|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: КоАП сравнили с Конституцией ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 21)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 21
КОАП СРАВНИЛИ С КОНСТИТУЦИЕЙ
(Комментарий к Определениям Конституционного Суда РФ от 12.04.2005 N 113-О "По жалобе гражданина Маслова Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 3 ст. 30.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", от 21.04.2005 N 122-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы
гражданина Ионова Николая Владимировича на нарушение его конституционных прав частью 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (опубликованы в приложении "Официальные документы" N 21, 2005))
Весьма массированной атаке подвергся Кодекс РФ об административных правонарушениях - сразу две жалобы на него пришлось недавно рассмотреть Конституционному Суду. Однако КоАП РФ выстоял - судьи подтвердили его конституционность. Правда, одновременно сделали несколько ценных замечаний по порядку применения административного кодекса.
Протест - не пересмотр
Первая жалоба была посвящена следующему вопросу. В каком порядке и на каких основаниях вышестоящий суд может пересмотреть вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении? Здесь поясним, что сам КоАП РФ допускает такой пересмотр только по протестам прокуроров (ст. 30.11). Такой порядок и вызвал нарекания у заявителя, обратившегося с жалобой в Конституционный Суд. В ответе на эту жалобу - Определении от 12.04.2005 N 113-О - высокий суд отметил, что сам по себе институт пересмотра дел по протесту прокурора вполне законен. Он способствует принятию судами справедливых и обоснованных решений. Но это в теории. А дальше КС РФ перешел к практике. Судьи указали, что зачастую протест прокурора служит не способом исправления судебных ошибок, а поводом для того, чтобы заново рассмотреть дело. То есть протест подается только для того, чтобы провести повторное слушание и получить новое решение, устраивающее подателя протеста. Как верно подметил КС РФ, в подобных случаях протест превращается в "скрытую форму обжалования". Такую практику КС РФ признал противоречащей Конституции. По мнению КС РФ, суды должны рассматривать лишь те протесты, которые подаются именно для исправления судебных ошибок или из-за нарушения процедуры рассмотрения. Пересматривать же дело по существу в таком порядке нельзя. Ни при каких обстоятельствах.
Дайте слово
Еще один важный момент, который Конституционный Суд затронул в связи с пересмотром дел по протестам прокуроров, можно назвать процедурным. Дело в том, что на практике ни прокурор, ни суд, который рассматривает протест, не уведомляли другую сторону дела о дате, времени и месте рассмотрения. Проще говоря, она может вообще не знать, что дело пересматривают. Такой подход КС РФ тоже признал антиконституционным. Судьи отметили, что рассмотрение протеста - это такое же судебное разбирательство. А значит, оно должно проходить в условиях состязательности сторон. Поэтому рассматривать протест можно только если другая сторона извещена о том, где и когда будет проходить заседание. А также ознакомлена с текстом протеста. Более того, сторона имеет полное право явиться на рассмотрение и представить свои возражения и пояснения по сути протеста.
Могут и отослать
Вторая жалоба на КоАП РФ, которую рассмотрел Конституционный Суд, связана уже с формулировками статей, устанавливающих ответственность за то или иное нарушение. В них достаточно часто можно встретить такие фразы: "нарушение правил работы с...", "несоблюдение порядка осуществления..." и т.п. При этом сами правила, за нарушение которых установлена ответственность, зафиксированы не в КоАП РФ, а в других нормативных актах. Заявитель поинтересовался у судей, не нарушает ли это принцип определенности при установлении ответственности. Дескать, из самого Кодекса непонятно, за что именно налагается штраф. Ответ на эту жалобу Конституционный Суд изложил в Определении от 21.04.2005 N 122-О. Судьи указали, что закреплять в законе те деяния, за которые наступает ответственность, можно по-разному. Так, можно прямо указать, за что именно полагается штраф. А можно сделать это путем отсылки к другим нормативным актам или даже отраслям законодательства. Но и в том, и в другом случае принцип определенности считается соблюденным. Указал Конституционный Суд и на одну особенность "отсылочных норм". При привлечении к ответственности по ним органы власти должны подтвердить, что правила установлены именно тем органом, который вправе это делать. Получается, что если правила утверждены с нарушениями, то и ответственности за их несоблюдение быть не может.
В.Е.Киселев Юрист Подписано в печать 03.06.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |