Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Самостоятельность судебной власти и процессуальное равенство участников конституционного судопроизводства ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 6)



"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 6

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО УЧАСТНИКОВ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Конституционный Суд РФ не может своим решением отменить решения иных судов. Тем не менее Суд оценивает норму закона в том смысле, который придается ей устоявшейся судебной практикой. Это позволяет КС РФ признать неконституционной норму, если она допускает неконституционную интерпретацию ее содержания арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Суд может также истолковать норму в конституционном смысле, не лишая ее юридической силы. В обоих случаях общий либо арбитражный суд обязаны пересмотреть судебный акт, вынесенный ранее на основании этой нормы закона.

Конституционный Суд РФ 18.01.2005 вынес Определение N 36-О, в котором отказал в принятии к рассмотрению жалобы ОАО НК "ЮКОС" на нарушение конституционных прав и свобод положениями п. 7 ст. 3 и ст. 113 НК РФ. В деле заявителя Арбитражный суд г. Москвы в первой и апелляционной инстанциях истолковал спорные нормы НК РФ таким образом, что трехлетний срок давности для привлечения к налоговой ответственности распространяется только на добросовестных налогоплательщиков. При этом суд сослался на правовые позиции КС РФ (Определение от 25.07.2001 N 138-О), согласно которым недобросовестные налогоплательщики не могут пользоваться всеми правами и гарантиями, предусмотренными НК РФ, поскольку некоторые из них могут распространяться только на добросовестных налогоплательщиков.

В Определении от 18.01.2005 N 36-О КС РФ указал, что осуществленная Арбитражным судом г. Москвы универсализация выводов, содержащихся в Определении N 138-О, недопустима. Сославшись на Определение от 16.10.2003 N 329-О, КС РФ еще раз подтвердил, что правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См. абз. 4 и 5 п. 3 Определения КС РФ от 18.01.2005 N 36-О.

Отказ в рассмотрении жалобы по существу КС РФ обосновал тем, что:

- обжалуемые нормы сами по себе не нарушают конституционных прав заявителя;

- заявитель не прошел всех судебных инстанций и судебная ошибка, допущенная в его деле, может быть исправлена без обращения в КС РФ;

- подобное судебное толкование не приобрело массовый характер.

Кроме того, КС РФ указал, что выявление фактических обстоятельств дела заявителя (пропустил ли налоговый орган фактически срок давности или нет) не входит в его компетенцию.

Представляется, что заявителя такой ответ КС РФ должен удовлетворить, поскольку он сформулирован в целом в пользу его позиции по делу. Теперь заявитель обладает дополнительными аргументами и сможет их использовать в кассационной или надзорной инстанции.

Если анализировать отдельные положения мотивировочной части Определения N 36-О, то они не вызывают сомнений по следующим причинам:

- сама по себе ст. 113 НК РФ не может нарушить конституционных прав налогоплательщика, поскольку содержит императивный и не подлежащий расширительному толкованию процессуальный запрет на применение налоговых санкций в сроки, превышающие три года с даты совершения налогового правонарушения;

- приведенное судебное толкование в деле заявителя явно выпадает из сложившейся арбитражной практики. Арбитражный суд г. Москвы скорее всего ошибся, истолковав эту норму расширительно. Такая явная судебная ошибка в применении норм права может и должна быть устранена в общеустановленном порядке без обращения в КС РФ.

При изложенных обстоятельствах жалоба заявителя формально не отвечала критериям допустимости обращений в КС РФ, предусмотренным в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В этом смысле КС РФ проявил принципиальность и не стал вторгаться в компетенцию другой ветви судебной власти.

Другой пример процессуальной принципиальности КС РФ можно увидеть в его Определении N 24-О, также вынесенном 18.01.2005. В нем Суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы ЗАО "Печоранефтегаз" на нарушение конституционных прав и свобод п. 1 ст. 11 НК РФ и ч. 2 ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

По мнению заявителя, при применении обжалуемых норм был искажен смысл пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", которым до 01.01.2002 предусматривалась налоговая льгота в связи с затратами по финансированию капитальных вложений производственного назначения. В деле заявителя арбитражные суды истолковали налоговое понятие "нераспределенная прибыль" как равнозначное содержащемуся в законодательстве о бухгалтерском учете понятию "прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия", что фактически лишило его права на законную налоговую льготу.

Свою позицию КС РФ сформулировал таким образом: приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдается налоговому законодательству. И только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина допускается использование норм иных отраслей законодательства РФ <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См. абз. 4 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 24-О.

Отказ в рассмотрении этой жалобы по существу КС РФ обосновал тем, что:

- обжалуемые нормы сами по себе не нарушают конституционных прав заявителя;

- заявитель не прошел всех судебных инстанций и возможная судебная ошибка, допущенная в его деле, может быть исправлена без обращения в КС РФ;

- выбор норм права, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств дела заявителя, не входит в компетенцию КС РФ.

По аналогичной жалобе ОАО "Новосибирский завод химконцентратов" КС РФ вынес Определение от 15.02.2005 N 56-О с таким же содержанием.

Очевидно, что в обоих делах КС РФ вновь проявил принципиальность и не стал вторгаться в компетенцию другой ветви судебной власти.

Казалось бы, что и этих заявителей ответы КС РФ должны удовлетворить, поскольку они сформулированы в целом в их пользу. Теперь заявители должны иметь дополнительные аргументы и использовать их в надзорной инстанции.

Однако КС РФ не мог не заметить, что спорное налоговое понятие "нераспределенная прибыль" как раз в налоговом законодательстве должным образом не раскрыто (на что прямо указывали заявители). Применение же к нему определения из законодательства о бухгалтерском учете на практике приводит к дискриминации налогоплательщиков и утрате стимулирующего назначения предусмотренной законом налоговой льготы.

При данном подходе получается, что не все налогоплательщики, потратившие свои средства на развитие собственной производственной базы, могут уменьшить налог на прибыль в том же размере. Именно такое истолкование упомянутой норме придал Президиум ВАС РФ в нескольких своих постановлениях <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> См., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2003 N 7112/03.

Кроме того, заявители не просили КС РФ оценить правомерность применения конкретных правовых норм в их деле (на недопустимость чего указал КС РФ). Правовым интересом заявителей в приведенных делах было получение конституционного истолкования конкретных норм налогового закона. Однако КС РФ вновь уклонился от прямого ответа на поставленный вопрос.

Приведенные примеры свидетельствуют о наличии определенной тенденции: КС РФ не берется рассматривать жалобы налогоплательщиков по существу и устанавливать (констатировать) судебные ошибки других судов путем конституционного истолкования налогового закона, если это может сделать высший орган другой ветви судебной власти. Казалось бы, такую процессуальную принципиальность КС РФ, обеспечивающую независимость и самостоятельность всех ветвей судебной власти, можно только приветствовать.

Однако известна и другая процессуальная принципиальность КС РФ: по запросам и жалобам Правительства РФ Суд не только удовлетворяет его правовой интерес и детально разъясняет свои правовые позиции применительно к конкретной правовой ситуации заявителя, но и не обращает внимания на то, что такие разъяснения (конституционные истолкования норм права) явно конфликтуют с решениями других высших судебных органов, вступивших в законную силу.

Так, Определением от 10.12.2002 N 284-О КС РФ признал соответствующим Конституции РФ Постановление Правительства РФ от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", признанное Верховным Судом РФ не соответствующим трем федеральным законам. При этом КС РФ ссылался на то, что:

- проверка нормативного акта судом общей юрисдикции не исключает его последующей проверки в порядке конституционного судопроизводства;

- Конституционный Суд РФ является судебной инстанцией, окончательно решающей такие публично-правовые споры;

- правовая квалификация обязательных платежей (в качестве налоговых или неналоговых) находится в его исключительной компетенции.

Объявив себя главным арбитром в налоговых делах, КС РФ проигнорировал то обстоятельство, что он не является надзорной инстанцией для остальных судов, разрешающих налоговые споры. Приняв к рассмотрению жалобу правительства, Суд не обратил внимание на то обстоятельство, что заявитель к моменту ее подачи не реализовал своего права на исправление судебной ошибки в общеустановленном порядке - путем подачи надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда РФ. Реанимируя спорное Постановление Правительства РФ, КС РФ не сослался на то, что выбор норм права, подлежащих применению Верховным Судом РФ с учетом фактических обстоятельств дела заявителя, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.

Приведенное Определение КС РФ не случайно, оно отражает тенденцию проявления принципиальности другого рода. Так, в Постановлении от 27.01.2004 N 1-П Суд пришел к выводу, что если нормативный акт Правительства РФ будет признан судом незаконным, Правительство вправе обратиться в Конституционный Суд РФ, который проверит этот же акт на предмет соответствия Конституции РФ и может признать его соответствующим Основному закону.

Если же суд в обоснование решения сошлется на правовую позицию КС РФ, то и в этом случае у правительства есть возможность обратиться в КС РФ за дополнительным разъяснением данной правовой позиции и тем самым установить ошибочность судебного решения <4>. Таким образом, Конституционный Суд РФ последовательно предлагает Правительству не предусмотренный процессуальным законом способ исправления чужих судебных ошибок.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> См. Определение Конституционного Суда РФ от 06.02.2004 N 20-О.

В особом мнении на Постановление N 1-П судья КС РФ А.Л. Кононов справедливо отмечает: "При этом как бы забывается, что гражданин или организация в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" вообще не являются надлежащими заявителями при оспаривании конституционности подзаконных актов".

Анализ самих выводов и аргументов Суда, подкрепляющих данные выводы, их сопоставление с предыдущими правовыми позициями КС РФ, позволяют сделать вывод, что КС РФ настойчиво и последовательно отдает процессуальное предпочтение российскому Правительству, но не российским налогоплательщикам.

Изложенное порождает правомерные вопросы: обладают ли участники конституционного судопроизводства реальным процессуальным равенством? Насколько решение вопроса о необходимости конституционного истолкования спорной нормы налогового закона либо разъяснения правовой позиции КС РФ зависит от статуса заявителя (субъекта запроса)? Обладает ли Правительство РФ большими процессуальными правами в конституционном судопроизводстве по сравнению с налогоплательщиками (гражданами и их объединениями)?

Конституция РФ называет права и свободы человека высшей ценностью, их соблюдение является обязанностью государства; государство гарантирует судебную защиту от незаконных действий органов государственной власти (ст. ст. 2, 18, 45, 46, 53). Следовательно, главная задача судебных органов - защита прав граждан, в том числе от неправовой нормы, изданной органом государственной власти.

Будучи самостоятельным органом судебной власти, Конституционный Суд РФ решает общую задачу правосудия и обеспечивает восполнение пробелов судебной защиты прав граждан от неконституционных и незаконных правовых норм.

Бывший заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, доктор юридических наук, профессор Т.Г. Морщакова справедливо считает, что самостоятельная и независимая судебная власть, являясь балансером во взаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти, должна обеспечивать непосредственное действие Конституции РФ во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности, и прежде всего гарантировать судебную защиту прав и свобод человека и гражданина <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Морщакова Т.Г. Разграничение компетенции между Конституционным Судом и другими судами Российской Федерации // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 7 (май - июнь). С. 22.

Судья Верховного Суда РФ Г.А. Жилин также отмечает, что целевые установки гражданского и конституционного судопроизводства совпадают в главном: и в том, и в другом защита основных прав и свобод является конечной целью судопроизводства <6>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Жилин Г.А. Соотношение целевых установок гражданского и конституционного судопроизводства // Журнал российского права. 1999. N 5/6.

ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" устанавливает защиту основных прав и свобод человека и гражданина в качестве целей конституционного правосудия <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> См. ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В то же время защиту прав и законных интересов органов исполнительной власти в качестве таких целей Закон не называет. Очевидно, законодатель исходил из того, что, обладая административным ресурсом и выступая заведомо более сильной стороной административного спора, этот субъект конституционных правоотношений в дополнительной судебной защите не нуждается.

Статьи 35 и 53 названного Закона закрепляют равенство процессуальных прав всех участников конституционного судебного процесса. И не отдают процессуальных предпочтений правительству в вопросе разъяснения решений КС РФ.

Таким образом, ни Правительство РФ, ни отдельные министерства по Закону процессуальных преимуществ в конституционном судебном процессе не имеют. Более того, исходя из отдельных положений ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", можно сделать вывод, что процессуальные преимущества имеют как раз граждане и их объединения. Так, ст. 43 Закона обязывает КС РФ продолжить производство по делу о неконституционности уже отмененного акта в случае, если действием этого акта были нарушены права и свободы граждан. Если же таким актом нарушались права и законные интересы Правительства РФ, КС РФ по закону не обязан продолжать данное судопроизводство.

Однако практика современного отечественного конституционного судопроизводства свидетельствует о том, что:

- на все запросы Правительства и отдельных министерств о разъяснении вынесенных решений КС РФ неизменно отвечает по существу <8>, а на запросы налогоплательщиков не всегда <9>;

- на жалобы налогоплательщиков о неконституционном судебном истолковании налоговой нормы КС РФ почти никогда не отвечает по существу (не дает конституционного толкования спорной нормы), по заявлению правительства - практически всегда;

- по жалобам налогоплательщиков КС РФ стремится не подменять собой другие ветви судебной власти, по обращениям правительства - Суд не боится конфликтовать с другими судебными органами.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> См, например, Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О по ходатайству МНС России о разъяснении Постановления КС РФ от 12.10.1998 по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

<9> См., например, Определения Конституционного Суда от 08.04.2003 N N 114-О и 115-О об отказе в разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 13.11.2001 N 225-О.

Хотя бы то обстоятельство, что в Конституционном Суде РФ имеется постоянный представитель Правительства, а граждане и их объединения (налогоплательщики) лишены этого, свидетельствует о фактическом процессуальном неравенстве участников конституционного судопроизводства.

Представляется, что складывающаяся в КС РФ практика избирательного применения процессуальной принципиальности превращает в декларацию (юридическую фикцию) не только конституционное процессуальное законодательство, но и основополагающие гарантии и принципы Конституции РФ, которые именно Конституционный Суд РФ призван защищать по закону.

К.А.Сасов

Заместитель начальника

отдела обеспечения деятельности

ОАО "Кольская горно-металлургическая компания"

г. Мурманск

Подписано в печать

06.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Эволюция доктрины "недобросовестность налогоплательщика" (Окончание) ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 6) >
Статья: Значение правовых фикций в налоговых спорах ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.