|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговый учет при договоре простого товарищества (Окончание) ("Все о налогах", 2005, N 6)
"Все о налогах", 2005, N 6
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПРИ ДОГОВОРЕ ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА
(Окончание. Начало см. "Все о налогах", 2005, N 5)
Налог на имущество
Порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций установлен гл. 30 НК РФ. В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество устанавливают законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, при этом они определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, а также порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу. Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Налогоплательщиками признаются: - российские организации; - иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Налоговая база в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) согласно ст. 377 НК РФ определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело. Налоговым периодом налога на имущество признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (ст. 380 НК РФ). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Довольно часто возникает вопрос об определении места налогообложения имущества, переданного по договору о совместной деятельности. В отношении такого имущества можно отметить следующее: - если оно входит в состав имущества организации, оно должно включаться в налоговую базу по месту нахождения организации; - если оно входит в состав имущества обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, оно должно включаться в налоговую базу по месту нахождения обособленного подразделения; - если оно является отдельным объектом недвижимости, оно должно включаться в налоговую базу по месту нахождения этого объекта недвижимости. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу. Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, исчисление налога на имущество в условиях договора о совместной деятельности имеет ряд особенностей, которые разъясняются в Письме Минфина России от 16.09.2004 N 03-06-01-04/33. Имущество, участвующее в простом товариществе в рамках договора о совместной деятельности, подлежит включению в налоговую базу каждого участника договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) независимо от того, на каких счетах бухгалтерского учета оно учитывается. Информация о порядке исполнения договора простого товарищества, необходимая для формирования отчетной, налоговой и иной документации, составляется и представляется товарищем, ведущим общие дела, каждому участнику договора в порядке и сроки, установленные договором. При этом согласно п. 20 Положения по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03 (утв. Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н; далее - ПБУ 20/03) представление товарищем, ведущим общие дела, информации, включаемой в бухгалтерскую отчетность товарищей, осуществляется в сроки, определенные договором, но не позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003; далее - Закон о бухгалтерском учете), т.е. не позднее 30 дней по окончании квартала и 90 дней по окончании года. Участники простого товарищества самостоятельно осуществляют уплату налога в соответствующий бюджет и представляют налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам) в сроки, установленные ст. 386 НК РФ. Если один из участников договора простого товарищества имеет льготу по налогу на имущество, то данная льгота распространяется только на этого участника. Как уже отмечалось, каждый товарищ вносит в общую собственность простого товарищества свою долю имущества. При этом передаваемое имущество каждый участник со своего баланса окончательно не списывает, а переносит его стоимость из одной группы активов в другую. Для этого используют счет 58, субсчет 4 "Вклады по договору простого товарищества". При передаче основных средств участники-товарищи делают такие записи: Дебет 01 Кредит 01 - списана первоначальная стоимость основных средств, переданных в соответствии с договором о совместной деятельности; Дебет 02 Кредит 01 - списана сумма начисленной амортизации; Дебет 58 Кредит 01 - отражена стоимость основных средств, переданных в совместную собственность в составе финансовых вложений. Принятие на учет имущества, переданного в простое товарищество участником, ведущим общие дела, отражается проводкой: Дебет 01 Кредит 80 - отражена стоимость основного средства, переданного в простое товарищество. Вклады учитываются в оценке, предусмотренной договором о совместной деятельности. При этом по объектам основных средств в соответствии с п. 18 ПБУ 20/03 устанавливается новый срок полезного использования и выбирается способ амортизации независимо от продолжительности эксплуатации основного средства и метода начисления амортизации, которые применялись до заключения договора. Учет имущества, внесенного участниками по договору о совместной деятельности, осуществляется в оценке, предусмотренной в договоре, на основании первичных учетных документов о постановке имущества на учет. Договорная оценка не зависит от балансовой стоимости этого имущества у товарища.
Пример 5. Организации ООО "Вьюга" и ЗАО "Альянс" заключили договор простого товарищества. Каждый из участников внес в общую собственность денежные средства: ООО "Вьюга" - 60%, ЗАО "Альянс" - 40%. Учет совместного имущества ведет ООО "Вьюга". Допустим, остаточная стоимость основных средств, приобретенных в процессе совместной деятельности, составила: на 1 января 1 000 000 руб.; на 1 февраля 950 000 руб.; на 1 марта 900 000 руб.; на 1 апреля 850 000 руб.; на 1 мая 800 000 руб.; на 1 июня 750 000 руб.; на 1 июля 700 000 руб.; на 1 августа 650 000 руб.; на 1 сентября 600 000 руб.; на 1 октября 550 000 руб. До 20 октября бухгалтер ООО "Вьюга" должен представить эти данные своему партнеру. На их основании каждый из участников совместной деятельности должен рассчитать сумму налога на имущество. Среднегодовая стоимость общего имущества будет у всех партнеров одинаковой: (1 000 000 + 950 000 + 900 000 + 850 000 + 800 000 + 750 000 + 700 000 + 650 000 + 600 000 + 550 000) : (9 + 1) = 775 000 руб. Ставка налога на имущество в данном регионе составляет 2,2%, соответственно сумма налога на имущество, который должна уплатить за 9 месяцев каждая организация, составит: ООО "Вьюга": 775 000 руб. х 2,2% х 60% = 10 230 руб.; ЗАО "Альянс": 775 000 руб. х 2,2% х 40% = 6820 руб. По окончании каждого квартала каждый из участников простого товарищества должен представить в налоговые органы декларацию по налогу на имущество организаций. Форма декларации утверждена Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224. Следует отметить, что новые формы декларации не приспособлены для отражения в них стоимости основных средств, задействованных в совместной деятельности, поэтому возникают некоторые трудности. Для того чтобы правильно отразить в декларации показатель среднегодовой стоимости основных средств (строка 140 разд. 2), надо свести три составляющих: - среднюю остаточную стоимость основных средств, используемых в самостоятельной деятельности; - среднюю остаточную стоимость основных средств, переданных в качестве вклада в совместную деятельность; - долю средней остаточной стоимости основных средств, приобретенных в результате совместной деятельности. В расчетную базу для налога на имущество обязательно надо включать все три показателя.
Пример 6. Допустим, организация заключила договор о совместной деятельности и в качестве вклада передала объект основных средств стоимостью 100 000 руб. Помимо этого, на балансе организации числятся основные средства по состоянию на 1 января по остаточной стоимости 120 000 руб. В процессе совместной деятельности было приобретено новое имущество, 30% из стоимости которого принадлежит организации. Для расчета налогооблагаемой базы за отчетный год необходимо определить по обычному алгоритму среднегодовую стоимость каждого из трех показателей. 1. Среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых на балансе, - 120 000 руб. (для простоты расчета возьмем готовые цифры); 2. Среднегодовая стоимость основных средств, переданных в качестве вклада в совместную деятельность и учитываемых на обособленном балансе, - 100 000 руб.; 3. Среднегодовая стоимость основных средств, приобретенных в результате совместной деятельности и учитываемых на обособленном балансе, - 100 000 руб. Общая среднегодовая стоимость основных средств, облагаемых налогом на имущество, будет определяться следующим образом: 120 000 руб. + 100 000 руб. + 100 000 руб. х 30% = 250 000 руб. Квартальный авансовый платеж по налогу на имущество составит: 250 000 руб. х 2,2% х 1/4 = 1375 руб.
Транспортный налог
Транспортный налог установлен гл. 28 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 1 августа 2002 г. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не являются объектом налогообложения: 1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил; 2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; 3) промысловые морские и речные суда; 4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; 5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; 6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба; 7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом; 8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы. Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 359 НК РФ определяется: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359, - как единица транспортного средства. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 1, 1.1 и 2 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база определяется отдельно. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки, установленные ст. 361 НК РФ, являются лишь ориентировочными. Налоговые ставки, применяемые налогоплательщиками при расчете суммы налога, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства на базе налоговых ставок, приведенных в Налоговом кодексе. Налоговые ставки, утвержденные законами субъектов Российской Федерации, могут быть увеличены или уменьшены по сравнению с "базовыми", но не более чем в 5 раз. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств. Глава 28 НК РФ не устанавливает налоговых льгот по транспортному налогу. Они могут предоставляться законом субъекта Российской Федерации бюджетным организациям, органам социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения, общественным организациям инвалидов, интернатам и др. Организации-налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 356 НК РФ при введении налога законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации вправе определить форму отчетности по налогу. В случае если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта Российской Федерации о налоге, налогоплательщик - юридическое лицо обязан представить в налоговый орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, разработанной МНС России (сейчас - Минфином России). Форма налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 (вступил в силу 15 февраля 2004 г.). Налоговую декларацию представляют только организации - плательщики транспортного налога. Организации, у которых нет транспорта либо имеются только незарегистрированные транспортные средства (например, числящиеся на балансе как товары), декларацию не представляют. Если организация пользуется льготой, предусмотренной региональным законодательством, или транспорт этой организации не подлежит налогообложению согласно п. 2 ст. 358 НК РФ, она должна подавать декларацию в общеустановленном порядке. Срок представления декларации по транспортному налогу устанавливается законами субъектов Российской Федерации. Налоговая декларация по транспортному налогу может представляться: - по итогам налогового периода (за календарный год) - за год единовременно; - в течение налогового периода - за год единовременно; - по итогам отчетных периодов (например, квартала, полугодия, 9 месяцев) - по авансовым платежам, а также за год - по итогам налогового периода. Налогоплательщиком транспортного налога по транспортным средствам, переданным в качестве вклада по договору простого товарищества, будет являться собственник транспортного средства, т.е. лицо, передавшее его.
Упрощенная система налогообложения
Чтобы сэкономить на едином налоге, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, объединяются в простое товарищество и далее действуют в рамках совместной деятельности. При этом товарищ, ведущий общие дела, определяет прибыль от совместной деятельности и распределяет ее между участниками. В итоге каждый участник при расчете единого налога включает в доходы не выручку, а прибыль, сумма которой, естественно, меньше. Порядок расчета и уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения регулируется гл. 26.2 НК РФ, согласно которой упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (далее - общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый согласно ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС). Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Организации при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: - доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Обратите внимание, что Налоговый кодекс не определяет понятие дохода от участия в простом товариществе, в п. 9 ст. 250 НК РФ уточняется только, что таким доходом является распределяемый в пользу налогоплательщика доход. В Письме Минфина России от 13.10.2004 N 03-03-02-04/1/25 сообщается, что согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывает следующие доходы: - от реализации товаров (работ, услуг); - от реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; - внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. Согласно п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признается доход, распределяемый в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемый в порядке, предусмотренном ст. 278 НК РФ. Пунктами 3 и 4 ст. 278 НК РФ, в частности, установлено, что участник простого товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом по результатам каждого отчетного (налогового) периода доход каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в доходе товарищества, полученном за отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников в рамках товарищества. Доходы, полученные от участия в товариществе (т.е. суммы прибыли простого товарищества, распределенные между участниками), включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщиков (применяющих упрощенную систему налогообложения) - участников товарищества и учитываются при определении налоговой базы для исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, для целей налогообложения не учитываются. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Рассмотрим упрощенную систему налогообложения применительно к совместной деятельности по договору простого товарищества. Как известно, само простое товарищество не является юридическим лицом, не регистрируется в налоговой инспекции и не является плательщиком налогов. Это лишь вид гражданско-правового договора, который вправе заключать организации. А налоги по всем сделкам, совершенным в интересах товарищества, платят сами товарищи. Если же в простое товарищество объединяются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, то по сделкам товарищества они также должны платить единый налог. Однако таким организациям, возможно, придется столкнуться с противодействием налоговиков. Так, некоторые из них считают, что по доходам и расходам простого товарищества необходимо платить налоги в общем порядке, т.е. налог на прибыль, НДС, налог на имущество, ЕСН и др. Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Но само простое товарищество данным положением воспользоваться не может, так как не образует юридическое лицо. Поэтому организации, которой поручено вести общие дела, придется фиксировать информацию о хозяйственной деятельности товарищества на счетах бухгалтерского учета, как того требует ПБУ 20/03. В Письме МНС России от 06.10.2003 N 22-2-16/8195-ак185 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения" разъясняется, что ведение учета общего имущества, обязательств и хозяйственных операций простого товарищества (вне зависимости от категорий лиц, объединившихся в простое товарищество, и применяемых каждым товарищем систем налогообложения) должно осуществляться в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения. Согласно Письму Минфина России от 11.02.2005 N 03-03-02-04/1/37 налогообложение предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках простого товарищества, должно производиться в общеустановленном порядке. Доход от совместной деятельности определяется на основании ст. 278 НК РФ и является внереализационным доходом. В соответствии с этой статьей каждая организация-товарищ в свои доходы включает только долю, которая причитается ей по договору. Эту долю определяет участник, ведущий общие дела товарищества. Что же считать доходом от совместной деятельности - прибыль или выручку? Согласно ст. 1048 ГК РФ между участниками простого товарищества распределяется именно полученная прибыль, а не выручка. Косвенным подтверждением этой точки зрения является и тот факт, что в п. 4 ст. 278 НК РФ упоминаются убытки от совместной деятельности. Из этого можно сделать вывод, что под доходами в ст. 278 НК РФ понимается прибыль. Именно такая трактовка определения доходов от совместной деятельности позволяет сэкономить на налогах организациям или частным предпринимателям, объединившимся в простое товарищество. Ведь если работать с контрагентами как обычно, то при расчете единого налога в доходы придется включить всю полученную выручку. А при совместной деятельности между товарищами распределяется прибыль (или убыток) от совместной деятельности. Ясно, что сумма прибыли намного меньше величины выручки. Выгода от этого двойная: во-первых, с меньшей суммы платится единый налог, во-вторых, простое товарищество может иметь доходы и свыше 15 млн руб. в год и при этом у организаций, входящих в него, доход не будет превышать данную сумму, и они по-прежнему смогут применять упрощенную систему налогообложения. Однако с таким подходом не согласны некоторые работники налоговых служб на местах. Они считают, что поскольку в ст. 278 НК РФ говорится о доходах, то и при расчете единого налога надо учитывать выручку, а не прибыль. Поэтому может случиться, что свою позицию простому товариществу придется отстаивать в суде.
Пример 7. Две небольшие фирмы, занимающиеся изготовлением стройматериалов и ремонтно-строительными работами, ООО "Луна" и ООО "Ремфасад" заключили договор о совместной деятельности. Обе фирмы применяют упрощенную систему налогообложения и платят единый налог с доходов. Доля ООО "Луна" в товариществе - 70%, а доля ООО "Ремфасад" - 30%. Общие дела товарищества ведет ООО "Луна", поэтому ему придется вести бухгалтерский учет созданного товарищества. За январь 2005 г. в рамках совместной деятельности была получена выручка от продажи товаров в сумме 500 тыс. руб., а оплаченные расходы простого товарищества составили 380 тыс. руб. Деньги от заказчиков пришли также в январе. В итоге прибыль от совместной деятельности, приходящаяся на ООО "Луна", в январе 2005 г. составила: (500 тыс. руб. - 380 тыс. руб.) х 70% = 84 тыс. руб. Соответственно прибыль ООО "Ремфасад" равна: (500 тыс. руб. - 380 тыс. руб.) х 30% = 36 тыс. руб. Предположим, что других доходов ни ООО "Луна", ни ООО "Ремфасад" в январе 2005 г. не получали. Тогда единый налог за этот месяц будет равен: у ООО "Луна" - 84 тыс. руб. х 6% = 5040 руб.; у ООО "Ремфасад" - 36 тыс. руб. х 6% = 2160 руб. Посмотрим, какая была бы сумма налога у этих организаций, если бы они не вели совместную деятельность. Итак, выручка у ООО "Луна" - 350 тыс. руб. (500 тыс. руб. х 70%), у ООО "Ремфасад" - 150 тыс. руб. (500 тыс. руб. х 30%). В результате сумма единого налога за январь 2005 г. составила бы: у ООО "Луна" - 350 тыс. руб. х 6% = 21 тыс. руб., у ООО "Ремфасад" - 150 тыс. руб. х 6% = 9 тыс. руб. Как видно из расчетов, при совместной деятельности суммы единого налога у фирм в несколько раз меньше, чем в случае, когда такой договор не заключен.
Л.Н.Мякинина Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 26.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |