Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Предпринимательская деятельность государственного вуза: проблемы, пути решения ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)



"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА:

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Высшая школа является одним из стратегических ресурсов страны. Этим тезисом определяется огромное влияние высшего образования на безопасность страны.

Следует подчеркнуть, что важность и качество образования как процесса в сто раз возрастает в настоящее время, в период изменения общественного строя в стране, когда от квалифицированности решений зависит эффективность глобальных экономических процессов.

В то же время нужно констатировать тот факт, что образование как отрасль народного хозяйства испытывала в начале рыночных реформ и испытывает в настоящее время острую необходимость создания новых организационных и экономических механизмов, основанных на четкой и однозначной нормативно-правовой базе.

Развитие платных образовательных услуг предпринимательской деятельности, трансформация отношений собственности и другие кардинальные изменения в деятельности государственных вузов не были подкреплены мерами государственного регулирования: бюджетно-финансовыми, денежно-кредитными, административно-правовыми.

Непосредственный перенос в сферу образования хозрасчетного механизма, успешно реализуемого в материальном производстве, не является оправданным, так как действие здесь рыночного механизма в идеальном смысле ограничено. Включение образовательных услуг в рыночную экономику должно исходить из природы смешанного характера общественных благ, к которым они относятся. В силу этой специфики сфера образования не может быть отдана целиком на произвол рынка, так же как не может быть полностью изолирована от него. Это предполагает использование в высшей школе модели смешанной рыночной экономики с многообразием субъектов и форм хозяйствования, в том числе предпринимательской и некоммерческой деятельности.

В настоящее время предпринимаются попытки создания механизма управления высшей школой и необходимой законодательной базы (прежде всего, это Гражданский кодекс РФ, Закон об образовании, Закон о высшем и послевузовском образовании, Типовое положение о вузе др.). Это только начало. Остается много нерешенных проблем и правовых коллизий. Общие государственные нормативные документы определяют целевые функции или рыночные ограничения для вуза, которые требуют конкретного наполнения в каждом вузе с учетом его специфики, традиций и организационной культуры.

Очевидно, что экономика высшего образования - одна из наиболее трудных и недостаточно разработанных областей экономической науки. На первый взгляд образование - это чисто затратная сфера, поддерживаемая за счет части доходов общества. Сильно мнение о признании за сферой образования только социальной эффективности и недооценка ее в экономическом отношении.

Однако это очень упрощенный взгляд, который не отражает значимость образования в деятельности государства. Практика демонстрирует исключительно высокую экономическую эффективность образования.

Вопрос о том, к какой сфере народного хозяйства (производственной или непроизводственной) относится высшая школа, до сих пор является дискуссионным. Одни считают, что высшая школа однозначно относится к непроизводственной сфере, другие - что она отчасти непосредственно связана с материальным производством. Двойственность, сложная природа и характер труда в системе образования заключаются в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям, то есть производить равнодоступные, качественные образовательные услуги и одновременно получать прибыль.

Реформирование общества свидетельствует о том, что вузам уготована участь самостоятельных и автономных. А раз так, то рыночный механизм хозяйствования должен активизироваться, а предпринимательская деятельность приобрести черты стратегической. Другими словами, вуз сегодня представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку собственные продукцию и услуги и при успешной их реализации получить прибыль.

Однако предпринимательская деятельность государственного вуза существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица по следующим основным параметрам:

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться только в соответствии с целью создания вуза, то есть образовательной деятельностью, право на ведение которой наступает только после получения лицензии.

2. Виды предпринимательской деятельности строго регламентированы, основные из которых:

а) продажа товаров, выполнение работ и оказание платных услуг;

б) инвестиционно-финансовая деятельность;

в) торговля покупными товарами, оборудованием;

г) оказание посреднических услуг;

д) иные виды внереализационных доходов.

3. Отраженный в смете доходов и расходов вуза доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступает в самостоятельное распоряжение вуза, но используется в соответствии со сметой.

4. Доход от предпринимательской деятельности учитывается на отдельном балансе, приравнивается к источникам доходов бюджета соответствующего уровня и хранится на лицевых счетах в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.

5. Извлечение прибыли от ведения предпринимательской деятельности является целью лишь в объеме, необходимом для обеспечения основной деятельности образовательного учреждения.

Вследствие выделенных ограничений, принцип самостоятельности осуществления деятельности, являющийся одним из основных условий признания деятельности предпринимательской, реализуется не в полном объеме.

Можно сказать, что по форме предпринимательская деятельность вуза - это предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании относительно самостоятельная деятельность с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.

Если говорить о предпринимательской деятельности в самом общем виде, как о процессе осуществления новых комбинаций ресурсов (природных, материально-технических, трудовых, интеллектуальных) для достижения наилучших результатов, то вся хозяйственная деятельность вуза в рыночных условиях относится к предпринимательской, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Предпринимательская деятельность вуза по содержанию - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внутривузовскими процессами и производственными ресурсами.

Активизация предпринимательской деятельности вузов обусловила развитие рыночных отношений в сфере высшего образования и ужесточение конкуренции на рынке образовательных услуг между государственными и негосударственными вузами.

Для деятельности бюджетного вуза, в отличие от негосударственного, характерно:

1. Сметное планирование расходов средств из бюджетных источников финансирования, целевое использование средств и строгая финансовая дисциплина.

2. Затратный принцип бюджетного финансирования, что не предполагает получения доходов от результатов своей деятельности.

3. Наличие процедур, всесторонне регламентирующих образовательную деятельность.

Серьезную задачу предстоит решить в области преобразования системы управления государственным вузом, которая становится все более и более сложной. Необходимо реорганизовать систему управления вузом в соответствии с реалиями рыночных отношений, на основе интеграции механизмов рыночного регулирования во внутреннюю среду вуза.

Е.М.Егорова

Волгоградская государственная

сельскохозяйственная академия

Н.Н.Гапоненко

Главный бухгалтер

Волгоградского государственного

архитектурно-строительного университета

Подписано в печать

14.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Что изменилось в разрешении на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3) >
Статья: Платные услуги в детских садах, школах и интернатах ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.