Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Вопросы, связанные с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 22)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 22

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации уже в Постановлении от 27.01.2003 N 2 (с изм. и доп. от 02.06.2004) дал разъяснения в связи с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). С учетом практики рассмотрения судами дел, связанных с применением КоАП РФ, Пленум Верховного Суда Российской Федерации 24 марта текущего года принял Постановление N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление).

В Постановлении даются разъяснения по применению конкретных статей КоАП РФ и определения применяемых в нем понятий. Так, при рассмотрении дел судам рекомендовано учитывать, что:

административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, уполномоченных на проведение административного расследования (круг указанных лиц в силу ч. 4 ст. 28.7 КоАП РФ является исчерпывающим), направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Не являются административным расследованием процессуальные действия, совершенные в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в рамках предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и впоследствии прекращенному;

местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения.

Если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность;

существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными;

под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее - при увольнении другого работника);

административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава;

административного правонарушения, а в случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, - с момента истечения этого срока.

Как уже указывалось, в Постановлении содержатся также разъяснения по применению отдельных статей КоАП РФ.

Так, учитывая, что к законодательству об административных правонарушениях относятся КоАП РФ, а также законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации, в п. 1 Постановления определено, что в случае привлечения к ответственности, предусмотренной нормами НК РФ или Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ (в ред. на 22.08.2004) "Об исполнительном производстве", содержащими признаки административного правонарушения, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ, ч. 2 ст. 10 НК РФ).

В п. 5 Постановления в части полномочий должностного лица на составление протокола отмечается следующее. В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти судам необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении. В случае упразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органов (их структурных подразделений), должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями.

В части полномочий должностных лиц в п. 10 Постановления предусмотрено, что, поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административном правонарушении (гл. 25 КоАП РФ), они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей.

В части привлечения к административной ответственности должностных лиц следует иметь в виду, что в соответствии с п. 15 Постановления при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, судам необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

В ст. 24.7 КоАП РФ определяется состав издержек по делу об административном правонарушении и предусматривается, что решение об издержках отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении. При этом в перечень издержек не включены расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвующего в производстве по делу в качестве защитника. В связи с этим в п. 26 Постановления определяется следующее. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывающего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств казны Российской Федерации или казны субъекта Российской Федерации. Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной.

В связи с тем что незаконное применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и незаконное привлечение к административной ответственности могут причинить как материальный, так и моральный ущерб, в п. 27 Постановления определено, что требования о возмещении указанного ущерба подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.

Помимо указанных пунктов в Постановлении содержатся разъяснения и по другим вопросам, в частности о назначении экспертизы (п. 12), презумпции невиновности (п. 13), малозначительном правонарушении (п. 21) и др.

Г.Титова

Минфин России

Подписано в печать

01.06.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация была реорганизована путем преобразования юридического лица. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации произведена 1 декабря 2004 г. Как правильно вновь возникшая организация должна была заполнить налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2004 г. в части расчета среднегодовой стоимости имущества? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 22) >
Вопрос: Подлежат ли включению в первоначальную стоимость основных средств и, следовательно, учитываются ли при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций суммы НДС, уплаченные кредитной организацией при приобретении основных средств? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.