Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 12.05.2005 N 03-03-02-04/1/116 <Об учете расходов при применении упрощенной системы налогообложения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 12.05.2005 N 03-03-02-04/1/116

<ОБ УЧЕТЕ РАСХОДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ

СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ>>

Работники Минфина вновь обратились к теме упрощенной системы налогообложения. На этот раз они объяснили, как учесть коммунальные расходы при аренде имущества. А также напомнили, когда можно включить в расчет входной НДС по покупным товарам.

Раз - оплатил, два - учел!

Официальные разъяснения о порядке признания товарных расходов и НДС по ним финансисты давали недавно. В Письме от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70, которое мы опубликовали в прошлом номере, они отметили, что стоимость ТМЦ для перепродажи можно списать на расходы сразу после оплаты поставщику (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). И с входным налогом поступить нужно так же, причем отразить его в базе следует как отдельную трату (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В опубликованном документе мнение минфиновцев не претерпело изменений. И это еще раз доказывает, что их решение окончательно и менять его они не намерены.

Обратите внимание: под оплатой следует понимать прекращение встречного обязательства приобретателя перед поставщиком по поставке товара. Поэтому, если расчет идет авансом, принять к учету его сумму покупатель сразу не сможет. Ведь в этом случае он пока ничем не обязан контрагенту - скорее последний остается в должниках. А вот как только товар будет получен, предоплату можно признать погашением задолженности за отгруженную партию. А значит, начнет работать изложенный порядок. В том же случае, когда отгрузка, наоборот, предваряет расчет, кассовый метод действует сразу.

Очевидно, что определенная ясность в вопросе, когда необходимо признать расходы на покупку товаров и НДС по ним, достигнута. Поэтому более подробно остановимся на проблемах, которые могут возникнуть у "упрощенцев" при аренде помещений.

Арифметика арендной "коммуналки"

В опубликованном Письме арендатор - пользователь УСН обращается к финансистам за разъяснениями такой ситуации.

Соглашением об аренде предусмотрено, что он компенсирует отдельные коммунальные траты, которые включаются в плату за наем. В частности, арендодателю возмещается стоимость электроэнергии в размере 40 процентов от ее общей суммы. И это несмотря на то, что в помещении установлен единый электросчетчик. То есть определить, сколько фактически потребляет каждая из сторон, невозможно.

Кроме того, фирма-съемщик оплачивает издержки на воду и отопление. Правда, такое возмещение арендным контрактом не предусмотрено. То есть счета на оплату "упрощенец" получает непосредственно от поставщиков этих услуг. Вопрос в том, может ли он в изложенной ситуации рассчитывать на учет всех понесенных коммунальных расходов.

Ответ финансовых работников полностью в пользу УСН-плательщика. И обоснование этому они приводят следующее. Поскольку издержки на электроэнергию в изложенной ситуации предусмотрены соглашением сторон, то есть являются частью платы за съем, их можно учесть в составе "упрощенных" расходов на арендные платежи (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Что касается не урегулированных договором отдельных коммунальных трат, их арендатор-"упрощенец" также вправе включить в расчет. Дело в том, что расходы на воду, отопление и все виды энергии прямо поименованы в Налоговом кодексе как материальные (пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). И значит, на их суммы можно уменьшить базу единого налога (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Заметим, подобной позиции минфиновцы придерживаются уже длительное время (см., например, Письмо Минфина России от 14.06.2004 N 03-03-05/1/72). А вот налоговые работники полностью признали ее недавно. Так, раньше они выступали категорически против "упрощенного" учета "коммуналки", суммы которой не включены в арендные платежи (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 25.06.2003 N 21-09/34209). Но потом по ряду причин мнение изменили (см. Письмо МНС России от 29.09.2004 N 22-1-14/1578 <*>). И сейчас можно говорить о единстве среди госслужащих в данном вопросе.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 21, 2004.

Обратите внимание: договоры аренды недвижимого имущества подлежат обязательной регистрации (ст. 609 ГК РФ). Поэтому важно помнить, что все арендные траты, которые понесет налогоплательщик по сделке, заключенной с нарушением данного требования, согласно мнению инспекторов, нельзя включить в налоговые расходы. Об этом они предупреждали не раз (см., например, Письма МНС России от 18.02.2004 N 22-2-14/272 и УФНС России по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240).

Вариации на "коммунальную" тему

В Письме рассмотрены два из трех возможных способов расчета за коммунальные услуги при аренде.

Первый - когда стоимость потребляемых услуг входит в арендную плату - наиболее приемлем в случае съема на короткий срок. Плюс его в том, что арендатор действует в рамках одного договора - арендного, согласно которому он компенсирует затраты собственника на содержание арендуемого имущества. Но есть и минус: усложняется само определение платы за наем. Ведь в таком случае в контракте обычно прописывают две ее составляющие: постоянную - фиксированный тариф аренды и переменную - стоимость потребляемых коммунальных услуг. Определить размер последней довольно сложно. Поэтому, как правило, его устанавливают либо на основании данных отдельного счетчика, либо, как в нашей ситуации, в виде процента - пропорционально конкретному показателю использования (например, площади, мощности приборов и т.д.). Разумеется, во втором случае сумма платежа получается неточной. И в итоге арендатор может тратить на оплату коммунальных благ больше, чем потребляет их в реальности.

Второй вариант, когда арендатор рассчитывается с коммунальными службами самостоятельно, встречается довольно редко. Поскольку перезаключение договоров при смене абонентов (с арендодателя на арендатора) влечет за собой немало трудностей. С другой стороны, они могут оказаться не столь существенными при долгосрочном найме помещений. Ведь тогда съемщик получит неоспоримое преимущество - самостоятельно контролировать затраты на воду или электричество. Это позволит ему точно планировать собственные расходы.

А вот третий метод (который в Письме не упоминается) основан на следующих положениях. Арендатор оплачивает "коммуналку" сверх суммы арендной платы. Причем не напрямую поставщикам услуг, а "транзитом" через арендодателя. Применение именно такого порядка, как правило, вызывает наибольшее количество вопросов со стороны и госслужащих, и налогоплательщиков. Но это, как ни странно, не мешает ему быть весьма популярным.

Данный способ предполагает два варианта развития событий.

Нередко договоры аренды составлены так, что все затраты по содержанию помещений, в том числе и коммунальные, несет арендодатель. При этом в арендную плату они не включаются. То есть арендатор в соответствии с договором найма должен выплачивать собственнику только арендные платежи. А вот компенсировать стоимость потребленной "коммуналки" может согласно другому соглашению (например, договору возмездного оказания услуг). Вправе ли в этом случае съемщик признать коммунальные траты? Госслужащие не выступают против. Даже в такой ситуации они оставляют за арендаторами право отражать суммы "непрописанного" возмещения в материальных расходах (см., например, Письма Минфина России от 14.07.2004 N 03-03-05/1/73 и УФНС России по г. Москве от 31.12.2004 N 21-14/85240). Правда, ведомственные работники не уточняют, какие документы в их подтверждение они примут. Возможно, "сгодятся" контракт об оплате коммунальных услуг, платежные поручения, а также копии счетов на "коммуналку", полученных арендодателями от поставщиков, и счета, перевыставленные ими на имя пользователей. Заметим, что отличие изложенного способа от рассмотренного в Письме (в отношении компенсации платы за воду и тепло) состоит как раз в том, что сам арендатор не получает никаких документов напрямую от "коммунальщиков".

Если положение об обязанностях арендодателя по содержанию арендуемого имущества не прописано в договоре, в общем случае они возлагаются на нанимателя (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Тогда очевидно, что, перечисляя собственнику помимо платы за съем возмещение "коммуналки", арендатор вряд ли сможет признать ее суммы в расходах. Ведь все подтверждающие бумаги "снабженцы" выставят непосредственно на имя арендодателя. А тот в свою очередь перевыставит их съемщику. Однако в данной ситуации это не спасет положения (см., например, Письмо Минфина России от 31.01.2001 N 04-02-05/2/97). Поскольку согласно установленным условиям аренды стороной в отношениях с "коммунальщиками" должен выступать именно наниматель, а не собственник. Поэтому единственный выход - оформить или дополнить трехсторонний альянс договором комиссии (или агентирования).

Когда подобный контракт заключен или комиссионные условия прописаны в арендном соглашении, проблем нет. В этом случае во всех коммунальных операциях собственник имущества будет действовать лишь как посредник арендатора, хоть и от своего имени. Поэтому бумаги, которые получит съемщик, станут обоснованным подтверждением понесенных им трат на воду, энергию и тепло. Ведь данная схема выставления документов в посреднических сделках законодательно закреплена. Поэтому учесть коммунальные траты как материальные расходы для арендатора станет возможным (см., например, Письмо Минфина России от 15.03.2005 N 03-03-02-04/1/67).

Если же внести комиссионную составляющую не удается, можно уповать на снисходительность судей. В ряде случаев арбитры признают даже не прописанные между сторонами арендного договора посреднические условия существующими в реальности. И снимают все претензии к оформлению документов (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.01.2004 N А58-1458/03-Ф02-4943/03-С1). Поэтому шанс подтвердить с их помощью понесенные материальные траты у арендаторов остается.

Кроме того, иногда судьи и вовсе указывают, что законодательство не связывает включение расходов в себестоимость с источником их получения (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 09.11.1999 N 7235/98, ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2001 N 2301). Ведь, даже если оплата производственной услуги поставщику прошла "транзитом" через другое лицо, из-за этого расход не стал необоснованным. И документальным подтверждением ему вполне могут служить платежные документы.

Кстати, отопление, вода и электроэнергия - это не все издержки, которые могут понести арендаторы при съеме помещений. Например, интересная ситуация сложилась вокруг затрат на вывоз мусора. Сотрудники налогового и финансового ведомств считают, что "упрощенцы" не вправе учесть такие коммунальные траты, поскольку они не поименованы в списке дозволенных пользователям УСН расходов (см., например, Письма УМНС России по г. Москве от 23.07.2004 N 21-09/49033 и Минфина России от 27.01.2005 N 03-03-02-05/6). Однако это утверждение можно распространить только на случаи, когда стоимость таких услуг не включена в арендную плату. И даже тогда сомнения очевидны.

Так, в Постановлении ФАС Уральского округа от 04.10.2004 N Ф09-4049/04-АК арбитры признали, что торговые организации, согласно действующим санитарным нормам, просто вынуждены нести расходы на вывоз мусора. Поэтому неразумно запрещать их учитывать. Включить "мусорные" издержки в УСН-расходы можно как материальные, связанные с содержанием основных средств (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).

Более того, это не единственный способ отражения трат на вывоз мусора. Ведь в ст. 254 Налогового кодекса предусмотрены еще расходы на содержание имущества природоохранного назначения. В частности, к ним относятся услуги сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поэтому, если спецрежимник занимается вредным производством, например изготовлением пластмассовой тары, он вполне может учесть стоимость работ "мусорщиков" согласно данному элементу затрат.

Выходит, в ряде случаев даже отдельные от арендной платы "мусорные" издержки все же можно включить в УСН-расчет. Правда, для этого приобретение услуг по вывозу должно быть неотъемлемой частью деятельности, которой занимается арендатор-"упрощенец".

Е.В.Устенко

Эксперт "НА"

Подписано в печать

10.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 17.05.2005 N ММ-6-03/404 <Свод писем по применению действующего законодательства по НДС и акцизам за I квартал 2005 года>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11) >
Статья: <Комментарий к Письму ФНС России от 18.05.2005 N КБ-6-26/409 "О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по аренде помещений, оказываемых иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.