|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Была машина простая, стала дорогая ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 20)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 20
БЫЛА МАШИНА ПРОСТАЯ, СТАЛА ДОРОГАЯ
Прочитал в прошлом номере "УНП" статью о том, как правильно сформировать первоначальную стоимость основного средства. Она навела меня вот на какие размышления. Действительно, организациям в налоговом учете выгоднее списать расход единовременно, чем через амортизацию. Однако есть случаи, когда учесть расходы невозможно ни по ст. 257, ни по другим нормам Налогового кодекса. Виной тому - ст. 252 НК РФ. А точнее - изложенное в ней требование о том, что все расходы должны быть экономически обоснованы. Взять хотя бы улучшение технических, потребительских и иных характеристик автомобиля, так называемый тюнинг. Учесть расходы на него при расчете налога на прибыль без придирок со стороны налоговиков получается далеко не всегда.
Докажи, что запчасти нужны
Итак, организация приобрела автомобиль. Директор решает облагородить машину: установить более мощный (или последней модели) двигатель, бронированные или тонированные стекла, создать современный внешний вид и т.д. Сначала рассмотрим ситуацию, когда работы по тюнингу автомобиля выполнены до введения его в эксплуатацию. Здесь беспокоиться нужно даже не о том, списать расходы единовременно или включить их в первоначальную стоимость. Нужно найти достаточно веские аргументы, чтобы вообще признать расходы в налоговом учете. Некоторые усовершенствования еще можно оправдать. Например, издать приказ о том, что двигатель последней модели нужен для более эффективной эксплуатации машины. Установку бронированных стекол можно объяснить заботой о более безопасном передвижении сотрудников компании (например, кассира при поездках в банк). Но вот убедить контролеров в необходимости аксессуаров, влияющих на аэродинамические характеристики автомобиля (например, спойлера, крыльев), практически невозможно.
Проблемы со списанием расходов возникнут и если произвести тюнинг после того, как машина введена в эксплуатацию. Оплату всех деталей, которые улучшили технические показатели автомобиля, компания отнесет на модернизацию. То есть увеличит первоначальную стоимость основного средства и в бухгалтерском, и в налоговом учете (п. 27 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", п. 2 ст. 257 НК РФ). Остальные детали (например, дополнительную подсветку для днища машины) в бухучете организация спишет на счет 91 "Прочие доходы и расходы" в том отчетном периоде, когда они были приобретены. В налоговом учете сложнее. Конечно, можно попробовать также квалифицировать расходы на "украшательство" как модернизацию машины. Но налоговики вряд ли с этим согласятся. При проверке стоимость той же подсветки они, скорее всего, вообще "снимут" с расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход.
Не откладывая в долгий ящик
Таким образом, некоторые затраты не удастся учесть независимо от того, в какой момент была усовершенствована машина: до ввода в эксплуатацию или после. Но один способ списать расходы все-таки есть. Это покупка заранее укомплектованной машины. В этом случае стоимость и двигателя, и тонированных стекол, и суперподвески сразу будет "сидеть" в цене автомобиля. По этой цене организация оприходует его и в бухгалтерском, и в налоговом учете. При проверке налоговики не смогут придраться к расходам на "украшательство" машины. Ведь в первичных документах не будут отдельно выделены суммы, потраченные на покупку "продвинутых" запчастей. Везде будет числиться только сам автомобиль. Для тех, кто решил последовать моему совету, - одно важное замечание. Купить машину с готовой "начинкой" в большинстве случаев накладнее, чем впоследствии "доводить ее до ума". Поэтому для начала определите, насколько велики расходы, которые налоговики наверняка не примут. Если таких расходов большинство, а на модернизацию можно списать только незначительную сумму, то мой способ - это то, что вам нужно.
От редакции. Проблема, которую затронул наш читатель, знакома многим бухгалтерам. Расходы на тюнинг автомобиля всегда обращают на себя пристальное внимание налоговиков. Корреспондент "УНП" узнал, что в Федеральной налоговой службе думают о возможности учесть подобные расходы при налогообложении прибыли. "Установка бронированных стекол и форсированного двигателя улучшает технические характеристики автомобиля. Поэтому ее можно квалифицировать как модернизацию, затраты по которой учитываются при расчете налога на прибыль, - вынесли свой вердикт специалисты Управления налогообложения прибыли (дохода) ФНС России. - Но у инспекторов непременно возникнет вопрос об экономической обоснованности расходов". Теперь о покупке уже улучшенной машины. В ФНС России считают, что вопрос экономической обоснованности должен возникнуть лишь в крайних случаях. "Представьте, что супердорогую машину приобретает "палаточник", - привели налоговики наглядный пример. - Понятно, у контролеров возникнут сомнения, что такая покупка действительно необходима фирме".
А.В.Пыталь Налоговый юрист Подписано в печать 27.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |