Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учет расходов на маркетинговые исследования ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 24)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 24

УЧЕТ РАСХОДОВ НА МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Маркетинговое исследование - сбор и анализ данных, позволяющих получить информацию, необходимую для успешной разработки, производства и доведения до покупателя товаров и услуг, представляющих для него ценность. Важнейшим результатом проведения маркетинговых исследований является рост объема продаж, а следовательно, и существенный рост доходов предприятия. Обычно маркетинговые исследования заказывают сторонней организации, специализирующейся на оказании подобных услуг.

В бухгалтерском учете организации расходы на маркетинговые исследования, связанные с приобретением активов, выполненные сторонними организациями, включаются в фактическую себестоимость (первоначальную стоимость) приобретаемого ею актива (НМА, ОС, МПЗ). Напомним, что подобные нормы определены:

- п. 6 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н);

- п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н);

- п. 6 ПБУ 5/01 "Учет МПЗ" (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

В налоговом учете они, так же как и в бухгалтерском учете, включаются в первоначальную стоимость приобретаемого актива (см. п. 1 ст. 257 и п. 2 ст. 254 НК РФ).

Пример 1. 26 апреля 2005 г. ООО "Мир" заключило с маркетинговым агентством договор о проведении исследования конъюнктуры рынка программного обеспечения. В нем, в частности, указано, что агентство должно найти организацию, способную изготовить необходимую ООО "Мир" программу для управленческого учета, и что стоимость услуг на проведение исследования составляет 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). 17 мая 2005 г. маркетинговое агентство сообщило, что оно свои обязательства выполнило. Организации подписали акт о выполнении работ. На основании полученной от маркетингового агентства информации 19 мая 2005 г. ООО "Мир" приобрело исключительное авторское право на программу для ЭВМ стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.). 23 мая 2005 г. ООО "Мир" перечислило маркетинговому агентству 11 800 руб. В этом же месяце программа для ЭВМ была введена в эксплуатацию. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 08 К-т сч. 76 - 10 000 руб. - отражены расходы на маркетинговое исследование

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 - 1800 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная маркетинговым агентством за проведенное им исследование конъюнктуры рынка программного обеспечения

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 30 000 руб. - отражены расходы на приобретение исключительного права на программу для ЭВМ

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 5400 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная разработчиком программного обеспечения

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 35 400 руб. - отражена оплата разработчику программного обеспечения

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 - 11 800 руб. - перечислены денежные средства маркетинговому агентству

Д-т сч. 04 К-т сч. 08 - 40 000 руб. - принят к учету объект нематериальных активов

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 5400 руб. - принят к зачету НДС по приобретенному объекту НМА

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 1800 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение изучения конъюнктуры рынка программного обеспечения).

Пример 2. В апреле 2005 г. ООО "Мир" заключило с ООО "Станки и оборудование" договор о поставке металлообрабатывающего станка. В нем, в частности, указано, что ООО "Станки и оборудование" следует за счет средств покупателя перед покупкой изучить рынок поставщиков такого оборудования и найти наиболее оптимальное предложение по схеме "цена/качество". 13 мая 2005 г. ООО "Станки и оборудование" сообщило, что оно свои обязательства выполнило. 16 мая 2005 г. организации подписали акт о выполнении работ, в соответствии с которым стоимость металлообрабатывающего станка составила 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.), а стоимость маркетингового исследования составила 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). 23 мая 2005 г. ООО "Мир" перечислило ООО "Станки и оборудование" 121 540 руб. Станок в этом же месяце был введен в эксплуатацию. В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 100 000 руб. - отражена стоимость металлообрабатывающего станка

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 18 000 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная ООО "Станки и оборудование" за поставленный металлообрабатывающий станок

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 - 3000 руб. - отражена стоимость маркетингового исследования

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 540 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная ООО "Станки и оборудование" за проведенное маркетинговое исследование

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 121 540 руб. - отражена оплата ООО "Станки и оборудование" за поставленный ООО "Мир" металлообрабатывающий станок и проведенное маркетинговое исследование

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - 103 000 руб. - металлообрабатывающий станок введен в эксплуатацию

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 18 000 руб. - принят к зачету НДС по приобретенному ОС

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 540 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение маркетингового исследования).

Суммы НДС, которые относятся к стоимости основного средства, требующего монтажа, или к маркетинговым исследованиям, проведенным для его приобретения, а также суммы налога, предъявленные подрядной организацией, осуществляющей монтаж оборудования, принимаются к вычету со следующего месяца после ввода объектов в эксплуатацию (п. 5 ст. 172 НК РФ).

Пример 3. В мае 2005 г. ООО "Мир" приобрело материалы на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС - 36 000 руб.). Однако, прежде чем приобрести МПЗ, организация для поиска наиболее выгодного поставщика материалов воспользовалась услугами маркетингового агентства. Стоимость услуг на изучение конъюнктуры рынка материалов составила 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). В соответствии с учетной политикой организации доходы и расходы ООО "Мир" учитываются методом начисления.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанные операции должны быть отражены следующим образом:

Д-т сч. 10 К-т сч. 76 - 3000 руб. - отражены расходы на проведение исследования конъюнктуры рынка сырья

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 - 540 руб. - учтен НДС по услугам, выполненным специализированной организацией

Д-т сч. 10 К-т сч. 60 - 200 000 руб. - МПЗ оприходованы на склад

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 - 36 000 руб. - учтена сумма НДС, предъявленная поставщиком сырья

Д-т сч. 60 К-т сч. 51 - 236 000 руб. - отражена оплата поставщику МПЗ

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 - 3540 руб. - перечислены денежные средства маркетинговому агентству

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 36 000 руб. - принят к зачету НДС по приобретенным МПЗ

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 540 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение изучения конъюнктуры рынка материалов).

Расходы на маркетинговые исследования рынка сбыта в бухгалтерском учете включаются в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете они относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ), являются косвенными расходами (ст. 318 НК РФ) и признаются в следующем порядке:

- при методе начисления - в том периоде, когда исследования были завершены, то есть подписан акт приемки-передачи услуг (работ) (см. п. 2 ст. 272 НК РФ);

- при кассовом методе - в том периоде, когда предприятие оплатило такие исследования (см. п. 3 ст. 273 НК РФ).

К сведению! Если организация в налоговом учете использует кассовый метод признания расходов и оплатила маркетинговые услуги после подписания акта сдачи-приема отчета по исследованию, то бухгалтер этой организации должен начислить в бухучете отложенный налоговый актив.

Пример 4. 23 мая 2005 г. ООО "Мир" заключило договор с маркетинговым агентством о проведении исследования рынка сбыта с целью увеличения продаж своих товаров в Московской области. Стоимость услуг на изучение конъюнктуры рынка сбыта составила 3540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.). 31 мая 2005 г. маркетинговое агентство сообщило, что оно свои обязательства выполнило и организации подписали акт о выполнении работ. 3 июня 2005 г. ООО "Мир" перечислило маркетинговому агентству 3540 руб. В соответствии с учетной политикой организации в налоговом учете доходы и расходы ООО "Мир" учитываются кассовым методом.

В бухгалтерском учете ООО "Мир" вышеуказанная операция должна быть отражена следующим образом:

В мае 2005 г.

Д-т сч. 44 К-т сч. 76 - 3000 руб. - отражены расходы на проведение исследования конъюнктуры рынка сбыта

Д-т сч. 19 К-т сч. 76 - 540 руб. - учтен НДС по услугам, выполненным специализированной организацией

Д-т сч. 09 К-т сч. 68 - 720 руб. (3000 руб. х 24%) - отражен отложенный налоговый актив.

В июне 2005 г.

Д-т сч. 76 К-т сч. 51 - 3540 руб. - перечислены денежные средства маркетинговому агентству

Д-т сч. 68 К-т сч. 19 - 540 руб. - принят к зачету НДС по услугам (на проведение изучения конъюнктуры рынка сбыта)

Д-т сч. 68 К-т сч. 09 - 720 руб. - списан отложенный налоговый актив.

Что касается организаций, которые в настоящее время применяют упрощенную систему налогообложения, то они не вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату маркетинговых услуг при определении объекта налогообложения по единому налогу, так как в перечне расходов, установленном ст. 346.16 НК РФ, на которые они могут уменьшить сумму полученных доходов при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, такие расходы не поименованы (см. Письмо Минфина России от 22 октября 2004 г. N 03-03-02-04/1/31).

* * *

В ГК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок заключения и оформления договора маркетинга. По мнению автора, такой договор следует рассматривать как один из видов договоров о возмездном оказании услуг (см. ст. 779 ГК РФ). Составляя договор на исследование рынка сбыта, четко сформулируйте цели, объект исследования, обозначьте территорию, на которой оно будет производиться. Результаты проведенных работ должны быть оформлены актом выполненных работ, а также отчетами о результатах проведения маркетинговых исследований. Это позволит вам подтвердить экономическую обоснованность вышеупомянутых затрат и избавить себя от возможных претензий налоговых органов.

Е.Бондарь

Ведущий эксперт "ЭЖ"

Подписано в печать

16.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бюджетный учет ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 24) >
Статья: Пожар на складе комиссионера ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.