закон N 134-ФЗ). Но это касается только плановых проверок.

Есть еще и внеплановые проверки. И вот с ними контролеры могут посетить организацию когда угодно. Например, когда необходимо проверить, как организация выполняет предписание об устранении нарушений санитарного законодательства. Или когда контролирующий орган получил заявление (жалобу) любого лица, организации (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 ноября 2004 г. по делу N А19-12205/04-27-Ф02-4833/04-С1).

Причиной внеплановой проверки может стать, к примеру, массовое отравление населения. В таких случаях органы санэпиднадзора вправе проверить не только организацию, которая виновна в распространении инфекции, но и другие фирмы, занимающиеся аналогичной деятельностью. Например, все молокозаводы региона.

И те и другие проверки не могут длиться более одного месяца. При необходимости (для длительных исследований) руководитель (его заместитель) органа Роспотребнадзора вправе увеличить этот срок на один месяц. Обращаем внимание: если время проверки истекло, а у проверяющих нет мотивированного распоряжения о продлении срока, то организация вправе не впускать контролеров на свою территорию.

Что проверяют

Первое, что начнут проверять контролеры - санитарно-эпидемиологические заключения на продаваемый товар. Например, на расфасованную воду, фрукты и овощи, детскую одежду и обувь, мебель, парфюмерию, канцтовары и т.д. Весь перечень продукции, которая должна пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу, вы найдете в Приказе Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 325.

Потом ревизоры перейдут к проверке того, как организация соблюдает санитарные нормы и правила (СанПиН). Заметим, что их очень много и они весьма разнообразны. При этом каждая организация обязана иметь у себя полный текст СанПиН по своему роду деятельности.

Для продавцов продуктов питания установлены следующие основные нормы:

- СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов";

- СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов";

- СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов".

Согласно перечисленным документам, нельзя торговать рыбой и овощами в жилых домах и в пристройках к ним. Под жилыми помещениями запрещено ставить шумящее оборудование (холодильники и т.п.). В магазинах должны быть отдельные места для фасовки продуктов. При этом продавцы не вправе самостоятельно фасовать товар в вакуумную упаковку.

Одно из важных правил торговли - пищевые продукты не должны соседствовать в одном отделе с непродовольственными товарами. Кроме того, нарушением СанПиН является продажа продуктов домашнего приготовления, с испорченной упаковкой (в том числе в помятых и "бомбажных" консервных банках), с истекшим сроком годности, скоропортящихся продуктов без наличия холодильника.

В автолавке можно продавать только продукты в промышленной упаковке. А у продавца на груди должна быть табличка с его Ф.И.О. и названием торгующей фирмы.

Не забудут ревизоры и о личной гигиене продавцов. Они обязательно должны иметь медицинские книжки с отметками о медосмотрах. Такое требование распространяется и на практикантов. Кроме того, продавцы продуктов не должны курить на рабочем месте и в подсобных помещениях, хранить сигареты и предметы личной гигиены в карманах спецодежды.

Специальные СанПиН существуют для продавцов непродовольственных товаров (по конкретному виду торговли). Например:

- СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек";

- СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых".

Эти документы, к примеру, требуют, чтобы на упаковке детской игрушки был указан возраст детей, для которых она предназначена. А этикетка одежды для новорожденных обязательно напоминала покупателю о предварительной стирке товара.

Но и это еще не все, на что вправе обратить свой взор орган санэпиднадзора. Предметом проверки может стать воздух в рабочей зоне (гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03), работа и расположение копировально-множительной техники (СанПиН 2.2.2.1332-03). И, конечно же, организация труда на ЭВМ (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Наконец, итогом проверки станет производственный контроль в организации (СП 1.1.1058-01). Он включает в себя такие мероприятия, как медицинские осмотры работников, их гигиеническое воспитание и аттестация. Также сюда входит внутренний контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция. Эти и другие мероприятия, сроки их проведения и ответственных лиц торговая организация должна закрепить в программе производственного контроля. Ее примерную форму можно найти в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2002 г. N 26.

Пожарный надзор

Организации и предприниматели обязаны обеспечить не только санитарные условия своей деятельности, но и должны заботиться о своем противопожарном состоянии. Для этого обязательно нужно назначить ответственного за противопожарное состояние. А также периодически проводить противопожарный инструктаж, а его результаты фиксировать в специальном журнале. Подробно о том, что именно требуется от бизнесменов, говорят Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

А государственные инспекторы по пожарному надзору проверяют, как организации торговли и предприниматели соблюдают эти правила. Полномочия инспекторов закреплены в Положении о государственном пожарном надзоре (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820).

Рассмотрим, когда и что контролируют пожарные.

Виды и сроки проверок

Аналогично проверкам "санитаров" пожарные инспекторы могут проводить плановые (не чаще одного раза в два года) и внеплановые проверки. Их продолжительность не должна превышать одного месяца.

Причинами внеплановых проверок могут стать заявления, жалобы граждан, сообщения из СМИ о том, что организация или предприниматель нарушают ППБ. По мере поступления указанной информации инспекторы будут назначать проверки предполагаемых нарушителей.

Частой причиной внеплановых проверок являются уже случившиеся пожары. В таких случаях инспекторы, скорее всего, проверят несколько фирм, занимающихся одинаковым бизнесом. Например, строительные магазины.

Также внеплановый визит пожарных ревизоров возможен через некоторое время после плановой проверки. Цель - выяснить, исполняет ли нарушитель ППБ прежнее предписание инспекторов.

Что проверяют

В ходе проверки пожарные инспекторы уделят внимание нескольким моментам.

В первую очередь они проверят, как фирма или предприниматель соблюдают ППБ.

Для этого потребуют у проверяемого субъекта инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка. Она должна быть в каждой организации и у каждого предпринимателя.

Инструкция должна определять места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня.

Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Заметим, что эти планы должны совпадать с планом здания. Также необходимо разработать и внедрить систему оповещения людей о пожаре, которая должна соответствовать Нормам пожарной безопасности (НПБ 104-03), утвержденным Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323. Перечисленные требования предъявляются к фирмам, где одновременно на этаже могут находиться более 10 человек. Если же, к примеру, в магазине предполагается массовое пребывание людей (более 50 человек), то необходима еще инструкция о действиях персонала при эвакуации людей. Но одной инструкции недостаточно. По ней раз в полгода надо проводить практические тренировки работников-эвакуаторов.

Особое внимание инспекторы уделят подъездным путям к торговому зданию, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водоисточникам. Они всегда должны быть исправными, свободными, не загроможденными, а зимой - очищенными от снега и льда.

Следующим шагом инспекторов станет проверка огнетушителей. Сколько их должно быть в торговой фирме, можно найти в Приложении 3 к ППБ.

А вот когда фирме следует обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией, сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03). Они утверждены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315. Например, если площадь торгового зала менее 200 кв. м и расположен он в цоколе или подвале, то фирма обязана установить пожарную сигнализацию. Если более 200 кв. м - систему пожаротушения.

Ответственность за нарушения

Что же ждет нарушителей СанПиН и ППБ?

Степень ответственности зависит от самого нарушения.

На практике бывает, что проверяющие в предписании просто рекомендуют организации устранить нарушение в разумный срок.

Такое случается, когда нарушение незначительное и требует небольших материальных трат (например, отремонтировать потолок на торговом складе или освободить проходы к запасным выходам).

Если нарушение может нанести вред здоровью граждан, то орган санэпиднадзора или пожарный инспектор вправе приостановить деятельность организации (например, временно закрыть продуктовый магазин, пока продавец не проведет дезинфекцию или предприниматель не починит электропроводку).

Такое полномочие санитарным ревизорам предоставляет п. 2 ст. 10 Закона N 134-ФЗ, а пожарным инспекторам - ст. 6 Федерального закона 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Обращаем внимание: указанные нормы скоро теряют свою силу. И с 12 августа 2005 г. временно (до 90 суток) приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей сможет только суд (п. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Это правило ввел Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. Наряду с этим ревизоры вправе оштрафовать нарушителей СанПиН и ППБ.

Обращаем внимание: если продавец нарушает правила личной гигиены (например, уклоняется от медосмотра), штрафовать следует его, а не организацию.

Примечание. Закон N 45-ФЗ вступает в силу...

...12 августа 2005 г. Так утверждают некоторые юристы и инспекторы, ссылаясь на общее правило: руководствоваться законом можно по истечении 90 дней после того, как он был официально опубликован.

По привычке специалисты обратились к "Российской газете". В этом издании Закон N 45-ФЗ был опубликован 13 мая 2005 г. Следовательно, подсчитали они, в силу он вступит 12 августа.

В общем, все верно. Но вместе с тем положения Закона можно использовать и раньше. Это нам сообщила Вера Николаевна Воробьева, советник налоговой службы РФ II ранга. Дело в том, что впервые Закон был опубликован не в "Российской газете", а в "Собраниях законодательства РФ", которые были подписаны в печать 9 мая 2005 г., но обнародованы позже газеты. А согласно ст. 25 Закона N 45-ФЗ, значение имеет не дата получения читателями издания, а именно дата публикации. То есть 90 дней можно отсчитывать с 9 мая. Получается 8 августа 2005 г.

Суть нарушений и размер штрафов приведены в таблице.

     
   ————————————T————————————————T——————————————————————————————————————————————¬
   |   Статья  | Суть нарушения |                 Размер штрафа                |
   |  КоАП РФ  |                +———————————————T———————————————T——————————————+
   |           |                |   для фирмы   |      для      | для граждан  |
   |           |                |               |предпринимателя|              |
   |           |                |               |и должностного |              |
   |           |                |               |   лица фирмы  |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Статья 6.3 |Нарушение       |100 — 200 МРОТ |5 — 10 МРОТ    |1 — 5 МРОТ    |
   |           |СанПиН и        |               |               |              |
   |           |невыполнение    |               |               |              |
   |           |профилактических|               |               |              |
   |           |мероприятий     |               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Статья 6.4 |Нарушение       |100 — 200 МРОТ |10 — 20 МРОТ   |5 — 10 МРОТ   |
   |           |СанПиН          |               |               |              |
   |           |к эксплуатации  |               |               |              |
   |           |помещений,      |               |               |              |
   |           |зданий,         |               |               |              |
   |           |сооружений и    |               |               |              |
   |           |транспорта      |               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Пункт 2    |Продажа товаров |400 — 500 МРОТ |40 — 50 МРОТ   |20 — 25 МРОТ  |
   |ст. 14.4   |с нарушением    |с конфискацией |с конфискацией |с конфискацией|
   |           |СанПиН          |товаров или    |товаров или    |товаров или   |
   |           |                |без нее        |без нее        |без нее       |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Пункт 1    |Неповиновение   |—              |10 — 20 МРОТ   |5 — 10 МРОТ   |
   |ст. 19.4   |требованию      |               |               |              |
   |           |органа          |               |               |              |
   |           |санэпиднадзора, |               |               |              |
   |           |пожарного       |               |               |              |
   |           |надзора         |               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Пункт 1    |Невыполнение    |50 — 100 МРОТ  |5 — 10 МРОТ    |3 — 5 МРОТ    |
   |ст. 19.5   |предписания     |<*>            |<*>            |              |
   |           |органа          |               |               |              |
   |           |санэпиднадзора, |               |               |              |
   |           |пожарного       |               |               |              |
   |           |надзора         |               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Статья 19.6|Непринятие мер  |—              |3 — 5 МРОТ     |—             |
   |           |для устранения  |               |               |              |
   |           |причин нарушения|               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Пункт 1    |Нарушение ППБ   |100 — 200 МРОТ |10 — 20 МРОТ   |5 — 10 МРОТ   |
   |ст. 20.4   |                |               |               |              |
   |           |                |               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |Пункт 3    |Нарушение ППБ,  |300 — 400 МРОТ |30 — 40 МРОТ   |15 — 20 МРОТ  |
   |ст. 20.4   |которое повлекло|               |               |              |
   |           |пожар без тяжких|               |               |              |
   |           |и средней       |               |               |              |
   |           |тяжести         |               |               |              |
   |           |последствий     |               |               |              |
   +———————————+————————————————+———————————————+———————————————+——————————————+
   |<*> Со вступлением в силу Закона N 45—ФЗ штрафы составят: для              |
   |предпринимателей и должностных лиц — 10 — 20 МРОТ, для фирм — 100 — 200    |
   |МРОТ.                                                                      |
   L————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Кроме административной ответственности предусмотрена и уголовная ответственность.

Если нарушения СанПиН повлекли массовые заболевания или отравления людей, то предпринимателя или должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 80 000 руб. (п. 1 ст. 236 Уголовного кодекса РФ).

А если из-за нарушений санитарии наступила смерть человека, то можно лишиться свободы на пять лет (п. 2 ст. 236 Уголовного кодекса РФ).

За нарушение ППБ, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью, виновное лицо может получить минимум штраф до 80 000 руб., максимум три года лишения свободы (п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

Если нарушения ППБ повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы до пяти или до семи лет соответственно (п. п. 2 и 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

Как защититься от ревизоров

Как видим, санитарные и пожарные проверяющие могут прийти в организацию или к предпринимателю по малейшему поводу и в любой момент.

Как же можно обезопасить себя от произвола проверяющих и защитить свои права? Вот несколько советов.

Во-первых, перед тем как впустить проверяющих к себе, следует проверить их полномочия. Посмотреть служебные удостоверения, ознакомиться с распоряжением о назначении проверки, с утвержденным составом проверяющих. Тех ревизоров, которых нет в распоряжении, можно смело не впускать. Для выяснения полномочий проверяющих можно даже позвонить в орган Роспотребнадзора или пожарного надзора. Там же можно узнать, действительно ли назначена проверка.

Во-вторых, заведите у себя специальный журнал, где будете фиксировать все проводимые у вас проверки. И всех проверяющих просите оставить в нем автографы.

В-третьих, помните: все, что требуют проверяющие, должно иметь отношение к цели проверки. Финансово-хозяйственную деятельность такие контролеры затрагивать не вправе.

Кроме того, все мероприятия в ходе проверки и их результаты ревизоры обязаны документально фиксировать.

Например, орган санэпиднадзора вправе изъять образец товара, но только в количестве, необходимом для исследования. Об этом проверяющие должны составить акт и ознакомить с ним вас.

В-четвертых, можно предотвратить повторную проверку, которую ревизоры проведут, чтобы выяснить, как выполнено их предписание.

Для этого до установленного в предписании срока надо представить в контролирующий орган документы, подтверждающие, что нарушения вы устранили.

И наконец, если вы считаете, что проверяющие злоупотребляют своими правами и нарушают ваши права, обжалуйте их действия (бездействие), предписания вышестоящему руководству, прокурору или в суд.

Е.Б.Чернышева

Эксперт журнала

"Документы и комментарии"

Подписано в печать

16.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Открываем летнее кафе ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 3) >
Статья: Заполняем декларацию по импорту из Белоруссии ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.