Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 17.05.2005 N 03-07-03-04/20 <О платежах за загрязнение окружающей среды при упрощенной системе налогообложения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.05.2005 N 03-07-03-04/20

<О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ УПРОЩЕННОЙ

СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ>>

Опубликованный документ адресован "упрощенцам", которые в процессе своей деятельности негативно воздействуют на окружающую среду. Финансисты разъяснили, можно ли затраты на "экологические" платежи включить в расходы при расчете единого налога.

Плату за загрязнение...

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Напомним, в каких случаях у фирмы (предпринимателя) возникает обязанность вносить "экологические" платежи. Закон N 7-ФЗ к таким "провинностям" относит сбросы и выбросы загрязняющих веществ в водные объекты и атмосферный воздух; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления и т.п. (п. 2 ст. 16 Закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Таким образом, на практике с необходимостью вносить плату за загрязнение столкнутся не только крупные производственные предприятия, заводы и т.п. Эта обязанность может возникнуть у организации любой формы собственности и масштабов деятельности. Например, наличие у фирмы транспорта, работающего на дизельном топливе или сжатом (сжиженном) газе, - достаточное основание для того, чтобы познакомиться с платежами за "грязь" (Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344). Так же как и размещение (т.е. хранение и захоронение) отходов производственной и иной деятельности (Закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Обратите внимание: плата за размещение отходов взимается как с организаций, так и с предпринимателей, поскольку в числе плательщиков в Законе N 89-ФЗ явно указаны и те, и другие. А вот все прочие "экологические" взносы согласно законодательству предприниматели уплачивать не должны. Поскольку их плательщиками являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица (п. 2 Порядка, утвержденного Письмом от 03.03.1993 Минприроды России N 04-15/61-638, Минфина России N 19, Госналогслужбы России N ВГ-6-02/10; Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632).

...можно учесть в расходах...

Если организация-природопользователь платит налоги по упрощенной системе с доходов за минусом расходов, у нее неизбежно возникнет вопрос: возможно ли включить траты на "эковзносы" в расчет единого налога?

Конечно, закрытый перечень расходов, на которые "упрощенец" вправе уменьшить доход при расчете единого налога, включает суммы налогов и сборов, уплаченные согласно налоговому законодательству (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако к плате за "грязь" это положение Налогового кодекса применить нельзя.

В самом деле, как отметили финансисты, эти отчисления к налоговым не относятся. И не только потому, что сейчас их контролирует Ростехнадзор (п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). На неналоговый характер платежей за загрязнение еще раньше указали конституционные судьи (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О). А главное - "эковзносы" не включены в общий перечень налогов, установленных на территории России (ст. ст. 13 - 15 НК РФ).

Тем не менее природопользователи-"упрощенцы" вправе уменьшить базу единого налога на платежи за загрязнение. Поскольку они прямо поименованы в ст. 254 Налогового кодекса о материальных расходах, учитываемых при расчете налога на прибыль (пп. 7 п. 1). А ведь именно в соответствии с нормами этой статьи надлежит учитывать материальные расходы и пользователям упрощенной системы налогообложения (пп. 5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Однако следует иметь в виду, что такое разрешение финансистов является далеко не безусловным.

...но не всегда

Обозначенная позиция Минфина относительно учета "эковзносов" в "упрощенных" расходах не новость. Но в опубликованном документе, так же как и в более раннем Письме от 21.03.2003 N 04-07-14/1, финансисты не касаются темы лимитов загрязнения. Между тем эта проблема имеет прямое отношение к вопросу, заданному организацией. И ответ на него, согласно прошлогодним разъяснениям того же Минфина, может быть и противоположным. То есть включить "эковзносы" в расчет единого налога "упрощенец" может не всегда (Письмо Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/1/70).

Дело в том, что и пп. 1 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса, на который ссылаются финансисты, позволяет включить в расходы лишь платежи за предельно допустимые выбросы. Эти нормативы (лимиты) природопользователь обязан согласовать с территориальным подразделением Минприроды России (п. 5.2 Инструктивно-методических указаний, утвержденных Минприроды России 26.01.1993). То есть "эковзносы" за загрязнение сверх норматива (лимита) в составе материальных расходов учесть нельзя (см. также п. 4 ст. 270 НК РФ). Следовательно, невозможно уменьшить на их величину и доходы "упрощенца".

Но и это еще не все. Лимиты негативного воздействия на окружающую среду могут быть установлены только при наличии у природопользователя разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и вредные воздействия на атмосферный воздух. Такой документ выдает новый куратор взыскания "эковзносов" - Ростехнадзор (п. 5.3.4 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401). Если же природопользователь этой бумаги не получит, то загрязнения в полном объеме считаются сверхлимитными (п. 6 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632). Помимо того что сам "эковзнос" тогда будет впятеро больше (п. 5 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632), о включении этого платежа в "упрощенные" расходы в этом случае не может быть и речи. Поэтому пользователям упрощенной системы вдвойне важно своевременно обратиться за таким разрешением в территориальное Управление Ростехнадзора.

И.В.Демичева

Налоговый консультант

Подписано в печать

10.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 06.05.2005 N 03-03-01-04/1/236 <Относительно позиции МНС России о применении критериев обоснованности налоговых расходов>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 16.05.2005 N 03-04-11/111 <О возможности частичного вычета по налогу на добавленную стоимость>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.