|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Предпринимательская деятельность государственного вуза: проблемы, пути решения ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)
"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ
Высшая школа является одним из стратегических ресурсов страны. Этим тезисом определяется огромное влияние высшего образования на безопасность страны. Следует подчеркнуть, что важность и качество образования как процесса в сто раз возрастает в настоящее время, в период изменения общественного строя в стране, когда от квалифицированности решений зависит эффективность глобальных экономических процессов. В то же время нужно констатировать тот факт, что образование как отрасль народного хозяйства испытывала в начале рыночных реформ и испытывает в настоящее время острую необходимость создания новых организационных и экономических механизмов, основанных на четкой и однозначной нормативно-правовой базе. Развитие платных образовательных услуг предпринимательской деятельности, трансформация отношений собственности и другие кардинальные изменения в деятельности государственных вузов не были подкреплены мерами государственного регулирования: бюджетно-финансовыми, денежно-кредитными, административно-правовыми. Непосредственный перенос в сферу образования хозрасчетного механизма, успешно реализуемого в материальном производстве, не является оправданным, так как действие здесь рыночного механизма в идеальном смысле ограничено. Включение образовательных услуг в рыночную экономику должно исходить из природы смешанного характера общественных благ, к которым они относятся. В силу этой специфики сфера образования не может быть отдана целиком на произвол рынка, так же как не может быть полностью изолирована от него. Это предполагает использование в высшей школе модели смешанной рыночной экономики с многообразием субъектов и форм хозяйствования, в том числе предпринимательской и некоммерческой деятельности. В настоящее время предпринимаются попытки создания механизма управления высшей школой и необходимой законодательной базы (прежде всего, это Гражданский кодекс РФ, Закон об образовании, Закон о высшем и послевузовском образовании, Типовое положение о вузе др.). Это только начало. Остается много нерешенных проблем и правовых коллизий. Общие государственные нормативные документы определяют целевые функции или рыночные ограничения для вуза, которые требуют конкретного наполнения в каждом вузе с учетом его специфики, традиций и организационной культуры. Очевидно, что экономика высшего образования - одна из наиболее трудных и недостаточно разработанных областей экономической науки. На первый взгляд образование - это чисто затратная сфера, поддерживаемая за счет части доходов общества. Сильно мнение о признании за сферой образования только социальной эффективности и недооценка ее в экономическом отношении.
Однако это очень упрощенный взгляд, который не отражает значимость образования в деятельности государства. Практика демонстрирует исключительно высокую экономическую эффективность образования. Вопрос о том, к какой сфере народного хозяйства (производственной или непроизводственной) относится высшая школа, до сих пор является дискуссионным. Одни считают, что высшая школа однозначно относится к непроизводственной сфере, другие - что она отчасти непосредственно связана с материальным производством. Двойственность, сложная природа и характер труда в системе образования заключаются в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям, то есть производить равнодоступные, качественные образовательные услуги и одновременно получать прибыль. Реформирование общества свидетельствует о том, что вузам уготована участь самостоятельных и автономных. А раз так, то рыночный механизм хозяйствования должен активизироваться, а предпринимательская деятельность приобрести черты стратегической. Другими словами, вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку собственные продукцию и услуги и при успешной их реализации получить прибыль. Однако предпринимательская деятельность государственного вуза существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица по следующим основным параметрам: 1. Предпринимательская деятельность может осуществляться только в соответствии с целью создания вуза, то есть образовательной деятельностью, право на ведение которой наступает только после получения лицензии. 2. Виды предпринимательской деятельности строго регламентированы, основные из которых: а) продажа товаров, выполнение работ и оказание платных услуг; б) инвестиционно-финансовая деятельность; в) торговля покупными товарами, оборудованием; г) оказание посреднических услуг; д) иные виды внереализационных доходов. 3. Отраженный в смете доходов и расходов вуза доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступает в самостоятельное распоряжение вуза, но используется в соответствии со сметой. 4. Доход от предпринимательской деятельности учитывается на отдельном балансе, приравнивается к источникам доходов бюджета соответствующего уровня и хранится на лицевых счетах в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. 5. Извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности является целью лишь в объеме, необходимом для обеспечения основной деятельности образовательного учреждения. Вследствие выделенных ограничений, принцип самостоятельности осуществления деятельности, являющийся одним из основных условий признания деятельности предпринимательской, реализуется не в полном объеме. Можно сказать, что по форме предпринимательская деятельность вуза - это предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании относительно самостоятельная деятельность с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса. Если говорить о предпринимательской деятельности в самом общем виде, как о процессе осуществления новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных) для достижения наилучших результатов, то вся хозяйственная деятельность вуза в рыночных условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями. Предпринимательская деятельность вуза по содержанию - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внутривузовскими процессами и производственными ресурсами. Активизация предпринимательской деятельности вузов обусловила развитие рыночных отношений в сфере высшего образования и ужесточение конкуренции на рынке образовательных услуг между государственными и негосударственными вузами. Для деятельности бюджетного вуза, в отличие от негосударственного, характерно: 1. Сметное планирование расходов средств из бюджетных источников финансирования, целевое использование средств и строгая финансовая дисциплина. 2. Затратный принцип бюджетного финансирования, что не предполагает получения доходов от результатов своей деятельности. 3. Наличие процедур, всесторонне регламентирующих образовательную деятельность. Серьезную задачу предстоит решить в области преобразования системы управления государственным вузом, которая становится все более и более сложной. Необходимо реорганизовать систему управления вузом в соответствии с реалиями рыночных отношений, на основе интеграции механизмов рыночного регулирования во внутреннюю среду вуза.
Е.М.Егорова Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Н.Н.Гапоненко Главный бухгалтер Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета Подписано в печать 14.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |