|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ответственность за нарушение налогового законодательства ("Все о налогах", 2005, N 6)
"Все о налогах", 2005, N 6
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Если в ходе проверок устанавливаются нарушения налогового законодательства, налоговый орган может привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, а должностных лиц налогоплательщика - юридического лица - к административной ответственности. Если при налоговой проверке сумма неуплаченных налогов превысит размер, установленный Уголовным кодексом РФ, материалы проверки передаются в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, которая может привлечь должностных лиц налогоплательщика и к уголовной ответственности <*>. ————————————————————————————————<*> Вопросы уголовной ответственности в рамках данной статьи не рассматриваются.
Налоговая ответственность регулируется гл. 16 и 18 <**> части первой НК РФ. ————————————————————————————————<**> Глава 18 НК РФ регулирует вопросы налоговой ответственности финансово-кредитных организаций и здесь не рассматривается.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Как известно, налогоплательщик обязан подать заявление о постановке на учет лишь при осуществлении деятельности через обособленное подразделение. Срок подачи заявления о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения - один месяц после создания обособленного подразделения. Согласно ст. 116 НК РФ, если налогоплательщик нарушил срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе менее чем на 90 дней, на него накладываются штрафные санкции в сумме 5 тыс. руб., если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит 10 тыс. руб.
Должностные лица организации, нарушившей срок постановки на учет в налоговом органе или внебюджетном фонде, привлекаются к административной ответственности в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ. Штраф составляет от 5 до 10 МРОТ (от 500 до 1000 руб.). Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе согласно ст. 117 НК РФ влечет взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб., при сроке более трех месяцев штраф составит 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Для должностных лиц организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ) - штраф от 20 до 30 МРОТ (от 2 тыс. до 3 тыс. руб.). Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке. Налогоплательщик должен информировать налоговый орган об открытии или закрытии счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ) в течение 10 дней с момента открытия или закрытия счета. При нарушении этого срока к налогоплательщику применяется ответственность в соответствии со ст. 118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения сведений. Должностные лица налогоплательщика, нарушившего установленный срок представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации, несут ответственность согласно ст. 15.4 КоАП РФ - штраф от 10 до 20 МРОТ (от 1 тыс. до 2 тыс. руб.). К счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ), т.е. налоговый орган может оштрафовать только за несообщение сведений о расчетном счете и текущем валютном счете. Непредставление налоговой декларации. Для каждого налога установлен свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик нарушает этот срок, на него накладывается штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если декларация не представлена в налоговый орган по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации (более 180 дней), то это повлечет для налогоплательщика взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня. Налогоплательщику необходимо обратить внимание, что налоговый орган не может привлечь налогоплательщика к ответственности одновременно на основании и п. 1, и п. 2 ст. 119 НК РФ <***>. ————————————————————————————————<***> По этому вопросу см. Письмо МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 (в ред. Письма МНС России от 12.05.2004 N 14-3-03/1712-6).
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика накладывается штраф в размере 5 тыс. руб. Если же они совершены в течение более одного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб. Если при этом они еще и повлекли занижение налоговой базы, штраф составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. По мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, составы налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, а также ст. 122 НК РФ, устанавливающей ответственность за неуплату или неполную уплату налога, недостаточно разграничены между собой. При этом п. 2 ст. 108 НК РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с привлечением организации-налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам и налоговым органам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120 НК РФ, т.е. применение ст. 122 НК РФ не допускается. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в п. 3 ст. 120 НК РФ, то организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ, - за неуплату или неполную уплату налога (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Неуплата или неполная уплата сумм налога. Если налогоплательщик не уплатил или не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), то это повлечет для него штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если при этом будет доказано, что действия его были умышленными, штраф будет исчисляться в размере 40% от неуплаченных сумм налога. Как было отмечено выше, нарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ, очень похожи. Нередко налоговики пытаются привлечь налогоплательщика за одно и то же нарушение одновременно по двум этим статьям. Обратите внимание, что Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.01.2001 N 6-О пришел к выводу, что такие действия не соответствуют закону, так как никто не может быть привлечен дважды за одно и то же нарушение. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Если налоговый агент не удержал и (или) не полностью перечислил налог, то в соответствии со ст. 123 НК РФ это влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Напомним, что обязанности налогового агента установлены в следующих случаях: - при удержании и перечислении налога на доходы физических лиц с доходов; - при удержании и перечислении НДС со стоимости товаров (работ, услуг), покупаемых у иностранной фирмы, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации; с сумм арендной платы, когда арендуют государственное или муниципальное имущество; со стоимости конфискованного, бесхозяйного или скупленного имущества, когда реализация происходит по поручению уполномоченного государственного органа; - при удержании и перечислении налога на прибыль с доходов, которые выплачивают иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в Российской Федерации, и с сумм дивидендов, выплачиваемых другим фирмам. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест. Если на имущество решением руководителя налогового органа наложен арест, то отчуждение (за исключением производимого под контролем либо с разрешения налогового органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 125 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 тыс. руб. Напомним, что под арестом имущества понимают способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Он состоит в ограничении права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид документов. Требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования (п. 1 ст. 93 НК РФ). Кроме того, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Эти мероприятия также называются встречными проверками (ст. 87 НК РФ). При непредставлении налогоплательщиком в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, он будет оштрафован в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). В случае отказа налогоплательщика предоставить необходимые документы по запросу налогового органа или уклонения от предоставления таких документов либо предоставления документов с заведомо недостоверными сведениями штраф составит 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Свидетель налогового правонарушения. В соответствии со ст. 90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеют право вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказаться от такого вызова без уважительных на то причин (болезнь, препятствующая явке, необходимость ухода за больным членом семьи и т.д.). Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода. Для участия в мероприятиях налогового контроля могут привлекаться эксперты, переводчики и специалисты. Их отказ от участия в проведении налоговой проверки влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные материалы являются недостаточными или если у него не хватает необходимых знаний для проведения экспертизы (п. 5 ст. 95 НК РФ). Других причин отказа эксперта, а также переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки Налоговым кодексом не предусмотрено. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установлена ст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. При этом ст. 129.1 применяется к иным категориям лиц, на которых возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, штраф составит 5 тыс. руб. Снижение суммы штрафных санкций. Пункт 3 ст. 114 НК РФ предусматривает возможность снижения размера штрафов за совершение налоговых правонарушений в случае установления смягчающих ответственность обстоятельств. Так, в частности, определено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций. Таким образом, право учитывать и применять смягчающие обстоятельства дано только суду, налоговым органам такое право не предоставлено. Налоговые органы при принятии решения о привлечении к налоговой ответственности в случае установления в ходе проверки обстоятельств совершения налогового правонарушения, которые могут быть расценены как смягчающие, обязаны на основании п. 3 ст. 101 НК РФ отразить их в принимаемом решении. Однако факт неотражения налоговыми органами в принимаемых решениях смягчающих ответственность обстоятельств не является препятствием для установления таких обстоятельств судом самостоятельно. Более того, из ст. 112 НК РФ следует, что суду вменено в обязанность при рассмотрении вопроса о привлечении лица к налоговой ответственности устанавливать наличие или отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств. В соответствии с п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: - совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; - совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; - иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Ю.М.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 26.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |