|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О совершенствовании налогообложения малого бизнеса ("Налоги и налогообложение", 2005, N 6)
"Налоги и налогообложение", 2005, N 6
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
3 марта 2005 г. на своем очередном заседании Правительство РФ в основных чертах одобрило законопроект, направленный на совершенствование налогообложения малого бизнеса, устранение недостатков в порядке применения гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Основные идеи законопроекта состоят в следующем.
Изменения в главу 26.2 "Упрощенная система налогообложения"
В настоящее время для перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ применяется показатель в виде дохода от реализации, а в соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ в качестве условия для возврата с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения установлено превышение размера дохода за налоговый (отчетный) период, в который включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. Поправка, вносимая в п. 2 ст. 346.12 НК РФ, устанавливает один показатель - доходы. Увеличение объема дохода, дающего право на переход на упрощенную систему налогообложения (с 11 до 15 млн руб.), и дохода налогоплательщика, превышение которого является основанием для возврата на общий режим налогообложения (с 15 до 20 млн руб.), произведены с учетом сложившейся и прогнозируемой инфляции за 2003 - 2005 гг. Пункт 3 ст. 346.12 НК РФ дополняется перечнем лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К числу таковых предлагается отнести адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты; бюджетные учреждения; организации и индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом; иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Замена формулировки "нотариусы, занимающиеся частной практикой", на "частные нотариусы" и включение адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, в перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, мотивируется необходимостью приведения этих норм в соответствие со ст. 11 НК РФ. Запрещение применять упрощенную систему налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом, направлено на исключение возможностей использования упрощенной системы налогообложения для минимизации налогообложения. Включение иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ, в перечень организаций, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, ставит российские и иностранные организации в равные условия, так как в настоящее время российские организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В связи с многочисленными судебными разбирательствами о праве перехода на упрощенную систему налогообложения государственных и муниципальных унитарных предприятий на основании пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, запрещающего применять упрощенную систему налогообложения организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, уточнена редакция этой нормы с целью предоставления права указанным организациям применять упрощенную систему налогообложения. Предлагается внести поправку и в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Тем самым уточняется перечень основных средств и нематериальных активов, превышение остаточной стоимости которых в размере 100 млн руб. не позволяет организациям применять упрощенную систему налогообложения. Действующая редакция устанавливает порядок определения остаточной стоимости (в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете) и не устанавливает, как определяется перечень основных средств и нематериальных активов. Согласно поправке в целях данного подпункта должны учитываться основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Аналогичная поправка вносится в ст. 346.16 НК РФ для определения расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов в целях исчисления единого налога. В связи с тем что ст. 346.18 НК РФ дополняется п. 8, устанавливающим для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и переведенных по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, обязанность ведения раздельного учета доходов по разным специальным налоговым режимам, в п. 4 ст. 346.12 НК РФ вносится поправка, согласно которой при определении ограничения по размеру дохода для применения упрощенной системы налогообложения будут считаться доходы, полученные по этому специальному налоговому режиму. Новая редакция п. 2 ст. 346.13 НК РФ уточняет момент, с которого вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 5-дневный срок с даты постановки на налоговый учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, и применять данную систему налогообложения в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе. В соответствии с новой редакцией пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в расходы включаются суммы налога на добавленную стоимость не по всем приобретенным и оплаченным товарам (работам, услугам), а только по признаваемым расходами в соответствии со ст. 346 НК РФ. В связи с неопределенностью понятия "расходы на аудиторские услуги" вводится понятие "расходы на проведение аудита, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ об аудиторской деятельности". Соответственно разрешается учитывать при исчислении налоговой базы расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета, так как они не относятся к расходам на проведение аудита, а признаются сопутствующими аудиту услугами. Налогоплательщик сможет учесть в расходах на приобретение товаров для последующей их реализации расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемых товаров, расходы на выплату вознаграждений комиссионных, агентских и по договорам поручения. В перечень расходов включены расходы на обязательную сертификацию и проведение предусмотренной законодательством обязательной оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налоговой базы и некоторые другие. Действующая редакция пп. 1 и 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ регулирует отношения в части расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов. Поэтому вносится дополнение, устанавливающее порядок принятия расходов на сооружение и изготовление основных средств, а также создание самим налогоплательщиком нематериальных активов. В новой редакции ст. 346.17 НК РФ конкретизируется порядок признания доходов и расходов. Изменения, вносимые в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ, устанавливают предельный размер уменьшения суммы налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Поправки в ст. 346.25 НК РФ связаны с необходимостью уточнения порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения. Согласно действующей редакции п. 2 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщик не вправе изменить объект налогообложения в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Вместе с тем с 1 января 2003 г. введена норма, разрешающая принимать в составе расходов стоимость товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. (в частности, осуществляющие торговую деятельность), не имели возможности учесть данную норму при выборе объекта налогообложения и в последующем лишились возможности изменить объект налогообложения, так как в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ утратила силу ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, устанавливавшая с 01.01.2005 для всех налогоплательщиков объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. Поэтому ст. 3 законопроекта налогоплательщикам, перешедшим на упрощенную систему с 01.01.2003 и выбравшим объектом налогообложения доходы, предоставляется право с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения на "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Изменения в главу 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности"
Пунктом 2 ст. 346.26 НК РФ установлено, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться, в частности, в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв. м. В настоящее время получило развитие оказание услуг общественного питания через объекты организаций общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в связи с чем указанный вид предпринимательской деятельности не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Предусматривается определить, что данная система налогообложения может применяться в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых организациями, имеющими залы по каждому объекту площадью не более 150 кв. м, а также через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей. Предлагается внести дополнение в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, определив в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в качестве физического показателя "точку общественного питания". Для данного вида деятельности базовую доходность в месяц предлагается установить в размере 5 тыс. руб. В этом пункте слова "Общественное питание" заменяются словами "Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей". Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств. Налоговый контроль за количеством эксплуатируемых транспортных средств весьма проблематичен, так как в наличии у налогоплательщика может быть значительно больше транспортных средств. В связи с этим предусматривается определить, что данная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими не более 20 транспортных средств, предназначенных для вышеназванных транспортных услуг. В связи с возможностью ухода от налогообложения субъектов предпринимательской деятельности в рамках заключаемых договоров о совместной деятельности предлагается не применять данную систему налогообложения в отношении видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, в случае осуществления их в рамках договора о совместной деятельности, внеся соответствующие изменения в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Уточняется, что учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход, должен осуществляться налогоплательщиками в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения (абз. 1 п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Предполагается уточнить отдельные положения ст. 346.27 НК РФ, касающиеся понятийного аппарата, используемого для целей гл. 26.3 НК РФ, и перечень корректирующих коэффициентов, используемых для расчета вмененного дохода. Так, предлагается исключить корректирующий коэффициент базовой доходности К1, учитывающий место осуществления предпринимательской деятельности. Данный коэффициент не применялся, а особенность, учитывающая названный фактор, определяется через корректирующий коэффициент К2 на уровне субъектов РФ. В связи с этим законопроектом корректирующий коэффициент К2 определяется как коэффициент К1, а коэффициент К3 - как коэффициент К2. В связи с отсутствием в гл. 26.3 НК РФ норм, предусматривающих необходимость определения коэффициента-дефлятора К2 (в новой редакции) на каждый последующий год с учетом ранее установленного значения данного коэффициента, предлагается внести уточнение, по которому К2 должен определяться на каждый последующий год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) за все предыдущие годы. Уточняется понятие "розничная торговля". К ней будет относиться предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе заключенных договоров розничной купли-продажи. Кроме того, предусматривается, что к данному виду предпринимательской деятельности не относится реализация продукции собственного производства (изготовления), поскольку данная деятельность является способом реализации этой продукции, а не торговой деятельностью. Учитывая, что розничная торговля может осуществляться в объектах стационарной торговой сети, как имеющих, так и не имеющих торговых залов, предлагается уточнить используемое в главе понятие "стационарная торговая сеть", имея в виду включение в ст. 346.27 НК РФ таких понятий, как "стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы" и "стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов". Уточняются понятия "площадь торгового зала" и "площадь зала обслуживания посетителей", а также определяются такие понятия, как "объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей", "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей" и "услуги общественного питания". Предусматривается в качестве площади торгового зала определить часть магазина или павильона (открытой площадки), занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала также относится арендуемая часть торговой площади. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К площади зала обслуживания посетителей относится площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции и проведения досуга, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К услугам общественного питания предлагается отнести услуги по изготовлению кулинарной продукции, созданию условий для ее реализации и потребления, а также по организации досуга, оказываемые через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, а также услуги по реализации готовой кулинарной продукции и покупных товаров, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей. Вводятся такие понятия, как "развозная торговля" и "разносная торговля". К развозной торговле предлагается отнести розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К разносной торговле предлагается отнести розничную торговлю, осуществляемую вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, транспорте или на улице. К услугам по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств будут относиться платные услуги, классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению. К данным услугам не относятся услуги по заправке автотранспортных средств, а также услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках, оказываемые в качестве самостоятельных видов предпринимательской деятельности. В ст. 346.32 НК РФ из второго предложения абз. 1 п. 2 исключаются слова "по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" и устанавливается предельный размер уменьшения налогоплательщиками суммы единого налога на вмененный доход не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.
И.Д.Болотов Подписано в печать 10.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |