|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 18.05.2005 N КБ-6-26/409 "О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде помещений, оказываемых иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФНС РОССИИ ОТ 18.05.2005 N КБ-6-26/409 "О ПРИМЕНЕНИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ УСЛУГ ПО АРЕНДЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ, АККРЕДИТОВАННЫМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
Многие организации сдают недвижимость в аренду. При этом, если арендатором выступает иностранец, фирме следует учитывать, что в некоторых случаях такие сделки не облагаются налогом на добавленную стоимость. В опубликованном Письме работники Федеральной налоговой службы разъяснили, при соблюдении каких условий у арендодателя возникает право на льготу.
Аккредитация и принцип взаимности
В Письме инспекторы обращают внимание на то, что российский арендодатель может не увеличивать арендную плату за помещение, которое он сдает иностранцу, на сумму НДС лишь при соблюдении двух условий. Установлены они в п. 1 ст. 149 Налогового кодекса. Во-первых, право на льготу возникает только при заключении сделки с иностранными гражданами и организациями, которые аккредитованы в нашей стране. Если арендатором является организация, арендодатель сможет подтвердить свое право на льготу копиями следующих документов: - свидетельства о внесении зарубежной фирмы в Сводный реестр аккредитованных на территории России представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой при Минюсте России; - разрешения на открытие представительства иностранной организации, выданного Государственной регистрационной палатой России или Торгово-промышленной палатой. Если же арендатором является филиал иностранного банка, то подтверждающим документом будет разрешение, выданное Банком России (Письмо УМНС России по г. Москве от 21.06.2004 N 24-14/4/41004). Поскольку требование аккредитации относится лишь к иностранным организациям, для обоснования права на льготу при предоставлении в аренду помещения иностранному физическому лицу потребуется документ, подтверждающий его иноземное гражданство. Такие разъяснения инспекторы давали, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 16.09.2004 N 24-08/60108. Во-вторых, использование льготы возможно лишь в случае, если соблюдается принцип взаимности. То есть применять освобождение от НДС можно только в отношении резидентов тех стран, законодательство которых предусматривает подобную льготу для наших соотечественников. Либо если подобная норма содержится в международном соглашении, заключенном между Россией и соответствующим иностранным государством. Причем если в иностранном законодательстве есть какие-либо ограничения по видам арендуемых помещений, категориям арендаторов и арендодателей, то освобождение от НДС в отношении резидентов этих стран будет применяться с такими же оговорками. Как арендодатель сможет узнать, действует ли на родине арендатора аналогичная льгота? Именно на этот вопрос ответили работники в опубликованном Письме.
Нет нового перечня - пользуйтесь прежними!
Налоговый кодекс предусматривает, что названия всех стран, в отношении которых соблюдается принцип взаимности, должны быть приведены в специальном перечне. С 1 августа 2004 г. обязанности по его составлению закрепили за Министерством иностранных дел совместно с Минфином, а не с МНС, как было ранее (ст. 62 Закона от 29.07.2004 N 58-ФЗ). Но на данный момент нет списка, разработанного этими ведомствами. Как же поступать в такой ситуации? Можно ли воспользоваться перечнями, утвержденными ранее? В опубликованном документе инспекторы указали, что до момента утверждения нового перечня арендодатели должны применять прежние списки стран, резидентам которых можно сдавать помещения в аренду, не начисляя НДС. Несмотря на то что в их разработке не принимал участия Минфин (ст. 78 Закона от 29.07.2004 N 58-ФЗ). Напомним, первый такой Список был приведен в Приложении к Письму Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н. Позднее МИД и МНС совместным Приказом от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386 утвердили новый Перечень, который вступил в силу с 1 января 2001 г. При этом в Письме МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62 инспекторы разъяснили, что в отношении стран, не перечисленных в Приложении к Приказу, следует руководствоваться прежним Списком. Данное в Письме разъяснение, несомненно, придется по душе арендодателям. Особенно в свете того, что еще в прошлом году налоговое ведомство о возможности применения этих перечней высказывалось иначе. Так, в Письме МНС России от 02.03.2004 N 23-1-12/31-713 инспекторы отметили, что данные перечни "формально не отменены, но фактически не могут применяться". Причину инспекторы приводили такую: с момента утверждения списков законодательство большинства упомянутых в них стран изменилось и в некоторых случаях уже не содержит аналогичных льгот в отношении российских арендаторов. Выход из сложившейся ситуации инспекторы видели один: организации должны направлять запросы по каждому иностранному арендатору. В опубликованном же Письме работники налогового ведомства не упоминают, что применять перечни следует с учетом каких-либо оговорок. Тем не менее за 10 лет, которые прошли с момента публикации первого перечня, законодательство иностранных государств действительно изменилось. Например, в отношениях с Италией принцип взаимности больше не соблюдается - об этом инспекторы сообщили в Письме МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15. Однако эта страна по-прежнему фигурирует в Списке. Не исключена и противоположная ситуация: льгота для отечественных арендаторов может быть предусмотрена законодательством страны, не упомянутой в Перечне. Платить ли налог в подобных случаях? В Письме ответа на этот вопрос нет, а значит, запрос в таких ситуациях будет не лишним.
К.О.Харитонова Аудитор Подписано в печать 10.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |