Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 28.04.2005 N 03-06-05-04/112 ("Консультант", 2005, N 12)



"Консультант", 2005, N 12

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 28.04.2005 N 03-06-05-04/112

Обязанность применять "вмененную" систему налогообложения с услуг по доставке товаров специалисты финансового ведомства ставят в зависимость от того, выделена ли их стоимость отдельно в договоре поставки. Как обернуть такую позицию в свою пользу, читайте в нашем комментарии.

Летом прошлого года в гл. 26.3 Налогового кодекса были внесены изменения (Закон от 20.07.2004 N 66-ФЗ). Тогда законодатели более четко прописали, с каких объектов нужно платить ЕНВД фирмам и предпринимателям, оказывающим автотранспортные услуги.

Однако всех проблем "вмененщиков", связанных с использованием транспортных средств, данный закон, конечно, не решил. В частности, Налоговый кодекс по-прежнему не дает четкого ответа на вопрос, подвластна ли спецрежиму доставка товаров покупателям собственными автомобилями. Чтобы решить эту проблему, наша редакция обратилась в Минфин. Напомним о некоторых особенностях договоров поставки.

Дополнительная услуга

При заключении договора поставки (он является одним из видов договора купли-продажи) стороны далеко не в последнюю очередь оговаривают условия транспортировки груза. Во-первых, продавец может перевезти товар покупателю собственным транспортом. Здесь следует учесть один немаловажный момент. При транспортировке грузов автомобилями грузоподъемностью свыше 3,5 т необходима лицензия. При ее отсутствии придется заплатить штраф:

- фирме - в размере от 40 000 до 50 000 руб., а ее должностным лицам - от 4000 до 5000 руб.;

- предпринимателю - от 2000 до 2500 руб.

Кроме того, такое нарушение может повлечь за собой и конфискацию имущества (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Избежать санкций возможно только в случае, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд фирмы (предпринимателя) (п. 1 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Во-вторых, поставщик может привлечь стороннюю транспортную организацию. Обратите внимание: такой вариант доставки товаров мы подробно рассматривали в комментарии к Письму Минфина России от 10.03.2005 N 03-03-01-04/1/103. Поэтому остановимся на первом случае (доставка собственным автотранспортом) - налоговые последствия такого варианта будут другими.

Все дело в договоре

Вопросом о том, следует ли относить к "вмененной" деятельности доставку товаров (или продукции собственного производства) покупателям своим автотранспортом, организации-поставщики задаются уже давно. Дело в том, что налоговое законодательство четких норм на этот счет не содержит. В пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса говорится о том, что оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров при условии эксплуатации не более 20 машин подпадает под ЕНВД. При этом определения автотранспортной услуги в Кодексе нет.

Прояснить ситуацию взялся Минфин России в опубликованном Письме. Надо заметить, это не первая попытка финансового ведомства высказаться по данной проблеме (см. Письмо Минфина России от 07.09.2004 N 03-06-05-04/16). Хотя с течением времени позиция министерства не изменилась. Финансовые специалисты настаивают на том, что фирма, обеспечивая доставку товара покупателю, осуществляет два вида деятельности: торговлю и перевозки. Правда, при условии, что сумма за перевозку груза выделена в договоре отдельной строкой (а не включена в стоимость реализованных товаров).

Безусловно, логика в рассуждениях финансистов есть. Однако она не учитывает положения Гражданского кодекса. Действительно, система ЕНВД может применяться в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Как отдельный вид деятельности такие отношения регулируются договором перевозки (гл. 40, п. 1 ст. 784 ГК РФ). Стало быть, рассчитываться с бюджетом по "вмененному" налогу нужно, только если по заключенному соглашению перевозчик обязуется доставить и вручить получателю вверенный ему отправителем груз в пункт назначения, а отправитель - заплатить за это. Подтверждается такой договор транспортной накладной (или иным документом на груз), которую перевозчик выдает отправителю (ст. 785 ГК РФ).

В нашем же случае такого контракта нет. Договор поставки - это один из видов договоров купли-продажи. Он регулируется гл. 30 Гражданского кодекса и может содержать условия, на которых товар будет доставлен покупателю (п. 1 ст. 510 ГК РФ). В принципе договором поставки может быть предусмотрено и получение товара в месте нахождения поставщика (п. 2 ст. 510 ГК РФ). А это значит, что, когда фирма привозит товар своему клиенту, она выполняет предусмотренную договором обязанность продавца по его доставке. Говорить же, что выполнение торговцем своих обязательств - отдельный вид его деятельности (помимо торговли), не совсем корректно.

Обратите внимание: в этом году главное финансовое ведомство страны уже рассматривало вопрос о ЕНВД и договорах поставки (Письмо Минфина России от 08.02.2005 N 03-06-05-04/29). В своем февральском документе госслужащие указали, что фирмы (предприниматели) должны применять "вмененку", если транспорт, на котором развозятся товары, оборудован кассовым аппаратом. И покупатели расплачиваются за доставленные товары наличными.

Складывается интересная ситуация. Если следовать разъяснениям Минфина, то один и тот же бизнес - по договору поставки товаров - можно отнести к двум видам деятельности по гл. 26.3 Налогового кодекса:

- розничная торговля через объекты нестационарной торговой сети (Письмо N 03-06-05-04/29);

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Такое несоответствие указывает на наличие сомнений и противоречий в нормах гл. 26.3 Налогового кодекса. Оно может стать дополнительным аргументом в пользу плательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).

Напрашивается вывод: если фирма (предприниматель) доставляет продукцию покупателям собственным транспортом, переходить на ЕНВД по такой деятельности не нужно. При этом не имеет значения, выделили ли стороны в договоре цену перевозки отдельной строкой или включили в стоимость товара.

Ясно и другое. Подобная позиция может привести к спору с налоговым инспектором. Поэтому, чтобы не возникло повода для конфликта, можно поступить проще: все затраты по доставке включить в стоимость товара.

Подписано в печать

27.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письмам Минфина России от 14.04.2005 N 03-06-05-04/95 и N 03-06-05-04/96 ("Консультант", 2005, N 12) >
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 13.05.2005 N 03-03-02-02/70 ("Консультант", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.