Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Коды бюджетной классификации и пени по налогам ("Финансовая газета", 2005, N 23)



"Финансовая газета", 2005, N 23

КОДЫ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ И ПЕНИ ПО НАЛОГАМ

При всей внимательности, проявляемой бухгалтерами при оформлении платежных поручений, риск ошибиться при указании кода бюджетной классификации (далее - КБК) существует. При выявлении ошибки налоговым органом, как правило, применяются санкции в виде начисления пени в связи с несвоевременной уплатой налога, КБК которого указан в платежном поручении неверно. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации.

Ситуация первая. КБК указан неверно, но налог зачислен в тот же бюджет. Например, налогоплательщик уплачивает земельный налог, а в платежном поручении указывает КБК, соответствующий налогу на рекламу. Оба налога направляются в местный бюджет. В данном случае налоговым органом будет начислена пеня по земельному налогу, причем независимо от того, кто обнаружил ошибку - налогоплательщик, написавший заявление в налоговую инспекцию, или сама налоговая инспекция во время проверки.

Практика федеральных арбитражных судов в подобных ситуациях практически одинакова: начисление пени судами будет признано незаконным. Обоснование судами своих решений сводится к следующему. Моментом уплаты налога суды в подобных ситуациях признают логическую цепочку: платежное поручение на уплату соответствующего налога в банк предъявлено; на счете денежных средств достаточно; списание денежных средств (налога) с расчетного счета налогоплательщика произведено; банком указанные денежные средства зачислены в соответствующий бюджет (в нашем примере - в местный бюджет). Таким образом, налог исчислен, уплачен и своевременно поступил в соответствующий бюджет. При этом суды исходят из возможности зачета налогов в рамках одного бюджета (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 08.09.2003 N А29-1435/2003А, ФАС Северо-Западного округа от 26.08.2003 N А26-3788/02-02-12/121).

Ситуация вторая. В результате неверного указания КБК налог направляется в другой бюджет. Основная часть судов здесь на стороне налоговых органов и пени придется уплатить. Тем не менее есть и противоположные решения. Например, ФАС Дальневосточного округа Постановлением от 02.08.2004 N Ф03-А16/04-2/1876 утвердил решение апелляционной инстанции об отмене решения ИМНС России по г. Биробиджану о взыскании пени в связи с неправильным указанием КБК, в результате чего налог был направлен в другой бюджет. В обосновании судом, в частности, было указано следующее. Исполнение обязанности по уплате налога не ставится в зависимость от правильности указания КБК, поскольку согласно ст. 346.22 НК РФ суммы налогов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ошибка судов, поддержавших позицию налоговых органов, когда из-за неправильного указания КБК налог направляется в другой бюджет, на наш взгляд, состоит в следующем. Обратимся к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации по интересующим нас вопросам. Так, в Постановлении КС РФ от 17.12.1996 N 20-П указано, что налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в ст. 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщика (см. Постановление КС РФ от 12.10.1998 N 24-П). Таким образом, налогоплательщик как основной участник налоговых правоотношений с момента списания денежных средств (налога) со своего расчетного счета свои обязательства исполнил. С этого же момента наступает обязательство другого основного участника налоговых правоотношений - государства в принятии этого налога, т.е. в дальнейшем за уплаченный налог отвечает государство (разрабатывает для государственных органов механизм приема, аккумулирования, использования).

Теперь проанализируем, как в соответствии с законом процесс уплаты налога и зачисления его в соответствующий бюджет соотносится с налоговым, гражданским, бюджетным законодательством.

В нашем случае к налоговому законодательству отнесем позиции:

момент уплаты налога определяется предъявлением поручения на уплату данного налога, который в соответствии с налоговым законодательством имеет свое название; понятие КБК в налоговом законодательстве отсутствует;

существует возможность возврата, зачета в рамках одного бюджета излишне уплаченных налогов.

Таким образом, КБК - это понятие, определяемое бюджетным законодательством. В частности, в ст. 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации указывается, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней. В ст. 152 этого Кодекса перечислены все участники бюджетного процесса - понятия налогоплательщика там нет. Подтверждение этого мы также найдем и в Федеральном законе от 15.08.1996 N 115-ФЗ (с изм. и доп.) "О бюджетной классификации в Российской Федерации".

Гражданским законодательством процесс регулируется в рамках договора банковского счета: принятие банком платежного поручения и перечисление на соответствующий счет получателя. Но банк является также участником налоговых правоотношений. В соответствии со ст. 60 НК РФ банк обязан исполнить поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты. Возникает вопрос, как банк должен идентифицировать соответствующий бюджет - по названию налога или по КБК. Банки ссылаются на Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П (с изм. и доп. на 11.06.2004) "О безналичных расчетах в Российской Федерации", но ведь это положение регулирует отношения между клиентом и банком, т.е. гражданско-правовые, там нет понятия "налогоплательщик". Таким образом, законодатель, обязав банк по поручению налогоплательщика перечислять налоги в соответствующий бюджет, не решил полностью вопрос, как банк будет определять соответствующий бюджет.

Хотя следует признать, что частично этот вопрос решен. Статьи 346.9, 346.22, 346.33 НК РФ отражают сложившуюся, а точнее, установленную государством функцию банка: в настоящее время все налоги банк зачисляет на расчетный счет Федерального казначейства, которое распределяет зачисленные налоги по бюджетам всех уровней в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Следовательно, как нам представляется, в вопросе об уплате налогов отношения, регулируемые бюджетным законодательством, начинаются с момента зачисления налогов на расчетный счет Федерального казначейства и формирования всех уровней бюджетов. Государство приняло решение не формировать бюджеты исходя из установленных законом наименований налогов, так как это сложно и очень трудоемко. КБК заменяет огромную армию служащих Федерального казначейства, которым без КБК пришлось бы вручную наполнять как бюджеты, так и их структуру.

Подводя итоги, схема движения налогов может иметь вид:

представление платежного документа (отвечает налогоплательщик);

снятие денежных средств с расчетного счета налогоплательщика и зачисление их на расчетный (бюджетный) счет Федерального казначейства (отвечает банк);

распределение зачисленных налогов по бюджетам всех уровней (отвечает Федеральное казначейство).

В заключение отметим, что задача повышения дисциплины налогоплательщика в части более внимательного указания КБК может быть решена, на наш взгляд, по двум взаимосвязанным направлениям. Во-первых, можно установить конкретную ответственность в рамках бюджетного законодательства за неправильное указание КБК. Во-вторых, целесообразно внедрить программу идентификации наименования налога и соответствующего ему КБК при приеме банком платежного поручения. Кстати, такая программа исключит случаи неправильного указания КБК (кроме тех, которые произошли по вине банка).

И, наконец, напомним, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов.).

Е.Лебедева

Бухгалтер расчетного центра

Интеркомп Технолоджис Л.Л.С.

Подписано в печать

08.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение доверенностей в процессе хозяйственной деятельности организаций (Начало) ("Финансовая газета", 2005, N 23) >
Статья: Вопросы терминологии при обучении МСФО ("Финансовая газета", 2005, N 23)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.