Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О взимании косвенных налогов при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь ("Налоговый вестник", 2005, N 7)



"Налоговый вестник", 2005, N 7

О ВЗИМАНИИ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ МЕЖДУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ <*>

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См. также комментарий О.И. Шапошниковой к Соглашению от 15.09.2004 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь и комментарий Н.А. Нечипорчук к заполнению декларации по косвенным налогам (в части акцизов): НВ: комментарии...- 2005. - N 7. - С. 19 - 23, 33 - 39.

1. Общие положения

С 1 января 2005 г. при осуществлении операций по реализации товаров российскими продавцами белорусским покупателям, в ходе которых производятся экспорт товаров (выполнение работ, оказание услуг) с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь и импорт товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, НДС и акцизы уплачиваются в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение), ратифицированным Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение).

С учетом заявления, сделанного Российской Федерацией при ратификации Соглашения, под товарами, происходящими из территории Договаривающихся Сторон, понимаются товары:

а) полностью произведенные на территории Договаривающейся Стороны;

б) подвергшиеся обработке на территории Договаривающейся Стороны с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран и изменившие в связи с этим принадлежность по классификации Гармонизированной системы описания и кодирования товаров хотя бы по одному из четырех первых знаков;

в) произведенные с использованием указанных в п. "б" сырья, материалов и комплектующих изделий при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров.

2. Взимание косвенных налогов при импорте товаров

Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров на территорию государства одной Стороны с территории государства другой Стороны определен в ст. 3 Соглашения, согласно которой взимание налогов происходит в стране импортера, за исключением:

- товаров, ввозимых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории государства другой Стороны;

- товаров, перемещаемых транзитом;

- товаров, которые в соответствии с законодательством государств Сторон не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию государств Сторон.

Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров осуществляется согласно разд. I Положения.

Налоговая база по НДС определяется на дату принятия к учету ввезенных товаров (но не позднее срока, установленного национальным законодательством государств Сторон) как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

Стоимостью продуктов переработки, ввезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, является стоимость работ (услуг) по переработке товаров.

При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):

а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

б) страховая сумма;

в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Налоговая база по акцизам определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость ввозимых подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) ставки акцизов.

По товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, НДС исчисляется по ставкам 18 или 10%.

Суммы акцизов, подлежащие уплате по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным ст. 193 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). С учетом внесенных в законодательство изменений читателям журнала следует особое внимание обратить на ставку акциза по сигаретам и папиросам: с 1 января 2005 г. установлена комбинированная ставка акциза, состоящая из специфической и адвалорной ставок.

Сумма акциза по сигаретам и папиросам рассчитывается следующим образом. Ставка на сигареты с фильтром - 65 руб. за 1000 штук + 8%, но не менее 20% от отпускной цены; на сигареты без фильтра и папиросы - 28 руб. за 1000 штук + 8%, но не менее 20% от отпускной цены. Отпускной ценой признается стоимость реализованных (переданных) сигарет (папирос), исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ.

Если сумма акциза, исчисленная по сигаретам (папиросам) по результатам налогового периода с применением комбинированной ставки акциза, окажется менее 20% от отпускной цены сигарет (папирос), то сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, должна определяться из расчета 20% от отпускной цены реализованных сигарет (папирос).

Для расчета суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, принимается наибольшая из сумм, исчисленных с применением комбинированной налоговой ставки или адвалорной налоговой ставки в размере 20%.

Косвенные налоги уплачиваются согласно Положению не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В случаях неуплаты, неполной уплаты или уплаты косвенных налогов в более поздний по сравнению с установленным Соглашением срок налоговый орган имеет право взыскивать косвенные налоги и пени в размере, устанавливаемом ст. 75 НК РФ, а также применять меры принудительного взыскания сумм налогов, пеней в соответствии со ст. ст. 46 - 48 НК РФ и меры налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н "Об утверждении форм налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и Порядков их заполнения" (зарегистрирован в Минюсте России 07.04.2005, регистр. N 6476), начиная с представления налоговой декларации за март и I квартал 2005 г.

Письмом от 20.04.2005 N 03-04-08/104 Минфин России разъяснил, что в связи с официальным опубликованием Приказа Минфина России только 14.04.2005 налогоплательщики вправе представлять в налоговые органы налоговые декларации за вышеуказанный налоговый период как по старым, так и по новым формам.

До утверждения новых форм деклараций, а также порядков их заполнения налогоплательщикам на основании Письма Минфина России от 10.02.2005 N 03-04-08/21 "О представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и акцизам" следовало применять форму декларации по НДС, утвержденную Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644 "Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость"; для отчетности по акцизам начиная с 01.03.2005 введены Приказом Минфина России от 03.03.2005 N 32н новые формы налоговых деклараций и порядки их заполнения. При этом операции по ввозу товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, подлежащие обложению НДС в соответствии с Соглашением, отражаются в отдельной налоговой декларации по НДС в разд. 2.1 "Расчет общей суммы налога" по строке 450, которая переносится в строку 030 разд. 1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" декларации. Другие операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в этой декларации не отражаются.

Одновременно с налоговой декларацией организация или индивидуальный предприниматель должны представить в налоговый орган следующие документы:

1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, приведенной в Приложении 1 к Письму ФНС России от 12.01.2005 N ММ-6-26/4@, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчета налоговой базы и суммы уплаченного налога. Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (с отметкой о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;

2) выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

3) договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;

4) транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны;

5) налогоплательщики Республики Беларусь - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа Российской Федерации; налогоплательщики Российской Федерации - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.

Порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов изложен в Приложении 1 к вышеназванному Письму ФНС России.

Налоговый орган производит в течение десяти рабочих дней отметку в заявлении в случае уплаты налогоплательщиком в полном объеме косвенных налогов и соответствия сведений, указанных налогоплательщиком в заявлении, требованиям, предъявляемым п. п. 2 и 6 разд. I Положения.

Если налоговый орган устанавливает несоответствие заполненных налогоплательщиком реквизитов заявления требованиям Положения, он производит отметку об уплате косвенных налогов только после устранения выявленных несоответствий.

В целях установления единого порядка проставления налоговыми органами на представленных налогоплательщиками заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), и единого порядка проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь, Минфин России утвердил Приказом от 20.01.2005 N 3н Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Порядок 1) и Порядок проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах (далее - Порядок 2), которые вступили в силу с 1 января 2005 г.

На заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметка об уплате косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения от уплаты) проставляется в виде указания сумм НДС и (или) акциза, равных итоговому значению графы 15 и (или) 16 заявления или равных нулю [если в итоговом значении графы 15 и (или) 16 заявления указан прочерк], удостоверяемых подписью должностного лица, с указанием даты проставления им отметки, а также руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с указанием даты заверения отметки налогового органа гербовой печатью.

Налоговый орган регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, приведенной в Приложении к Порядку 1, и проставляет соответствующую отметку на заявлении.

Проставление на экземплярах заявления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения от их уплаты), производится при соответствии сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в соответствующей налоговой декларации и иных документах, представленных в соответствии с п. 6 разд. I Положения, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в п. 2 Порядка 1.

Два экземпляра заявления вручаются налогоплательщику лично либо направляются по почте. Факт вручения (направления по почте) фиксируется в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Лицо, получившее два экземпляра заявления с отметкой налогового органа, должно проверить все указанные в журнале данные и поставить свою подпись в журнале.

Если налоговый орган установит несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных п. 6 разд. I Положения, то он обязан не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, направить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением 2-го и 3-го экземпляров заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма уведомления не утверждена, поэтому оно направляется налогоплательщику в произвольной форме, но обязательно в срок, установленный Порядком 1.

Проставление налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь, производится в соответствии с Порядком 2.

При обращении налогоплательщик а -организации или индивидуального предпринимателя, являющегося собственником товаров, экспортируемых в Республику Беларусь, в налоговый орган по месту учета для проставления отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей, экспортером представляются заявление о проставлении отметок на счетах-фактурах (далее - заявление) и счета-фактуры, составленные российскими продавцами товаров для белорусских покупателей.

Заявление составляется экспортером товаров в произвольной форме.

Вышеуказанные документы могут быть представлены экспортером в налоговый орган лично или его представителем либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день начиная с даты его отправки.

Налоговый орган должен произвести проставление отметок на счетах-фактурах в срок не более пяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в п. 2 Порядка 2, посредством проставления на каждом счете-фактуре штампа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации и регистрационного номера, удостоверяемых подписью должностного лица налогового органа, проставившего отметку.

Факт проставления отметки налогового органа на счетах-фактурах фиксируется в журнале регистрации отметок на счетах-фактурах (Приложение N 1 к Порядку 2).

После проставления отметок налогового органа на счетах-фактурах с них снимаются копии, которые остаются на хранении в налоговом органе вместе с заявлениями.

Счета-фактуры с отметкой налогового органа вручаются (направляются по почте) экспортеру или его представителю. Факт вручения (направления по почте) счетов-фактур фиксируется в журнале.

Лицо, которому лично вручаются счета-фактуры, должно проверить все отраженные в журнале сведения и поставить свою подпись в журнале. Если счета-фактуры направляются налогоплательщику или его представителю по почте, то в журнале проставляются отметки о дате их направления.

Взимание косвенных налогов при импорте товаров осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая применяющих специальные режимы налогообложения (в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога). Исключение составляют акцизы по товарам, по которым в соответствии с законодательством государств Сторон акцизы взимаются таможенными органами.

При ввозе товаров с территории Республики Беларусь российским налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров, заключенных с российской организацией или индивидуальным предпринимателем, налоги уплачиваются российской организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимся по договору комитентом (принципалом, доверителем).

Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

Так, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном гл. 21 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога, исчисленную согласно ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.

При этом вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 171 НК РФ, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет вышеуказанных товаров с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок применения налоговых вычетов по НДС в отношении ввозимых с территории Республики Беларусь товаров разъяснен в Письме ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@.

Согласно вышеуказанному Письму ФНС России налогоплательщики имеют право уменьшать общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на соответствующие налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

- при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

- при использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых НДС;

- при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

3. Взимание косвенных налогов при экспорте товаров

Принцип взимания косвенных налогов при экспорте товаров определен ст. 2 Соглашения: применяется налоговая ставка 0% и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения налогоплательщиком факта экспорта. Данное положение не распространяется на товары, вывозимые с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республики Беларусь, которые на территории Республики Беларусь не подлежат налогообложению при их ввозе на территорию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с разд. II Положения.

Для обоснования применения налоговой ставки 0% или освобождения от уплаты (возмещения уплаченной суммы) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

1) договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя вышеуказанного товара на счет налогоплательщика.

Если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров.

Как быть в той ситуации, когда налогоплательщик не имеет расчетного счета (допустим, осуществляет деятельность по единому налогу на вмененный доход)? В настоящее время эта ситуация не разрешена и официальной позиции налоговых органов по ней нет.

При совершении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию государств Сторон и их принятие на учет;

3) третий экземпляр заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в отношении товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);

4) копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;

5) иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.

Документальное подтверждение правомерности применения ставки НДС в размере 0% при вывозе товаров в режиме экспорта через территорию Республики Беларусь осуществляется в порядке, определенном Письмом Минфина России от 25.03.2005 N 03-04-08/67.

Так, в соответствии со ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0% применяется при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.

Согласно пп. 3 и 4 п. 1 ст. 165 НК РФ при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, в пакете документов, подтверждающих правомерность применения ставки НДС в размере 0%, в налоговый орган представляются грузовая таможенная декларация (ее копия) и копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров. При этом в целях реализации прав российских лиц на применение ставки НДС в размере 0% Инструкцией о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной Приказом ГТК России от 21.07.2003 N 806 (далее - Инструкция), установлен единый порядок проставления таможенными органами отметок на указанных документах.

В соответствии с положениями Инструкции подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации через границу с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, осуществляется таможней, в регионе деятельности которой расположен таможенный пост (либо отдел таможенного оформления и таможенного контроля), производивший таможенное оформление товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. При этом п. 20 Инструкции предусмотрено, что на оборотной стороне первого листа таможенной декларации (ее копии) проставляется отметка "По информации... (название таможенного органа Республики Беларусь) товар вывезен", заверенная оттиском личной номерной печати и с указанием даты фактического вывоза товаров.

Согласно п. 22 Инструкции оттиск личной номерной печати, заверенный должностным лицом таможенного органа, может быть проставлен на представленном заявителем экземпляре транспортного и (или) товаросопроводительного документа (их копиях) только в случае перевозки товаров в смешанном сообщении либо при перегрузке товаров с одного транспортного средства на другое, в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, если на транспортных документах отсутствуют отметки таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров (оттиск штампа "Выпуск разрешен" и номер таможенной декларации, заверенные оттиском личной номерной печати и подписанные должностным лицом таможенного органа).

Таким образом, для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% при вывозе товаров в режиме экспорта через территорию Республики Беларусь российским налогоплательщиком в налоговый орган представляются грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров, "Выпуск разрешен" и "По информации... (название таможенного органа Республики Беларусь) товар вывезен", а также копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление вывоза товаров, "Выпуск разрешен".

Документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Дата отгрузки определяется на основании документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров белорусскому покупателю или его представителю (например, по товаросопроводительному документу).

Декларация по НДС по налоговой ставке 0% заполняется налогоплательщиком за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов. Налоговым периодом по НДС является календарный месяц либо квартал, по акцизам - календарный месяц.

На основании п. 1 разд. II Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.

Налоговый орган проводит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, а также освобождения от уплаты акцизов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Срок проведения проверки составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации и вышеназванных документов.

Налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 разд. II Положения, - при наличии в налоговом органе подтверждения в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов). В данном случае декларация налогоплательщиком представляется. Следует учесть, что принятие решения о подтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов - это только право налогового органа, а не его обязанность. Неизбежно в вышеуказанном случае последуют и контрольные мероприятия налогового органа.

Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств Сторон обмена информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств Сторон, налоговые органы имеют право взыскивать косвенные налоги и пени в размере, устанавливаемом ст. 75 НК РФ, а также применять меры принудительного взыскания сумм налогов, пеней в соответствии со ст. ст. 46 - 48 настоящего Кодекса и меры налоговой ответственности согласно ст. 122 НК РФ.

При непредставлении документов, установленных п. 2 разд. II Положения, суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет по соответствующим ставкам за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм НДС, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров, в порядке, установленном НК РФ.

И.И.Белова

Подписано в печать

03.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Российская организация приобретает у иностранной организации, не имеющей на территории Российской Федерации постоянного представительства, услуги по обеспечению размещения рекламной информации на средствах наружной рекламы. Являются ли вышеуказанные услуги объектом обложения НДС на территории Российской Федерации? Если "да", то подлежат ли возврату суммы налога, уплаченные в бюджет организацией как налоговым агентом? ("Налоговый вестник", 2005, N 7) >
Статья: О предоставлении имущественных налоговых вычетов ("Налоговый вестник", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.