|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Налог на имущество организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 20)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 20
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Вадим Николаевич Сучков - заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов Минфина России.
- Добрый день. Мы планируем получить в банке кредит под залог недвижимого имущества. Хотим пригласить оценщика, чтобы он определил его рыночную стоимость. Если окажется, что эта стоимость больше остаточной, отразится это как-то на налоге на имущество? - Да, отразится. Вы вправе проводить оценку отдельных объектов основных средств не чаще одного раза в год. Соответственно, если вы это сделаете, то результаты переоценки нужно будет отразить в бухгалтерском учете, сформировав восстановительную стоимость переоцененных объектов основных средств. - То есть мы не можем просто оценить имущество и в бухучете это никак не отражать? - Вы же планируете получить в банке кредит под залог недвижимого имущества, учитываемого на вашем балансе. Поэтому вы должны принять во внимание, что банк, скорее всего, будет определять возможность предоставления такого кредита и его размер исходя из стоимости недвижимого имущества, отраженной в балансе. Естественно, что изменение балансовой стоимости недвижимого имущества отразится и на налоге на имущество. Ведь налоговая база будет определяться с учетом той стоимости, которую вы покажете в балансе. - Ответьте, пожалуйста, еще на один вопрос. - Слушаю вас.
- Наша компания строит жилое здание. Часть помещений планируем сдавать в аренду, а в некоторых разместится наша фирма. Можно ли весь этот объект поставить в бухгалтерском учете на счет 03? - Нет. Дело в том, что это будет единый объект, который использует ваша организация, в том числе и в целях управления организацией. - А если у объекта несколько корпусов, частично разделить нельзя? Например, корпус, используемый для компании, учитывать на 01-м счете, а сданный в аренду - на 03-м. - Тогда можно. Если здание имеет несколько корпусов и их назначение и фактическое использование различно, например корпус А используется для сдачи в аренду, а корпус Б - для собственных нужд организации, то в бухгалтерском учете они будут отражаться по-разному.
* * *
- У нас на балансе числятся рыболовные суда. На них установлены спасательный плот, приборы радионавигации, которые мы учитываем как самостоятельные объекты. - И в чем у вас проблема? - По законодательству нашего региона, если имущество используется для ловли и переработки рыбы, оно налогом не облагается. А налоговая инспекция заявляет, что эти плоты и приборы в ловле рыбы не участвуют, поэтому с них нужно заплатить налог. Наши аргументы, что это судовое снаряжение и без него работать нельзя. - А какова редакция льготы, записанная в вашем региональном законе? - Точно не могу вспомнить... - Наверное, она аналогична той, которая была ранее. То есть льгота применяется в отношении объектов, используемых для лова и переработки рыбы. А вы говорите об оборудовании, которое должно быть установлено на судне обязательно? - Да, именно так. Без него в принципе не выйти в море. - Я думаю, что льгота должна быть. Если использовать суда по назначению без радионавигационного оборудования и спасательных плотов нельзя и однозначно можно подтвердить, что конкретный набор оборудования и приборов должен быть на судне установлен, то это его неотъемлемая часть. - Значит, нам нужно подтвердить это документами? - Да. А именно, что невозможно использовать суда без конкретного вспомогательного оборудования.
* * *
- У меня вопрос по обособленным объектам имущества. - Пожалуйста. - У нас несколько объектов недвижимого имущества в регионах. Я сдаю декларации по местонахождению каждого из них. А налог плачу одной платежкой в каждый субъект. И вот из одного региона мне позвонили и сказали, что налог нужно разбивать по каждому объекту. Правильно ли это? - Посмотрите, в ст. ст. 385 и 386 НК РФ сказано, что организация в этом случае уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого обособленного объекта недвижимого имущества. И, соответственно, представляет расчеты по авансовым платежам и декларацию по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества. - Я так и делаю. Но вопрос в самом платеже. У нас в одном регионе четыре объекта. Реквизиты, то есть КБК, расчетный счет одни и те же, только КПП разные. Но мне сказали, что начислят пени. - Формально вы налог заплатили в полном объеме. Но дело в том, что в ряде субъектов региональный бюджет делится налогом с местными бюджетами. Поэтому необходимо знать, откуда и за какой объект недвижимого имущества поступили деньги. Ведь регион отдает часть средств в то муниципальное образование, откуда "пришел" налог. То есть по месту фактического нахождения недвижимого имущества. Если у вас объекты разбросаны по территории региона, то каждый местный бюджет должен получить свою часть налога. - То есть лучше платить отдельными платежными поручениями? - Думаю, что да. Технически работы будет больше, но зато претензий со стороны налоговиков не будет. - Но там даже ОКАТО одинаковый! У меня в одном населенном пункте четыре объекта. - В этом случае, если вы представите одну декларацию и платите налог по одному платежному документу, претензий к вам быть не должно. Ведь эти несколько объектов находятся в одном муниципальном образовании и на территории, обслуживаемой одной налоговой инспекцией. - А в инспекции заявляют, что у них программа устроена так, что они заводят объекты по КПП. Поэтому в будущем я буду перечислять налог отдельно по каждому объекту. Но на то, что я перечисляла целый год, мне сказали, что начислят пени. - Думаю, что для начисления пеней в данном случае нет оснований. Вы же заплатили налог полностью.
* * *
- Помогите, пожалуйста, разобраться. Мы совсем запутались с госрегистрацией недвижимости. - А в чем проблема? - Мы продаем здание. С какого момента мы перестаем платить налог на имущество? - В тот момент, когда вы списываете здание с бухгалтерского учета, а именно со счета 01 "Основные средства". Как только вы его продаете и, соответственно, перестаете использовать объект в производственных целях или целях управления. У вас подписан договор... - И не только. Еще акт приема-передачи. Нам уже оплатили стоимость здания. А как быть с госрегистрацией? - Сразу подавайте документы на госрегистрацию. А пока в регистрационных документах ваша организация будет записана как собственник имущества. Но методология бухгалтерского учета позволяет списать основное средство по факту заключения договора купли-продажи и подписания передаточных актов. Поэтому с момента списания объекта основных средств с бухгалтерского учета налог на имущество по данному объекту вы не платите. - Хорошо, спасибо. Теперь другой вопрос. Мы покупаем здание. Заключили договор, оплатили, подписали акт приема-передачи. То есть уже приняли на баланс. Но права собственности еще нет. Я смотрела Методические указания по бухучету основных средств <*>, и там написано, что основное средство нужно учитывать на счете 01 и амортизировать с момента подачи документов на госрегистрацию... ————————————————————————————————<*> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.
- Да, так можно поступать. - Но недавно я нашла Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 27.04.2005 N 18-11/1им/30479. В нем сказано, что налог на имущество следует начислять с того момента, как объект фактически эксплуатируется. Даже если документы не переданы на регистрацию прав. - Давайте разбираться. Вы понесли затраты на приобретение объекта. Вы можете ввести его в эксплуатацию и должны подать документы на госрегистрацию прав на данный объект. Предположим, она будет длиться некоторое время. До этого затраты, понесенные на приобретение объекта, будут учитываться на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". И лишь после госрегистрации объект переводится на счет 01. - Но в методичках написано, что объект ставится на счет 01 при подаче документов... - Не совсем так. В п. 52 Методических указаний, на которые вы ссылаетесь, определено так. Те объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче, переданы документы на госрегистрацию и которые фактически эксплуатируются, допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Причем с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств. В этом случае появляется объект обложения по налогу на имущество. Но хочу подчеркнуть: принятие указанных объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств - это ваше право, а не обязанность. Поэтому, если вы не сделаете этого, вам не надо будет платить налог.
"Горячую линию" подготовили А.В.Илюшечкин Эксперт "УНП"
С.В.Новиковская Руководитель отдела внешних связей "УНП" Подписано в печать 27.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |