Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Федеральной службы госстатистики от 31.03.2005 N 01-02-09/205 ("Консультант", 2005, N 12)



"Консультант", 2005, N 12

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОССТАТИСТИКИ

ОТ 31.03.2005 N 01-02-09/205

Заполнение некоторых реквизитов первичных документов по учету основных средств вызывает вопросы. Нужна ли подпись сдатчика в акте приема-передачи при покупке актива, например, в магазине? Зависит ли дата составления документов по учету транспортных средств от момента постановки и снятия их в ГИБДД?

Основные средства есть на балансе у каждой организации, поэтому опубликованный документ будет интересен всем фирмам без исключения, а особенно тем, которые имеют транспортные средства. В Письме Росстат разъяснил некоторые особенности заполнения первичных документов по учету основных средств. Найдут в нем ценную для себя информацию и предприниматели-автовладельцы.

Унифицированная форма для ПБОЮЛ

Предприниматели, которые не применяют спецрежимы, а платят с доходов от коммерческой деятельности налог на доходы физических лиц, имеют право на профессиональный вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, которые с ней связаны (п. 1 ст. 221 НК РФ). Так, например, ПБОЮЛ, использующий в своей деятельности автомобиль, может уменьшить доходы на сумму его амортизации. Но для этого предпринимателю необходимо подтвердить в первую очередь использование транспорта в предпринимательской деятельности. С помощью каких документов он может это сделать?

Все хозяйственные операции такие "традиционные" коммерсанты должны оформлять унифицированными первичными документами. Данное требование содержит п. 9 Порядка учета доходов, расходов и хозяйственных операций для предпринимателей, утвержденного совместным Приказом от 13.08.2002 Минфина России N 86 и МНС России N БГ-3-04/430. А п. 24 Порядка в свою очередь условно относит имущество, которое предприниматели используют в своей деятельности, к основным средствам.

Выходит, что ПБОЮЛ должен использовать формы первичной унифицированной документации по учету основных средств.

Однако, как отметил в опубликованном Письме Росстат, для предпринимателей такие формы не утверждены. Но это вовсе не означает, что документально подтвердить использование имущества в производственной деятельности коммерсанту не удастся.

Так, п. 27 Порядка указывает, что ему следует воспользоваться унифицированными формами по учету основных средств, предназначенными для организаций. Причем в Порядке есть даже ссылка на документ, которым утверждены эти стандартные бланки, - Постановление Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Только в части форм для основных средств оно уже утратило силу. В такой ситуации предпринимателям нужно пользоваться действующими сейчас формами первичной документации по учету основных средств, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Помимо этого коммерсанту для подтверждения факта использования автомобиля в производственных целях необходимо еще заполнять путевые листы по формам N ПЛ-1 для легкового транспорта, N ПГ-1 для грузового и N ПА-1 для автобуса, а также вести журнал их регистрации. Эти бланки утверждены Приказом Минтранса России от 30.06.2000 N 68.

Магазин - не организация-сдатчик

Перемещение объектов основных средств между организациями необходимо оформлять единым для обеих фирм документом - актом о приеме-передаче, который составляется в количестве не менее двух экземпляров. Организация-получатель на его основании включит приобретенные объекты в состав основных средств, а для передающей стороны акт будет документальным подтверждением выбытия актива. Росстат в Постановлении N 7 предусмотрел три различных бланка для этого акта:

- форму N ОС-1 организации должны применять для всех объектов основных средств, за исключением зданий и сооружений;

- форма N ОС-1а предназначена только для зданий и сооружений;

- форму N ОС-1б фирмы оформляют при передаче групп объектов основных средств.

Любой из этих документов должен быть утвержден обеими сторонами сделки - руководителями как организации-получателя, так и организации-сдатчика. Нужно ли соблюдать это требование, если основное средство приобретено, например, в магазине?

Ответ Росстата на этот вопрос, несомненно, порадует организации. Так, работники статистической службы отметили, что заполнять и утверждать форму N ОС-1 (как, впрочем, и форму N ОС-1б) продавец должен лишь в том случае, если он учитывал объект в составе основных средств. При этом организации-сдатчику придется заполнить разд. 1 этой формы, указав, в частности, сроки полезного использования и фактической эксплуатации основного средства, сумму начисленной амортизации и остаточную стоимость. На основании этих данных покупатель определит срок полезного использования, амортизационную группу и норму амортизации. Отразит он эти сведения лишь в своем экземпляре унифицированного акта о приеме-передаче основного средства.

В случае же покупки имущества, которое впоследствии будет отнесено к основным средствам, в оптовой или розничной торговой организации утверждать акт у руководителя магазина не нужно. Ведь продавец учитывал это имущество как товар. Он вообще не должен составлять акт по форме N ОС-1 или N ОС-1б, так как операции по выбытию основного средства у него нет, а значит, и документировать нечего.

Путь автомобиля от ОС-1...

При покупке автомобиля организации необходимо составить акт о приеме-передаче по форме N ОС-1 (или N ОС-1б). При этом у бухгалтера возникает вопрос: можно ли составить акт раньше, чем автомобиль будет зарегистрирован в ГИБДД?

Работники статистической службы указали в Письме, что заполнение формы N ОС-1 никак не зависит от даты регистрации транспортного средства в Госавтоинспекции. Поскольку в этот бланк необходимо заносить лишь реквизиты документа о регистрации прав на недвижимость. Данные же о постановке автомобиля на учет в ГИБДД в акт приемки-передачи не включаются.

ПБУ 6/01 также не ставит условием для включения автомобиля в состав основных средств его регистрацию. А в методичке по учету основных средств установлено, что машины и оборудование, не требующие монтажа, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств (п. 39 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). При этом в указаниях по заполнению первичной документации отмечено, что этот акт (например, по форме N ОС-1) необходимо составлять уже в момент приобретения такого имущества. Транспортные средства как раз относятся к объектам, не требующим монтажа.

Поставить же автомобиль на учет в ГИБДД собственник должен либо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит", либо в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств. На эту норму, установленную п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938, обратили особое внимание в Письме работники Росстата.

Выходит, на акте приема-передачи автомобиля по форме N ОС-1 (либо N ОС-1б) вполне может стоять более ранняя дата, ведь составить его нужно уже в момент покупки. Регистрация транспортного средства в ГИБДД может быть произведена позднее.

...до ОС-4а

Срок службы транспортного средства не безграничен: рано или поздно организации приходится списывать автомобили, пришедшие в негодность по причине, например, физического износа или в результате аварии. Данную операцию бухгалтер должен оформлять специально предусмотренным документом - актом о списании по форме N ОС-4а. Но он не применяется при выбытии транспортных средств по другим причинам, например при продаже. Такие операции следует оформлять актом по форме N ОС-1. При списании у автовладельцев опять возникает вопрос, связанный с учетом транспортных средств в ГИБДД. Что следует делать раньше: списывать транспортное средство или снимать его с учета в Госавтоинспекции?

В акте о списании автотранспортного средства (форма N ОС-4а) реквизит "дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)" предусмотрен. И в указаниях по его заполнению отмечено, что в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие с учета в Госавтоинспекции. Но Постановлением N 938 конкретный срок для проведения этой процедуры в случае утилизации не установлен. Предварительно снимать транспорт с учета нужно лишь перед заключением договоров, которые предполагают переход права собственности, например купли-продажи, мены. Да и ПБУ 6/01 не запрещает списывать автомобиль, который еще не снят с учета. Так, датой выбытия основного средства в бухгалтерском учете, а значит, и датой оформления акта по форме N ОС-4а считается, в частности, момент, когда оно перестает использоваться в производстве продукции и уже не способно приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 76 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Очевидно, что эти моменты напрямую никак не связаны с учетом автомобиля в ГИБДД.

Получается, что оформить акт о списании транспортного средства по форме N ОС-4а можно и до момента снятия с регистрации в Госавтоинспекции. В отношении же заполнения обязательного реквизита "дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)" Росстат напомнил, что при отсутствии каких-либо данных следует проставлять прочерки.

Подписано в печать

27.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 13.04.2005 N 03-03-02-04/1/97 ("Консультант", 2005, N 12) >
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 09.05.2005 N 45-ФЗ ("Консультант", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.