Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Федеральному закону от 09.05.2005 N 45-ФЗ ("Консультант", 2005, N 12)



"Консультант", 2005, N 12

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 09.05.2005 N 45-ФЗ

Внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Во-первых, в Кодексе появился такой вид наказания, как административное приостановление деятельности. Во-вторых, увеличены штрафы за некоторые правонарушения.

Теперь Кодексом об административных правонарушениях предусмотрен новый вид наказания - административное приостановление деятельности. Эта санкция будет распространяться на предпринимателей, организации, их филиалы и представительства, которые можно отнести к категории "опасных" (если их деятельность создает угрозу жизни, здоровью людей и животных, наносит вред окружающей среде, может вызвать радиационную аварию или техногенную катастрофу). Кроме того, в Административном кодексе появились новые составы правонарушений, а также возросли штрафы за некоторые проступки. Одновременно законодатели внесли и другие изменения в действующие нормативно-правовые акты. Так, поправки внесены в Трудовой и Гражданский кодексы, а также в нормативные акты, которые регулируют полномочия некоторых контролирующих структур (милиции, пожарной службы и т.д.). Закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ, в котором отражены эти изменения, вступит в силу с 12 августа текущего года.

Приостановление деятельности - новый вид наказания

Суть этого наказания заключается в следующем. Суд вправе:

- приостановить все операции организации или предпринимателя;

- приостановить деятельность их обособленных, структурных подразделений;

- запретить им осуществлять отдельные виды деятельности, выполнять некоторые работы и услуги;

- запретить им использовать какие-либо "опасные" агрегаты, оборудование или сооружения (например, завод или котельную).

Немаловажным является вопрос: может ли быть приостановлено право фирмы на использование банковских счетов и вкладов? Ответ на него лежит за пределами регулирования Административного кодекса. Когда мы говорим о приостановлении деятельности фирмы как виде административного наказания, речь идет именно о запрете осуществлять определенную деятельность или эксплуатировать определенное имущество. Ограничение права на использование банковского счета - это самостоятельная обеспечительная мера. Ее применение возможно только в случае наложения ареста на денежные средства организации в банке в случаях, предусмотренных законом (ст. 858 ГК РФ).

Решение о полном или частичном приостановлении деятельности предпринимателя, фирмы или ее обособленных (структурных) подразделений может принять только суд. В настоящее время эти полномочия принадлежат некоторым государственным служащим. Например, госинспекторы труда могут приостановить работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования, если выяснится, что фирма нарушает требования охраны труда и при этом создается угроза жизни и здоровью работников. Сейчас такое полномочие госслужащих предусмотрено в абз. 7 п. 3 ст. 20 Закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", который с 12 августа 2005 г. утратит силу.

Другие государственные структуры также не смогут приостанавливать работу предприятий. Соответствующие изменения внесены в ряд действующих нормативно-правовых актов (Законы от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и т.д.).

Однако, несмотря на то что формально госслужащие будут не вправе приостанавливать деятельность фирм, фактически в их руках остаются некоторые рычаги, позволяющие воздействовать на работу организаций. Так, некоторые виды предпринимательской деятельности фирма может осуществлять только при наличии лицензии, разрешения или сертификата, действие которых может быть приостановлено или прекращено за какие-либо нарушения. Для организации это равносильно приостановлению деятельности. Ведь вести бизнес без соответствующих документов она будет не вправе.

Приостановление назначается на срок от одних до 90 суток и является основным наказанием. Это означает, что, каким бы ни было правонарушение, допущенное организацией, суд не может назначить приостановление вместе с другими основными наказаниями (штрафом, арестом или дисквалификацией).

Также нужно иметь в виду, что приостановление - это исключительная мера. Назначить его суд может только в случае повышенной опасности деятельности фирмы, когда другая санкция (например, уплата штрафа) не ликвидирует возникающий негативный эффект.

Исполнять новое наказание будет судебный пристав-исполнитель. Он может наложить пломбы, опечатать помещение, места хранения товара, материальные ценности, кассы и т.п. (ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ).

Убытки, возникшие у фирмы, деятельность которой была приостановлена необоснованно, без действительных причин, государство должно возместить в полном объеме. При этом не имеет значения, знали ли госслужащие или судьи о неправомерности своих решений или же они добросовестно заблуждались (п. 1 ст. 1070 ГК РФ в новой редакции).

За что приостановят деятельность

Новый Закон предусматривает довольно широкий круг правонарушений, за которые может быть назначено приостановление деятельности. Рассмотрим основные из них.

Так, новое наказание грозит организациям, в которых нарушается законодательство о труде и правила по охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Понятие это довольно широкое. Например, невыдача трудовой книжки уволившемуся работнику тоже является нарушением законодательства о труде. Но можно ли за это закрыть фирму? Несмотря на то что законодатели этот момент специально не уточнили, очевидно, что речь идет именно о нарушении правил по охране труда. Ведь только в этом случае может возникнуть угроза здоровью человека или риск возникновения аварии (за что и можно временно прекратить деятельность фирмы).

Следует отметить, что права работников организации, деятельность которой приостановлена, будут защищены. Соответствующие изменения законодатели внесли в ст. 220 Трудового кодекса. На время приостановления за работником сохраняется должность и средний заработок. С согласия сотрудника его можно перевести на другую работу, но зарплата его при этом уменьшиться не должна.

Приостановление возможно и в случае нарушения фирмой санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований (ст. ст. 6.3, 6.4, 6.5 КоАП РФ). Прекратить свои операции должны будут столовые, рестораны, кафе, бары, которые нарушают санитарные нормы при приготовлении пищи, ее хранении и реализации населению (ст. 6.6 КоАП РФ).

Организациям, чья деятельность связана с использованием природных ресурсов, также следует обратить внимание на новые правила. Принудительное приостановление деятельности суд может назначить, если деятельность организации или предпринимателя наносит вред окружающей среде (ст. ст. 8.2, 8.3; ч. 2 ст. 8.6; ч. 2 ст. 8.12; ч. 2 ст. 8.13; ч. 1 ст. 8.14; ч. 1, 3 ст. 8.21; ч. 2, 3 ст. 8.31; ст. 8.38 КоАП РФ в новой редакции).

Временное прекращение всех или некоторых операций фирмы может быть назначено и за:

- нарушение требований нормативных документов в области строительства (ч. 1, 2 ст. 9.4 КоАП РФ);

- продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных норм (ст. 14.4 КоАП РФ);

- нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ст. 15.27 КоАП РФ);

- нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ).

В некоторых случаях такое наказание, как приостановление деятельности, хотя и предусмотрено в Кодексе, но фактически неосуществимо. Речь идет о деятельности предприятий-монополистов: организаций, обеспечивающих эксплуатацию магистральных трубопроводов (ст. 11.20 КоАП РФ), тепловых сетей (ст. 9.11 КоАП РФ) и т.п. Приостановить операции таких фирм и вмешаться в непрерывный технологический процесс зачастую просто невозможно.

Временный запрет - новая обеспечительная мера

В новой редакции КоАП теперь будет и такое понятие как "временный запрет деятельности". Это не наказание, а своего рода обеспечительная мера. Его может назначить милиционер, сотрудник пожарной службы или другой служащий, который вправе составлять протокол об административном правонарушении. Суть этой меры заключается в следующем. Если фирма или предприниматель совершает правонарушение, за которое суд может назначить приостановление деятельности, их операции могут быть частично прекращены до того момента, как судьи рассмотрят дело о проступке и решат, какое наказание будет применяться к правонарушителю. Срок временного запрета не должен превышать пяти суток (ст. 27.17 КоАП РФ). В это время может быть кратковременно прекращена деятельность филиалов, представительств и структурных подразделений фирмы, а также ее производственных участков; эксплуатация агрегатов, зданий, сооружений; осуществление отдельных работ или услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Прочитав ч. 1 ст. 27.16 Административного кодекса, которая касается сущности временного запрета, можно сделать вывод, что новая обеспечительная мера будет распространяться только на организации. Однако, как сказано в п. 5 этой же статьи, копия протокола о временном запрете вручается под расписку индивидуальному предпринимателю или представителю организации. А значит, формулировка в ч. 1 статьи является лишь упущением законодателей. В то же время, возможно, в будущем это противоречие поможет предпринимателям, которым грозит временное приостановление деятельности, отстоять свои интересы в суде.

Есть и другие основания полагать, что эта мера и само новое наказание будут направлены прежде всего против организаций. Так, довольно проблематично заставить индивидуального предпринимателя не использовать какое-либо его имущество. Ведь активы, которые ПБОЮЛ использует в своем бизнесе, не обособлены от прочего его имущества, и соответствующее оборудование и агрегаты он может использовать не только в предпринимательских целях.

Некоторые штрафы увеличились

Еще одно изменение, внесенное опубликованным Законом, - увеличение штрафов за некоторые административные правонарушения. Кроме того, в новой редакции Кодекса появились и совершенно новые составы. Сведения об этих поправках мы представили в сравнительной таблице.

Таблица

Действующая и новая редакции Кодекса

об административных правонарушениях

     
   ————————————————————T————————————————————T———————————————————————¬
   |   Норма КоАП РФ   | Наказание согласно |     Новые правила,    |
   |                   |действующей редакции|   вступающие в силу   |
   |                   |                    |  с 12 августа 2005 г. |
   +———————————————————+————————————————————+———————————————————————+
   |Часть 1 ст. 5.27.  |Установлен штраф для|Для индивидуальных     |
   |Нарушение          |виновных            |предпринимателей размер|
   |законодательства   |в правонарушении    |штрафа не изменился.   |
   |о труде и охране   |должностных лиц     |Введена ответственность|
   |труда              |от 500 до 5000 руб. |для организаций. Сумма |
   |                   |                    |штрафа за это          |
   |                   |                    |правонарушение для них |
   |                   |                    |составит от 30 000 до  |
   |                   |                    |50 000 руб.            |
   +———————————————————+————————————————————+———————————————————————+
   |Статья 6.15.       |В действующей       |Нарушителям грозит     |
   |Нарушение          |редакции Кодекса    |штраф от 50 000 до     |
   |организацией правил|наказание за это    |100 000 руб.           |
   |обращения с        |правонарушение      |                       |
   |веществами или     |не предусмотрено    |                       |
   |оборудованием,     |                    |                       |
   |которые            |                    |                       |
   |используются для   |                    |                       |
   |изготовления       |                    |                       |
   |наркотических      |                    |                       |
   |средств или        |                    |                       |
   |психотропных       |                    |                       |
   |веществ            |                    |                       |
   +———————————————————+————————————————————+———————————————————————+
   |Часть 1 ст. 19.5.  |Штраф для граждан   |Увеличилось наказание  |
   |Невыполнение       |составляет          |для нарушителей —      |
   |в срок предписания |от 300 до 500 руб.; |должностных лиц (теперь|
   |(постановления,    |для должностных     |штраф составляет 1000 —|
   |представления,     |лиц — от 500 до     |2000 руб.) и фирм      |
   |решения) органа    |1000 руб.,          |(штраф 10 000 —        |
   |или должностного   |для организаций —   |20 000 руб.)           |
   |лица,              |от 5000 до          |                       |
   |осуществляющего    |10 000 руб.         |                       |
   |государственный    |                    |                       |
   |контроль           |                    |                       |
   +———————————————————+————————————————————+———————————————————————+
   |Части 2, 3         |Нарушителям придется|Штрафы в отношении     |
   |ст. 19.5.          |заплатить следующие |должностных лиц        |
   |Невыполнение       |штрафы: в отношении |увеличились до         |
   |предписания,       |должностных лиц —   |10 000 руб.            |
   |решения            |от 4000 до          |                       |
   |федерального       |5000 руб., для      |                       |
   |антимонопольного   |фирм — от 200 000 до|                       |
   |органа, его        |до 500 000 руб.     |                       |
   |территориального   |                    |                       |
   |органа, органа     |                    |                       |
   |регулирования      |                    |                       |
   |естественных       |                    |                       |
   |монополий          |                    |                       |
   L———————————————————+————————————————————+————————————————————————
   

В примечании к ст. 2.4 Административного кодекса сказано, что за свои правонарушения индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и должностные лица. Теперь в новой редакции некоторых статей Кодекса предприниматели выделены как самостоятельные субъекты административной ответственности. Однако этот факт изменений в их положении не повлечет. Размеры штрафов в отношении предпринимателей-нарушителей остались теми же.

Подписано в печать

27.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Федеральной службы госстатистики от 31.03.2005 N 01-02-09/205 ("Консультант", 2005, N 12) >
Статья: Комментарий к Приказу Минфина России от 08.04.2005 N 55н ("Консультант", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.