Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Суточные при командировках по России и за рубеж: проблемы исчисления и налогообложения ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)



"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3

СУТОЧНЫЕ ПРИ КОМАНДИРОВКАХ ПО РОССИИ И ЗА РУБЕЖ:

ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Сотрудникам образовательных учреждений нередко приходится ездить в командировки - как по России, так и за рубеж. Такие поездки могут быть связаны с необходимостью участия в различных совещаниях, конгрессах, симпозиумах, с повышением квалификации на специализированных курсах или прохождением стажировок. Кроме того, педагоги могут быть направлены в командировку в качестве сопровождающих групп несовершеннолетних детей, учащихся, студентов.

Как в этих случаях правильно определить сумму причитающихся работникам суточных за время нахождения в командировке? И как в свете недавних решений ВАС РФ и писем Минфина России правильно исчислить налоги с сумм выплаченных суточных? Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в этих непростых вопросах.

Кто должен устанавливать нормы выплаты суточных?

Для целей бухгалтерского учета

В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с командировкой. В частности, согласно ст. 168 ТК РФ работнику должны быть возмещены:

- расходы по проезду;

- расходы по найму жилого помещения;

- суточные - дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства;

- а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

При этом в той же статье - ст. 168 ТК РФ - установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Следовательно, конкретные размеры выплаты суточных должны быть зафиксированы либо в коллективном договоре, либо в приказе (распоряжении) руководителя организации. Отметим, что никаких исключений в ст. 168 ТК РФ не указано, а это значит, что такой порядок установления норм выплаты суточных распространяется не только на командировки по России, но и на заграничные командировки.

Вместе с тем в случае, если организация финансируется за счет средств бюджета, она не столь свободна в определении своих расходов. Поэтому порядок выплаты суточных при командировках зависит, прежде всего, от порядка финансирования организации.

...в бюджетных организациях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 729) выплачивать суточные такие организации должны в размере 100 руб. за каждый день нахождения работника в служебной командировке. А возмещать расходы по найму жилого помещения они должны в размере фактических, подтвержденных документально (например, квитанцией гостиницы) расходов, но не более 550 руб. в сутки, а если документов, подтверждающих оплату стоимости проживания, работник предъявить не может, ему выплачивается 12 руб. в сутки.

Выплаты командированным работникам в пределах указанных норм производятся в пределах ассигнований, выделенных им из федерального бюджета на служебные командировки, либо в случае использования указанных ассигнований в полном объеме - за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на их содержание.

Правда, согласно п. 3 Постановления N 729 бюджетная организация вправе выплачивать суточные и производить компенсацию остальных расходов командированного работника и в большем размере, но в этом случае превышение установленных норм должно возмещаться за счет экономии средств, выделенных из федерального бюджета на ее содержание, или за счет средств, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности.

Обратим внимание на то, что Постановление N 729 регламентирует порядок уплаты суточных только при командировках по России. Если же сотрудник бюджетной организации направлен за рубеж, исчисление суточных производится по другим нормам - в этом случае нужно руководствоваться вступившим в силу с 1 января 2005 г. Приказом Минфина России от 02.08.2004 N 64н "Об установлении размеров выплаты суточных и предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных командировках на территории зарубежных стран" (далее - Приказ N 64н). В данном нормативном документе установлены нормы выплаты суточных (в долларах США) и возмещения расходов на проживание (в различных валютах) для каждой страны, в которую может быть направлен работник.

Также при расчете сумм суточных при направлении сотрудника в заграничную командировку нужно учесть и требования совместного Письма Минтруда России и Минфина России от 17.05.1996 N 1037-ИХ. В нем сказано, что со дня выбытия из одной страны в другую (определяется по отметке в паспорте) суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направляется. Соответственно со дня пересечения государственной границы при выезде из РФ суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую работник направляется, а со дня пересечения государственной границы при въезде в РФ - по норме, установленной при командировках в пределах РФ.

...в небюджетных (коммерческих и некоммерческих)

организациях

Для коммерческих, а также некоммерческих небюджетных организаций единственным обязательным к исполнению нормативным документом, регламентирующим особенности расчетов с командированными работниками, является Трудовой кодекс РФ. Как мы уже выяснили, согласно ст. 168 ТК РФ размеры выплаты суточных и оплаты прочих расходов, связанных с командировками - как по России, так и за рубеж - должны быть установлены либо в коллективном договоре, либо в приказе (распоряжении) руководителя организации.

Это означает, что коммерческие и некоммерческие организации, не финансируемые из федерального бюджета, имеют право самостоятельно устанавливать нормы выплаты суточных, в т.ч. и при заграничных командировках, не обращая внимания на нормы, прописанные в Приказе N 64н.

Для целей налогообложения

...по налогу на прибыль

В целях налогообложения прибыли суточные, согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, принимаются в пределах норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (далее - Постановление N 93) (Постановление N 93 действует только до конца 2005 г. С 1 января 2006 г. нормы возмещения командировочных расходов по заграничным командировкам для целей налогообложения прибыли будут регламентироваться Постановлением Правительства РФ от 13.05.2005 N 299.). Если фактически выплаченные суточные превышают суммы, исчисленные в соответствии с требованиями Постановления N 93, разница - "сверхнормативные" суточные - не уменьшает налогооблагаемую прибыль, т.е. не признается расходом организации для целей налогообложения.

Это требование распространяется на организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, в том числе некоммерческие и бюджетные организации в случае, если командировки связаны именно с их предпринимательской деятельностью. Также оно справедливо и в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" - им также нельзя уменьшать свои расходы на суммы суточных сверх норм, установленных Постановлением N 93.

Норма возмещения суточных при командировках по России установлена в Постановлении N 93 на уровне 100 руб. в сутки. А нормы выплаты суточных при заграничных командировках установлены в данном Постановлении в долларах США в различных суммах - в зависимости от страны, в которую направлен работник, а также в зависимости от срока командировки. Если командировка продолжается более 60 дней, применяются пониженные нормы суточных. Эти же пониженные нормы применяются и в отношении командировок работников загранучреждений РФ или филиалов (представительств) российских организаций за границей в пределах страны, в которой находится это учреждение, филиал или представительство, независимо от срока командировки.

Обратим особое внимание на то, что некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. не являющиеся плательщиками налога на прибыль, могут вообще не производить деления командировочных расходов на расходы в пределах и сверх норм. Ведь расходы, связанные со служебными командировками сотрудников таких организаций, в полном объеме могут быть включены в состав расходов некоммерческой организации, связанных с осуществлением управленческих и координирующих функций (выполнением уставных задач), которые производятся за счет целевых отчислений на содержание этой организации согласно ее смете. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

- командировка должна быть непосредственно связана с целями деятельности организации, указанными в уставе;

- командировочные расходы должны быть надлежащим образом документально оформлены;

- командировочные расходы должны быть предусмотрены сметой расходов, принятой высшим органом управления, и утверждены руководителем некоммерческой организации.

Если все вышеуказанные условия соблюдены, вся сумма командировочных расходов должна быть возмещена за счет целевых поступлений, даже если суммы выплаченных суточных превышают нормы, установленные Приказом N 64н или Постановлением N 93.

...по налогу на доходы физических лиц

Вокруг налогообложения сумм выплаченных работникам суточных налогом на доходы физических лиц в последнее время развернулись жаркие споры.

Дело в том, что, согласно п. 3 ст. 217 НК РФ, освобождаются от налогообложения (т.е. не подлежат обложению НДФЛ) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат - в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, - связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая и возмещение командировочных расходов. Иными словами, при оплате работодателем сотруднику организации расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Споры разгорелись вокруг того, что же, собственно, считать "нормами выплаты суточных, установленными в соответствии с действующим законодательством". Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Как мы уже выяснили, действующее законодательство - Трудовой кодекс РФ - требует, чтобы размеры выплаты суточных были установлены в коллективном договоре или в приказе (распоряжении) руководителя организации. При этом законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены. Рассмотренное ранее Постановление N 93 при исчислении НДФЛ не может быть применено, поскольку из самого его названия следует, что нормы, установленные данным Постановлением, применяются только при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организации (собственно, и принято оно было в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, регламентирующим особенности исчисления именно налога на прибыль). Более того, Правительство РФ в п. 3 ст. 217 НК РФ не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы суточных в целях исчисления налога на доходы физических лиц.

Таким образом, порядок установления и ограничения размера суточных, подлежащих выплате работнику работодателем, предусмотрены только трудовым законодательством. А согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины различных отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Следовательно, в случае если организация выплачивает суточные по нормам, установленным в коллективном договоре или приказе руководителя организации, - даже в случае, если они оказываются выше, чем нормы, установленные упоминавшимися ранее приказами Минфина России или постановлениями Правительства РФ, - их не следует включать в налогооблагаемый доход работника в целях исчисления НДФЛ. Это, кстати, относится и к случаям, когда бюджетные организации выплачивают суточные в размере, превышающем нормы, установленные в Постановлении N 729, ведь оно ограничивает лишь размер суточных, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и оставляет за бюджетной организацией право платить суточные в более высоком размере - но уже за счет экономии средств бюджета или за счет средств от предпринимательской деятельности.

К аналогичным выводам пришел и Высший Арбитражный Суд РФ. Ознакомиться с его мнением можно в Решении ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04.

Правда, вышеуказанное Решение ВАС РФ признало недействующим (не соответствующим НК РФ) конкретное Письмо МНС России - Письмо от 17.02.2004 N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками". И практически сразу после его обнародования финансовое ведомство издало ряд писем, опровергающих логику данного решения.

Так, в Письме Минфина России от 21.03.2005 N 03-05-01-04/62 чиновники утверждают, что Решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04 связано именно с отменой более раннего Письма МНС России. И комментируют п. 3 ст. 217 следующим образом: поскольку в данном пункте буквально сказано, что "при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно... расходы по найму жилого помещения..." и прочие расходы. Из текста данного пункта следует, что в отношении таких расходов, как суточные, в отличие от расходов на проезд, на наем жилого помещения и иных, законодательством должны быть установлены соответствующие нормы. При этом, по мнению специалистов Минфина России, Трудовой кодекс не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных). Иными словами, Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.

В более раннем Письме Минфина России - от 14.01.2005 N 03-05-01-04/1 - эта позиция разъяснялась таким образом: установленные в коллективном договоре каждой конкретной организации размеры возмещения затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться в качестве норм компенсационных выплат, о которых идет речь в п. 3 ст. 217 НК РФ. И отсюда делался вывод:

- организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, при определении не облагаемых налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом размеров суточных, выплачиваемых работникам, находящимся в командировке на территории РФ, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729;

- остальным организациям для этих целей надлежит руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93.

Вместе с тем, на наш взгляд, позиция сотрудников Минфина России и налоговых органов далеко не бесспорна. Ведь в упомянутом ранее Решении ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04 приведены убедительные аргументы в пользу налогоплательщика, а именно:

1. Законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены. Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 распространяется только на отношения, связанные с исчислением и уплатой налога на прибыль организаций, и никакого отношения к исчислению НДФЛ не имеет, тем более что отсылки к нормам гл. 25 НК РФ в п. 3 ст. 217 НК РФ нет.

2. Поскольку порядок установления и ограничения размера суточных, подлежащих выплате работнику работодателем, предусмотрены только трудовым законодательством, с учетом требований п. 1 ст. 11 НК РФ, при применении п. 3 ст. 217 НК РФ должны использоваться именно нормы выплаты суточных, установленные в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации. Иными словами, не следует облагать НДФЛ суммы суточных, выплаченные в соответствии с размерами выплаты суточных, установленными в соответствии со ст. 168 НК РФ, т.е. зафиксированными в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации.

3. Аргумент финансового ведомства о том, что установленные в коллективном договоре каждой конкретной организации размеры возмещения затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться в качестве норм компенсационных выплат, о которых идет речь в п. 3 ст. 217 НК РФ, также опровергнут в тексте указанного Решения ВАС РФ. Ведь, согласно ст. 217 НК РФ, для всех налогоплательщиков установлен единый, равный порядок признания суточных в составе доходов, не подлежащих налогообложению, в соответствии с которым любой налогоплательщик, получающий выплаты, которые по своему характеру являются суточными, т.е. компенсационными выплатами, направленными на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства, выплачены в пределах размеров, установленных в соответствии с действующим законодательством, не обязан уплачивать с указанных выплат налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 168 ТК РФ размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством размер суточных для работников всех организаций определяется положениями, не носящими индивидуальный характер и направленными на неоднократное применение. При этом действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме. Таким образом, ВАС РФ нашел необоснованными доводы о том, что использование норм, установленных самой организацией, нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, а также порядок предоставления льгот, установленный НК РФ, поскольку следует учитывать, что равенство налогообложения не означает, что у всех налогоплательщиков размер доходов, подлежащих налогообложению или исключаемых из налогообложения, должен быть одинаковым. В рассматриваемой ситуации равенство налогообложения означает не равенство сумм облагаемых или необлагаемых доходов, а установление единого порядка налогообложения доходов - иными словами, суммы выплачиваемых суточных независимо от их конкретного размера, установленного конкретной организацией, не должны включаться в налогооблагаемый доход работника.

4. Бюджетные организации могут в качестве дополнительного аргумента использовать то, что Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729 не ограничено право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установление нормы суточных в соответствии со ст. 168 ТК РФ в большем размере, чем предусмотрено Постановлением N 729, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности, а также за счет экономии. Таким образом, данный нормативный правовой акт ограничивает только размер расходов на командировки, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не ограничивая их размера, если они покрываются за счет других источников, и не ставя организации, финансируемые из федерального бюджета, в неравное положение с другими организациями при применении ст. 168 ТК РФ.

5. И еще один полезный аргумент, прозвучавший в указанном Решении ВАС РФ. В соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Иными словами, при служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, а потому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Учитывая, что суточные представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением данным работником средств, необходимых для выполнения служебного поручения, неправомерно.

Итак, платить НДФЛ с сумм выплачиваемых суточных, если они выплачены в размерах, соответствующих установленным в коллективном договоре или приказе (распоряжении) руководителя организации, не нужно. Правда, не исключено, что отстаивать такую позицию вам придется в суде - в этом случае вам помогут приведенные выше аргументы. Если же вы хотели бы избежать конфликтов и споров с налоговыми органами, лучше всего в коллективном договоре или приказе руководителя установить такие же нормы, какие установлены в соответствующих постановлениях Правительства РФ или приказах Минфина России.

...по единому социальному налогу и взносам

на обязательное пенсионное страхование

Для организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, проблема исчисления ЕСН с сумм "сверхнормативных" суточных - в отличие от проблемы исчисления НДФЛ - неактуальна. Ведь в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ не облагаются ЕСН суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. А согласно п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения в пользу работников не облагаются ЕСН, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. Таким образом, не нужно начислять ЕСН ни на сумму суточных, выплаченную в пределах норм, установленных Постановлением N 93, ни на сумму суточных сверх этих норм.

А вот бюджетным и некоммерческим организациям, не являющимся плательщиками налога на прибыль, придется решать ту же проблему, что и при исчислении НДФЛ. Ведь формулировка "льготы" по суточным для ЕСН в пп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ совпадает с формулировкой п. 3 ст. 217 НК РФ - иными словами, необходимость исчисления ЕСН с суммы выплаченных суточных ставится в зависимость от того, что, собственно, считать "нормами, установленными в соответствии с законодательством РФ". Аргументация здесь будет такой же, какая была рассмотрена выше, а потому бухгалтеру придется самостоятельно решать - либо платить ЕСН с суммы "сверхнормативных" суточных, соглашаясь с мнением налогового и финансового ведомств, либо спорить с ними, отстаивая свое право не платить ЕСН с сумм суточных, выплачиваемых в пределах норм, прописанных в коллективном договоре или установленных приказом руководителя организации в соответствии с требованиями ст. 168 ТК РФ.

Поскольку согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для начисления этих страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ нужно будет в том же порядке, в котором организация решит исчислять ЕСН.

Как рассчитывать суточные в случае

направления сотрудника в командировку

в качестве сопровождающего группу детей лица?

В образовательных организациях нередки случаи, когда штатные работники сопровождают группы детей при поездках по России и за рубеж. Более подробно особенности исчисления суточных в такой ситуации прописаны в Постановлении Правительства РФ от 01.12.1993 N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств" (далее - Постановление N 1261).

В частности, в п. 4 Постановления N 1261 сказано, что при направлении за границу делегаций учащихся (школьники, студенты вузов, учащиеся техникумов и других учебных заведений) направляющая сторона выплачивает суточные в размере 15% нормы при условии, что они обеспечиваются питанием за счет направляющей или принимающей стороны и не получают иностранную валюту на личные расходы от принимающей стороны. Отсюда следует, что:

- если дети обеспечиваются питанием за счет принимающей или направляющей стороны (в том числе если питание входит в стоимость проживания) и при этом получают иностранную валюту на личные расходы от принимающей стороны, суточные им платить не нужно;

- если дети обеспечиваются питанием, но не получают иностранной валюты на личные расходы от принимающей стороны, им нужно платить суточные в размере 15% от установленных норм;

- если дети не получают валюту на личные расходы и не обеспечиваются питанием (что обычно имеет место, только если речь идет о студентах), им нужно выплатить суточные в полном объеме.

Кроме того, согласно п. 3 Постановления N 1261, аналогичные требования распространяются и на штатных работников организации. Иными словами:

- если штатные работники организации обеспечиваются иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, выплачивать суточные им не нужно;

- если принимающая сторона не выплачивает сотрудникам российской организации валюту на личные расходы, но предоставляет им за свой счет питание (или если питание включено в стоимость проживания), нужно выплатить им суточные в размере 30% от нормы выплаты суточных;

- в остальных случаях суточные выплачиваются им в полном размере.

Документальное оформление таких заграничных командировок осуществляется так же, как и при командировках по России, а именно:

- необходимо издать приказ о направлении работников и детей в командировку;

- нужно рассчитать и выдать денежные средства на командировочные расходы;

- по возвращении из командировки сотрудники должны в течение трех дней сдать авансовые отчеты.

Командировочные удостоверения при загранкомандировках можно не выписывать, т.к. факт пребывания за границей удостоверяется отметками в загранпаспорте сотрудника.

Напомним также, что для вывоза за границу несовершеннолетних детей необходимо иметь соответствующие нотариально заверенные доверенности от их родителей, причем с переводом на язык той страны, в которую они направляются, опять-таки заверяемым нотариально.

В отношении налогообложения расходов на заграничные командировки следует обратить внимание на то, что для исчисления налога на прибыль все расходы - включая оформление виз, паспортов, приглашений, консульские сборы и т.д. - принимаются в полном размере, за исключением суточных, поскольку согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в налоговом учете они должны исчисляться по нормам, установленным Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93.

Кроме того, при выплате суточных лицам, не являющимся сотрудниками организации, например студентам или несовершеннолетним детям, отправляющимся в поездку от учебного заведения в сопровождении педагогов, нужно учесть, что такие выплаты подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Ведь льгота, установленная в п. 3 ст. 217 НК РФ, распространяется только на работников организации, то есть на те суммы суточных, которые выплачены именно в связи с исполнением работником своих трудовых обязанностей. И ограничений по возрасту в гл. 23 НК РФ нет. При этом, учитывая, что согласно ст. 28 ГК РФ имущественную ответственность по сделкам малолетнего (несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста) несут его родители, усыновители или опекуны, уплата НДФЛ в этом случае будет осуществляться за счет средств родителей, а при их отсутствии - их опекунами или попечителями, если несовершеннолетние дети не имеют собственных средств.

А вот ЕСН с выплаченных детям суточных начислять не нужно - это следует из п. 1 ст. 236 НК РФ, в соответствии с которым объектом обложения ЕСН признаются только выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

М.Л.Аникина

Консультант по бухгалтерскому учету

и налогообложению

Подписано в печать

14.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Бюджетное учреждение 01.02.2005 подало заявку на получение денежных средств. Заказанная сумма в положенный срок (на следующий день после подачи заявки) получена не была (чек не принят банком), но по выписке лицевого счета 01.02.2005 была списана. Зачислены средства были 08.02.2005, что и отражено в бухгалтерском учете. Как учесть разрыв между отражением кассового расхода на лицевом счете получателя и реальным получением средств в кассу? ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3) >
Статья: Проблемы совершенствования правовой регламентации процедуры создания представительств высших образовательных учреждений ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.