![]() |
| ![]() |
|
Статья: Предупреждение банкротства организации (Окончание) ("Налоговое планирование", 2005, N 2)
"Налоговое планирование", 2005, N 2
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
(Окончание. Начало см. "Налоговое планирование", N 4, 2004, N 1, 2005)
Внешнее управление
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 18 месяцев. Срок внешнего управления продлевается по решению общего собрания кредиторов. По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать двух лет, в случае если со дня введения финансового оздоровления прошло уже 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.
Внешний управляющий
Одновременно с введением внешнего управления арбитражным судом утверждается внешний управляющий. До его утверждения исполнение обязанностей и осуществление прав внешнего управляющего возлагается арбитражным судом на лицо, исполнявшее обязанности временного управляющего или административного управляющего должника. Об утверждении внешнего управляющего арбитражный суд выносит определение, которое подлежит немедленному исполнению. Оно может быть обжаловано и не влечет за собой приостановление его исполнения. С момента введения внешнего управления: - прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; - внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; - прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, предусмотренных п. 2 ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Согласно указанной норме органы управления должника в пределах компетенции вправе: - вносить изменения и дополнения в устав общества в части увеличения уставного капитала; - определять количество и номинальную стоимость объявленных акций; - размещать дополнительные обыкновенные акции; - обращаться с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; - определять порядок ведения общего собрания акционеров; - обращаться с ходатайством о продаже организации-должника; - принимать решения о замещении активов должника и об избрании представителя учредителей (участников) должника; - заключать соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; - принимать иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий после утверждения внешнего управляющего обязаны в течение трех дней обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему. Отменяются также принятые ранее меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. Внешний управляющий по своему заявлению может быть освобожден арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего. При этом он обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. Внешний управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей внешнего управляющего: - на основании решения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения внешним управляющим возложенных на него обязанностей или невыполнения предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности; - в связи с удовлетворением жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов; - в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица внешним управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица внешним управляющим; - в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях. Права и обязанности внешнего управляющего аналогичны правам и обязанностям, установленным ст. 24 Закона о банкротстве для арбитражных управляющих. Так, внешний управляющий имеет право: - распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными Законом о банкротстве; - заключать от имени должника мировое соглашение; - заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве; - предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве; - осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве действия. Внешний управляющий обязан: - принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; - разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; - вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; - заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; - принимать меры по взысканию задолженности перед должником; - вести реестр требований кредиторов; - реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве; - информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; - представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления; - осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве полномочия.
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
После того как в организации введено внешнее управление, на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, объявляется мораторий. Мораторий - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. В течение срока действия моратория приостанавливается действие исполнительных документов по имущественным взысканиям и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Однако организации-должнику придется выплачивать долги по исполнительным документам, которые выданы на основании решения суда до введения внешнего управления: - о взыскании задолженности по заработной плате; - выплате вознаграждений по авторским договорам; - истребовании имущества из чужого незаконного владения; - возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; - возмещении морального вреда; - взыскании задолженности по текущим платежам. Пени и штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств начисляются только по текущим денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом. На требования кредиторов, которые были установлены на момент введения внешнего управления, пени начислять не нужно. Пунктом 2 ст. 95 Закона о банкротстве установлено, что проценты на суммы требований кредиторов каждой очередности начисляются с момента введения внешнего управления. Начисление процентов прекращается, если арбитражный суд вынес определение о начале расчетов с кредиторами; требования кредиторов удовлетворены должником или третьим лицом в ходе внешнего управления; должник признан банкротом и открыто конкурсное производство. В бухгалтерском учете операции по начислению процентов отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". На основании пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ проценты, начисляемые на суммы требований кредиторов, являются внереализационными расходами и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Суммы начисленных пеней учитываются также по дебету счета 91, субсчет 2 "Прочие расходы", в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам". В ходе внешнего управления кредиторы вправе предъявить свои требования должнику. Для этого им следует обратиться в арбитражный суд, который выносит определение о включении задолженности в реестр требований кредиторов и о размере включаемой задолженности либо об отказе в таком включении.
План внешнего управления
Не позднее чем через месяц после своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения, а также принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства. План внешнего управления должен соответствовать требованиям федерального законодательства, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника и содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок. В нем также необходимо предусмотреть разграничение компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции. Внешний управляющий по требованию собрания или комитета кредиторов отчитывается перед ними о ходе внешнего управления и реализации плана внешнего управления. Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое имеет право: - утвердить план внешнего управления; - отклонить план внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения; - отклонить план внешнего управления и обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; - отклонить план внешнего управления и отстранить внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего. Если в течение четырех месяцев после введения внешнего управления в арбитражный суд не представлен план внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Срок внешнего управления продлевается арбитражным судом в случае, если: - собранием кредиторов принято решение об утверждении или изменении плана внешнего управления, в котором предусмотрен срок внешнего управления, превышающий первоначально установленный срок, но не более чем на максимальный срок внешнего управления; - по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего в связи с итогами внешнего управления собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении внешнего управления на срок, предусмотренный решением собрания кредиторов, но не более чем на максимальный срок внешнего управления. Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника: - перепрофилирование производства; - закрытие нерентабельных производств; - взыскание дебиторской задолженности; - продажа части имущества должника; - уступка прав требования должника; - исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами; - увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; - размещение дополнительных обыкновенных акций должника; - продажа организации должника; - замещение активов должника; - иные меры по восстановлению платежеспособности должника. Внешний управляющий может продать часть имущества должника или всю организацию целиком, включая филиалы, структурные подразделения должника. Однако приступить к продаже внешний управляющий может только после проведения инвентаризации и оценки имущества. Реализовать можно лишь то имущество, утрата которого не помешает должнику продолжать свою хозяйственную деятельность. Продать организацию целиком можно лишь по решению органа управления должника. В решении обязательно указывается минимальная цена продажи. Организация или часть ее имущества, балансовая стоимость которого превышает 100 тыс. руб., продается на открытых торгах. Собрание кредиторов определяет порядок и условия проведения торгов, а организует торги внешний управляющий. Имущество должника, которое ограничено в обороте, может быть продано на закрытых торгах. В закрытых торгах принимают участие лица, которые вправе иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество. Начальная цена продажи организации или части имущества организации, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Начальная цена продажи организации не может быть ниже минимальной цены, которая назначена органами управления должника. Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи организации не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления. Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим (не более 20% начальной цены). Продолжительность приема заявок (предложений) на участие в торгах должна быть не менее 25 дней. Внешний управляющий выступает в качестве организатора торгов либо на основании решения собрания кредиторов или комитета кредиторов привлекает для этих целей специализированную организацию и оплачивает ее услуги за счет имущества должника. Указанная организация не может быть заинтересованным лицом в отношении должника и внешнего управляющего. Внешний управляющий (организатор торгов) обязан опубликовать сообщение о торгах в официальном издании, определяемом в соответствии со ст. 28 Закона о банкротстве, а также в местном печатном органе по месту нахождения должника не позднее 30 дней до даты проведения торгов. Внешний управляющий (организатор торгов) также вправе опубликовать указанное сообщение в иных средствах массовой информации. В сообщении о продаже организации должны содержаться: - сведения об организации, ее характеристики и порядок ознакомления с ними; - сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложения о цене организации; - требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги; - условия конкурса в случае его проведения; - срок, время и место подачи заявок и предложений о цене организации; - порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; - размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов; - начальная цена продажи организации; - величина повышения начальной цены ("шаг аукциона") в случае открытой формы подачи предложений о цене организации; - порядок и критерии выявления победителя торгов; - время и место подведения итогов торгов; - порядок и срок заключения договора купли-продажи; - условия и сроки платежа, реквизиты счетов; - сведения об организаторе торгов. При подготовке к проведению торгов внешний управляющий организует прием заявок участников торгов, а также задатков. Внешний управляющий проводит торги, подводит их итоги и определяет победителя, а также подписывает протокол об итогах торгов. В случае если торги проводятся иным организатором, протокол об итогах торгов передается внешнему управляющему для заключения договора купли-продажи с победителем торгов. При продаже организации посредством публичного предложения внешний управляющий заключает договор купли-продажи организации с лицом, предложившим в течение месяца от даты опубликования сообщения о продаже организации максимальную цену. Покупатель организации обязан уплатить цену продажи организации, определенную на торгах, в срок, указанный в сообщении о проведении торгов, но не позднее чем через месяц после подведения итогов торгов. Денежные средства, вырученные от продажи организации, включаются в состав имущества должника.
Отчет внешнего управляющего
Внешний управляющий обязан представить на рассмотрение собрания кредиторов отчет: - по результатам проведения внешнего управления; - при наличии оснований для досрочного прекращения внешнего управления; - по требованию лиц, имеющих право на созыв собрания кредиторов; - в случае накопления денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Отчет внешнего управляющего должен содержать: - баланс должника на последнюю отчетную дату; - отчет о движении денежных средств; - отчет о прибылях и убытках должника; - сведения о наличии свободных денежных средств и иных средств должника, которые могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, и об уплате обязательных платежей должника; - расшифровку оставшейся дебиторской задолженности должника и сведения об оставшихся нереализованными правах требования должника; - сведения об удовлетворенных требованиях кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов; - иные сведения о возможности погашения оставшейся кредиторской задолженности должника. К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов. В отчете должно содержаться одно из предложений: - о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; - продлении установленного срока внешнего управления; - прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов; - прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Расчеты с кредиторами
Расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами или о начале расчетов с кредиторами определенной очереди. Порядок расчетов с кредиторами предусмотрен ст. ст. 134 - 138 Закона о банкротстве. После удовлетворения требования кредитора, включенного в реестр требований кредиторов, внешний управляющий или реестродержатель исключает из него такое требование. В случае если ведение реестра требований кредиторов осуществляется реестродержателем, документы, подтверждающие удовлетворение требования кредитора, направляются ему внешним управляющим.
Порядок прекращения полномочий внешнего управляющего
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. В случае если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов, внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника. Внешний управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого в соответствии с Законом о банкротстве и учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании (назначении) руководителя должника, для рассмотрения данного вопроса. Полномочия иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия восстанавливаются. В случае если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, до даты утверждения конкурсного управляющего внешний управляющий исполняет его обязанности. Внешний управляющий обязан передать дела конкурсному управляющему не позднее чем через три рабочих дня после утверждения последнего. Более подробно с вопросами, рассмотренными в данной статье, можно ознакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Ликвидация юридических лиц. Банкротство".
И.И.Кожедубова Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 07.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |