Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы совершенствования правовой регламентации процедуры создания представительств высших образовательных учреждений ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)



"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

ПРОЦЕДУРЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Право граждан на получение образования в любом образовательном учреждении России и в той форме, в которой они пожелают, является одним из важнейших прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

В настоящее время граждане, проживающие в разных регионах России и желающие получить высшее образование, а также повысить уровень своей профессиональной подготовки в соответствии с уровнем своих потребностей, не имеют возможности поступать в высшие учебные заведения, расположенные в центральных городах России, в виду ряда причин:

- недостаток разнообразия образовательных программ, отвечающих современным тенденциям развития национальной экономики, науки и техники (особенно программ технической и междисциплинарной направленности) в региональных высших учебных заведениях;

- отсутствие достаточных денежных средств на компенсацию издержек системы образования (как у большинства населения) и недостаточность бюджетного финансирования государственных образовательных учреждений;

- отсутствие организационно-экономических механизмов, обеспечивающих адекватную мотивацию работодателей для компенсации издержек системы образования со стороны предприятий и фирм, принимающих на работу подготовленных специалистов, вовлекающих в хозяйственный оборот высококачественные трудовые ресурсы и использующих безвозмездно в собственном производстве экономических благ качественный человеческий капитал;

- нежелание работодателей, особенно коммерческих структур, предоставлять в соответствии с Трудовым кодексом РФ оплачиваемые учебные отпуска студентам очно-заочной и заочной форм обучения (в ряде случаев студенты заочной и очно-заочной форм обучения, чтобы не потерять работу, опасаются использовать учебный отпуск даже без сохранения заработной платы).

Для того чтобы сгладить негативные последствия, вызванные сложившейся экономической ситуацией в стране, Министерством образования Российской Федерации в июле 1997 г. по инициативе столичных вузов было принято решение о проведении эксперимента в области дистанционного обучения в сфере профессионального образования. Цель эксперимента заключалась в обеспечении организационной и технологической отработки функционирования такой системы образования, в которой жители любого населенного пункта нашей страны и ближнего зарубежья могли бы получать образование в любом высшем учебном заведении России, не покидая пределы той местности, в которой они проживают.

Одним из положительных результатов эксперимента, на наш взгляд, является принятие положений нормативного характера, разрешающих вузам осуществлять некоторые виды своей деятельности на учебно-материальных базах представительств. В настоящее время, к сожалению, эта работа не получает дальнейшего развития, и вузы при создании представительств и осуществлении деятельности на их базе испытывают ряд проблем.

Остановимся на опыте решения некоторых проблем в последовательности, определяющей алгоритм деятельности в области нормативно-правового обеспечения и практической организации регионального развития, с которыми сталкиваются вузы при открытии своих региональных представительств.

Проблема 1. Процедура согласования

открытия представительства

Самым сложным условием открытия представительства вуза в том или ином регионе является получение согласований с государственными и муниципальными органами власти. Необходимость проведения процедуры согласования продиктована рядом федеральных и отраслевых нормативно-правовых актов.

Во-первых, в соответствии со ст. 20 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 264 05.04.20011 (в дальнейшем - Положение о высшей школе), "представительства создаются высшим учебным заведением по согласованию с учредителем вуза, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения представительства".

Во-вторых, в соответствии со ст. 39 Положения о высшей школе "в целях оказания студентам, обучающимся по заочной форме обучения, помощи в освоении образовательных программ непосредственно по месту их работы и жительства высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников высшего учебного заведения на основе учебно-материальной базы представительства. Указанная деятельность осуществляется с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого находится представительство".

Таким образом, вузам необходимо дважды обращаться к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации и к органу местного самоуправления, на территории которого находится представительство: сначала при создании представительства, затем при согласовании деятельности на его базе.

Из опыта государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный индустриальный университет" (ГОУ МГИУ) (университетом открыты и осуществляют деятельность по оказанию помощи студентам-заочникам 40 представительств в разных регионах России) следует, что получать согласование открытия представительства и осуществления его деятельности необходимо одновременно. Для этого в обращении (приложение N 1) к органам исполнительной власти субъекта федерации (органы управления образованием и являются такими органами) и органам местного самоуправления, на территории которых находятся представительства, обязательно надо указать все виды деятельности, которые ваш вуз намерен осуществлять на учебно-материальной базе представительства.

Согласование, к сожалению, в силу различных субъективных обстоятельств не всегда удается получить.

Причины могут быть разные, но, как показывает практика, в основном - это лоббирование интересов вузов, находящихся в регионе, которые не хотят, а во многих случаях и не могут конкурировать с вузами из других регионов, часто обладающих более высоким потенциалом в области технологий реализации образовательных программ различного уровня и направленности.

Иными словами, органы местной власти иногда, лоббируя интересы своих региональных образовательных учреждений, сознательно идут на нарушение антимонопольного законодательства, но оспорить это невозможно, так как формально ст. 39 Типового положения о высшей школе противоречит ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301) (в дальнейшем - ГК РФ). В соответствие с этой статьей представительство определяется как "...обособленное подразделение юридического лица, расположенного вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту". Таким образом, исходя из буквального толкования ст. 55 ГК РФ в явном виде представительство не может осуществлять отдельные функции учебного заведения в связи с организацией и ведением учебного процесса, которыми и являются консультации, текущий контроль и промежуточная аттестация студентов. Поскольку ГК РФ по юридической силе выше, чем постановление Правительства РФ, местные органы власти всегда могут оспорить по этому признаку деятельность вузов на учебно-материальной базе представительства, указанную в ст. 39 Положения о высшей школе.

Для того чтобы устранить эту коллизию, необходимо, по нашему мнению, внести некоторые изменения в действующее законодательство.

На наш взгляд, это можно сделать двумя способами:

- либо путем внесения изменений в ст. 55 "Представительства и филиалы" ГК РФ, расширив функции представительств образовательных учреждений,

- либо путем изменений в законодательстве России, посвященным проблемам образования, а именно: разрешить филиалам вузов проходить лицензирование, аттестацию и аккредитацию в составе головного вуза, если они осуществляют свою деятельность только в форме оказания консультационной помощи студентам-заочникам головного вуза.

Согласование открытия представительства с учредителем вуза (Федеральным агентством по образованию) при наличии согласований исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по месту нахождения представительства обычно у вузов проблем не вызывает.

Проблема 2. Процедура создания

и регистрации представительства

Согласовав открытие представительства со всеми указанными в Положении о высшей школе органами государственной власти, вуз приступает к собственно созданию и регистрации представительства.

Разрабатывает Положение о представительстве в соответствующем регионе.

Министерством образования Российской Федерации разработано Примерное положение о представительстве вуза, подведомственного Министерству образования Российской Федерации (в настоящее время - Федеральному агентству по образованию), утвержденное Письмом Минобразования России от 02.07.2001 N 17-55-52ин/17-11 (текст Письма официально опубликован не был). Этот документ проработан достаточно детально, поэтому его можно использовать в том виде, в котором он изложен, как государственным, так и негосударственным вузам.

Издается приказ ректора о создании представительства, об утверждении Положения о представительстве и назначении директора представительства (приложение N 2).

Сведения о наличии представительства, его местонахождении, реквизиты документа о его создании (N приказа ректора) в установленном порядке вносятся в устав высшего учебного заведения.

Изменения к уставу регистрируются в налоговом органе по месту нахождения вуза.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824) (в дальнейшем - НК РФ) в течение одного месяца с момента создания представительство должно быть поставлено на учет в налоговой инспекции по месту своего нахождения.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок до 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб., свыше 90 дней - в размере 10 тыс. руб. (ст. 116 НК РФ).

При этом следует иметь в виду, что налоговые органы в регионах считают моментом создания представительства различные юридические факты. В одних регионах - это дата издания приказа ректора о создании представительства, в других регионах - дата регистрации в налоговом органе изменений к уставу, связанных с внесением сведений о наличии представительства.

Для постановки на учет по месту нахождения своего обособленного подразделения вуз представляет в налоговый орган следующий комплект документов:

1. Заявление о постановке на учет представительства (форма заявления приведена в Приложении N 2 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 15) (в дальнейшем - Приказ МНС России от 03.03.2004).

2. Учредительные документы вуза:

- устав;

- свидетельство о регистрации устава в налоговом органе;

- учредительный договор (если таковой имеется).

3. Свидетельство о регистрации вуза в Едином государственном реестре юридических лиц.

4. Свидетельство о постановке вуза на налоговый учет.

5. Информационное письмо об учете в ЕГРПО.

6. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности с приложением к лицензии.

7. Приказ учредителя вуза об утверждении в должности ректора.

8. Положение о представительстве вуза (2 экземпляра-оригинала).

9. Приказ ректора о создании представительства (см. приложение N 2) (копия, заверенная печатью вуза).

10. Письмо вуза в налоговый орган о подтверждении уплаты налогов от деятельности представительства (приложение N 3).

Документы под N N 2 - 6 должны быть заверены нотариально.

Документом, подтверждающим постановку вуза на учет в налоговом органе по месту нахождения своего обособленного подразделения, является уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. Форма уведомления приведена в Приложении N 4 к Приказу МНС России от 03.03.2004.

С момента получения этого документа вуз может начинать осуществлять на учебно-материальной базе представительства те виды деятельности, которые он согласовал с государственными органами власти, на территории которых находится представительство.

Проблема 3. Организация деятельности

на учебно-материальной базе представительства

Организация деятельности представительства во многом определяется моделью организации распределенного учебного процесса и теми дистанционными образовательными технологиями, которые приняты в каждом конкретном образовательном учреждении в качестве базовых. Эта проблема в целом является темой отдельных публикаций и обобщения опыта ведущих образовательных учреждений, которые принимали участие в упомянутом ранее Всероссийском эксперименте в области дистанционного обучения в сфере профессионального образования в период с 1997 по 2002 г. Среди вузов, которые по результатам подведения итогов этого эксперимента на коллегии Минобразования России в июне 2002 г. создали свои развитые системы дистанционного образования и оказались в группе лидеров по масштабности и численности охвата обучающихся, были отмечены Современная гуманитарная академия (СГА), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ "ЛИНК"), Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ) и Московский государственный индустриальный университет (МГИУ). Таким образом, познакомиться с проблематикой организации и функционирования распределенных систем образования на основе использования различных видов дистанционных образовательных технологий и создания территориально обособленных структурных подразделений образовательных учреждений можно, обратившись к Интернет-сайтам и образовательным порталам упомянутых университетов. Кроме того, сегодня существует достаточно много публикаций в специализированных периодических изданиях и в сборниках научных трудов этих университетов, академий и институтов, которые позволяют читателям оценить важность и практическую ценность решаемых проблем в этой области для обеспечения поступательного развития российской системы открытого дистанционного образования как подотрасли национальной экономики, определяющей формирование и развитие в нашей стране новой экономики, основанной на знаниях.

Приложение N 1

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                            Письмо                              |
   |    о согласовании создания и деятельности представительства    |
   |                                                                |
   |                               Начальнику управления образования|
   |                                    администрации Н—ской области|
   |                                  (главе администрации г. Н—ска)|
   |                                               г—ну Петрову П.П.|
   |                                                                |
   |                     Уважаемый Петр Петрович!                   |
   |                                                                |
   |   _____________________________________________________________|
   |                  Организационно—правовая форма                 |
   |            и наименование высшего учебного заведения           |
   |является одним из вузов,  осуществляющих образовательный процесс|
   |с  использованием  дистанционных  технологий. В связи с  этим  в|
   |________________________________________________________________|
   |                         наименование вуза                      |
   |по   дистанционной  технологии  обучаются  студенты—заочники  из|
   |разных регионов России, в том числе и жители Вашей области.     |
   |   Для   реализации   этой   программы  просим  Вас  согласовать|
   |деятельность и размещение представительства ____________________|
   |                                              наименование вуза |
   |в г. Н—ск по адресу: индекс, г. Н—ск, улица, дом__.             |
   |                                                                |
   |   Основные  виды  деятельности представительства: консультации,|
   |текущий  контроль и промежуточная аттестация студентов—заочников|
   |____________________ — жителей Н—ской области.                  |
   |  наименование вуза                                             |
   |                                                                |
   |                                                                |
   |   Ректор                                            И.И. Иванов|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Приложение N 2

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |          Типовой приказ о создании представительства           |
   |                                                                |
   |                             Приказ                             |
   |                  ___________     ____________                  |
   |                                                                |
   |                             Москва                             |
   |                                                                |
   |   В связи с организацией представительства в г. Н—ске          |
   |   приказываю:                                                  |
   |   1. Утвердить Положение о представительстве __________________|
   |                                              наименование вуза |
   |в г. Н—ске Н—ской области.                                      |
   |   2. Создать представительство ________________________________|
   |                                       наименование вуза        |
   |в г. Н—ске Н—ской области.                                      |
   |   3.     Возложить     исполнение     обязанностей    директора|
   |представительства ____________________________ в г. Н—ске Н—ской|
   |                       наименование вуза                        |
   |области на Сидорова Ивана Ивановича.                            |
   |   4.  Директору  представительства Сидорову И.И. принять меры к|
   |постановке           на          учет          представительства|
   |______________________________________ в г. Н—ске Н—ской области|
   |         наименование вуза                                      |
   | в срок до "__" _________200_г.                                 |
   |   5.  Контроль  за  исполнением  настоящего приказа оставляю за|
   |собой.                                                          |
   |                                                                |
   |   Ректор                          И.И. Иванов                  |
   |   Визы:                                                        |
   |   Проректор по учебной работе    (Фамилия И.О.)                |
   |   Проректор по заочному                                        |
   |   (дистанционному) обучению      (Фамилия И.О.)                |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Приложение N 3

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                                                   В ИФНС N ____|
   |                                                     по г. Н—ску|
   |                                                                |
   |   Настоящим    подтверждаем,   что   налоги   от   деятельности|
   |представительства  в  г.  Н—ске  в  200_  г.  будут уплачиваться|
   |________________________________________________________________|
   |                        наименование вуза                       |
   |                                                                |
   |   Ректор                           Иванов И.И.                 |
   |                                                                |
   |   Главный бухгалтер                Петрова И.И.                |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Т.Н.Мартынова

Юрисконсульт ГОУ МГИУ,

с. н. с. МНМЦ МГИУ

"Системы открытого образования"

В.Е.Бочков

Профессор,

зав. кафедрой экономики

и менеджмента инвестиций ИДО МГИУ,

директор МНМЦ МГИУ

"Системы открытого образования"

Подписано в печать

14.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Суточные при командировках по России и за рубеж: проблемы исчисления и налогообложения ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3) >
Вопрос: Как исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам за дни нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), совпавшие с нерабочими праздничными днями? ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.