|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20 <О платежах за загрязнение окружающей среды при упрощенной системе налогообложения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.05.2005 N 03-07-03-04/20 <О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ>>
Опубликованный документ адресован "упрощенцам", которые в процессе своей деятельности негативно воздействуют на окружающую среду. Финансисты разъяснили, можно ли затраты на "экологические" платежи включить в расходы при расчете единого налога.
Плату за загрязнение...
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Напомним, в каких случаях у фирмы (предпринимателя) возникает обязанность вносить "экологические" платежи. Закон N 7-ФЗ к таким "провинностям" относит сбросы и выбросы загрязняющих веществ в водные объекты и атмосферный воздух; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.п. (п. 2 ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Таким образом, на практике с необходимостью вносить плату за загрязнение столкнутся не только крупные производственные предприятия, заводы и т.п. Эта обязанность может возникнуть у организации любой формы собственности и масштабов деятельности. Например, наличие у фирмы транспорта, работающего на дизельном топливе или сжатом (сжиженном) газе, - достаточное основание для того, чтобы познакомиться с платежами за "грязь" (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344). Так же как и размещение (т.е. хранение и захоронение) отходов производственной и иной деятельности (Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Обратите внимание: плата за размещение отходов взимается как с организаций, так и с предпринимателей, поскольку в числе плательщиков в Законе N 89-ФЗ явно указаны и те, и другие. А вот все прочие "экологические" взносы согласно законодательству предприниматели уплачивать не должны. Поскольку их плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица (п. 2 Порядка, утвержденного Письмом от 03.03.1993 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфина России N 19, Госналогслужбы России N ВГ-6-02/10; Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632).
...можно учесть в расходах...
Если организация-природопользователь платит налоги по упрощенной системе с доходов за минусом расходов, у нее неизбежно возникнет вопрос: возможно ли включить траты на "эковзносы" в расчет единого налога? Конечно, закрытый перечень расходов, на которые "упрощенец" вправе уменьшить доход при расчете единого налога, включает суммы налогов и сборов, уплаченные согласно налоговому законодательству (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако к плате за "грязь" это положение Налогового кодекса применить нельзя. В самом деле, как отметили финансисты, эти отчисления к налоговым не относятся. И не только потому, что сейчас их контролирует Ростехнадзор (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). На неналоговый характер платежей за загрязнение еще раньше указали конституционные судьи (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О). А главное - "эковзносы" не включены в общий перечень налогов, установленных на территории России (ст. ст. 13 - 15 НК РФ). Тем не менее природопользователи-"упрощенцы" вправе уменьшить базу единого налога на платежи за загрязнение. Поскольку они прямо поименованы в ст. 254 Налогового кодекса о материальных расходах, учитываемых при расчете налога на прибыль (пп. 7 п. 1). А ведь именно в соответствии с нормами этой статьи надлежит учитывать материальные расходы и пользователям упрощенной системы налогообложения (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Однако следует иметь в виду, что такое разрешение финансистов является далеко не безусловным.
...но не всегда
Обозначенная позиция Минфина относительно учета "эковзносов" в "упрощенных" расходах не новость. Но в опубликованном документе, так же как и в более раннем Письме от 21.03.2003 N 04-07-14/1, финансисты не касаются темы лимитов загрязнения. Между тем эта проблема имеет прямое отношение к вопросу, заданному организацией. И ответ на него, согласно прошлогодним разъяснениям того же Минфина, может быть и противоположным. То есть включить "эковзносы" в расчет единого налога "упрощенец" может не всегда (Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/70). Дело в том, что и пп. 1 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса, на который ссылаются финансисты, позволяет включить в расходы лишь платежи за предельно допустимые выбросы. Эти нормативы (лимиты) природопользователь обязан согласовать с территориальным подразделением Минприроды России (п. 5.2 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России 26.01.1993). То есть "эковзносы" за загрязнение сверх норматива (лимита) в составе материальных расходов учесть нельзя (см. также п. 4 ст. 270 НК РФ). Следовательно, невозможно уменьшить на их величину и доходы "упрощенца". Но и это еще не все. Лимиты негативного воздействия на окружающую среду могут быть установлены только при наличии у природопользователя разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и вредные воздействия на атмосферный воздух. Такой документ выдает новый куратор взыскания "эковзносов" - Ростехнадзор (п. 5.3.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). Если же природопользователь этой бумаги не получит, то загрязнения в полном объеме считаются сверхлимитными (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632). Помимо того что сам "эковзнос" тогда будет впятеро больше (п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632), о включении этого платежа в "упрощенные" расходы в этом случае не может быть и речи. Поэтому пользователям упрощенной системы вдвойне важно своевременно обратиться за таким разрешением в территориальное Управление Ростехнадзора.
И.В.Демичева Налоговый консультант Подписано в печать 10.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |