Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Когда предпринимателю закон не писан (нюансы применения ККТ) ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 6)



"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 6

КОГДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ЗАКОН НЕ ПИСАН

(НЮАНСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ)

ФНС России недавно выпустила Письмо от 04.03.2005 N 22-3-13/293, в котором устранила все сомнения по поводу применения кассовой техники индивидуальными предпринимателями. В Письме рассмотрено много вопросов, которые мы рассмотрим последовательно. Так, до сих пор многих терзали сомнения: должны ли предприниматели, находящиеся на специальных режимах налогообложения (ЕНВД или "упрощенка"), применять кассовую технику. Однако налоговики в указанном Письме выразили однозначное мнение, что применять ККТ обязаны все, независимо от вида деятельности.

Для отдельных видов предпринимательской деятельности применение ККТ не обязательно. Перечень таких видов деятельности содержится в ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".

ККТ исключили из реестра. Выносим на свалку?

Согласно требованиям Закона вся кассовая техника, обслуживающая наличные расчеты с населением, подлежит государственному учету. До утверждения Правительством РФ порядка и условий регистрации ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, действует Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденный Приказом еще Госналогслужбы России (от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36). Данный Порядок предусматривает обязательность подачи заявок установленной формы в налоговый орган с целью регистрации кассовых аппаратов. Налоговый орган в течение 5 дней регистрирует либо отказывает в регистрации ККТ (ранее существовала и, соответственно, в данном документе используется аббревиатура "ККМ").

Для того чтобы ККТ беспрепятственно поставили на учет, она должна отвечать ряду требований. Во-первых, техника должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета налогоплательщиков-предпринимателей. Во-вторых, техника должна быть исправна и опломбирована. И, в-третьих, она должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации. Это указано в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56 "О применении ККТ при ее исключении из Государственного реестра". Там же сказано, что, если начисление амортизации на контрольно-кассовую технику не предусмотрено и модель контрольно-кассовой техники исключена из Государственного реестра, дальнейшее ее использование "не представляется возможным". Последняя корректировка содержания реестра была проведена в 2004 г. Тогда госкомиссия по контрольно-кассовым машинам исключила из него ряд моделей (Протокол заседания межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 12.03.2004 N 1/77-2004). Касается это машин с фискальной памятью, которые не оснащены шифровальными средствами защиты фискальных данных.

Кассовую технику возможно применять до тех пор, пока не истечет срок ее полезного использования, определенный для целей налогового учета данного основного средства. Такой точки зрения придерживаются налоговые органы (Письмо ФНС России от 04.03.2005 N 22-3-13/293).

Срок полезного использования (службы) кассовых аппаратов - от пяти до семи лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". На кассовые аппараты по правилам бухгалтерского учета заводят карточки по форме ОС-6 и указывают в них срок полезного использования. По истечении этого срока ККТ исключается из Госреестра.

Все равно его не брошу, потому что он - хороший!

Однако предприниматель может еще и модернизировать свой кассовый аппарат. Как известно, такие затраты в налоговом учете увеличивают первоначальную стоимость основного средства (п. 2 ст. 257 НК РФ). Кроме того, в этом случае можно увеличить срок полезного использования объекта (п. 1 ст. 258 НК РФ). Если предприниматель модернизировал исключенный из реестра аппарат и тем продлил срок его службы, то время его законного использования увеличивается. Однако специалисты Минфина предупреждают, что увеличить период службы можно только в пределах сроков, установленных для конкретной амортизационной группы. Для кассовой техники данный срок не может превышать 7 лет. Это говорится в уже указанном Письме Минфина России (от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56).

Если же предприниматель списал кассовый аппарат в момент его ввода в эксплуатацию, а это можно сделать, находясь на общем режиме налогообложения, если его стоимость не превышает 10 тыс. руб. (абз. 2 п. 1 ст. 221, ст. 256, п. 3 ст. 254 НК РФ), а на УСН - вообще без стоимостных ограничений (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), то Минфин считает, что исключенный из Госреестра ККТ, стоимость которой была списана на расходы, использовать в работе нельзя. Единственный случай, когда это возможно, - если при общем режиме налогообложения списан аппарат стоимость до 10 тыс. руб., а в результате модернизации эта стоимость стала выше этого предела. Тем же предпринимателям, которые уже списали кассовый аппарат в расходы, а теперь, после его исключения из реестра, пожалели об этом, можно посоветовать восстановить его в учете и пересчитать налоги за эти периоды, если доплатить налог оптимальнее, чем приобрести новый кассовый аппарат, - здесь нужно определить "цену вопроса", ведь придется подавать исправительную декларацию за тот период, когда был списан этот кассовый аппарат, доплачивать налог, а также оприходовать его в налоговом учете основных средств, назначить ему норму амортизации, произвести ее начисление за все периоды до сего дня и сдать исправительные декларации за эти периоды, уменьшив налог с учетом увеличения расходов за счет амортизации. Кроме того, если аппарат был куплен больше семи лет назад, то в таких действиях вообще не будет смысла - его все равно придется самортизировать по документам раньше.

Есть ли у предпринимателей лимит расчетов наличными?

Организациям торговли давно уже известно правило, установленное Указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У. Согласно этому правилу предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке равен 60 000 руб.

Предельный размер расчетов наличными представляет собой сумму денежных средств, полученную в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. При расчете как по одному, так и по нескольким денежным документам этот размер превышать нельзя. Данное мнение высказано в совместном Письме ЦБ РФ от 02.07.2002 N 85-Т и МНС России от 01.07.2002 N 24-2-02/252.

Что касается индивидуальных предпринимателей, если расчеты наличными деньгами осуществляются между предпринимателями либо между юридическим лицом и предпринимателем, то какие-либо ограничения по размеру таких расчетов законодательством не предусмотрены.

Поэтому предприниматели могут смело рассчитываться за товары, работы, услуги без каких-либо ограничений.

Это выгодное отличие становится частой причиной "капитализма закадычных друзей" (выражение Дж. Стиглица) между индивидуальным предпринимателем и его партнером-организацией. Некоторые организации даже специально регистрируют директора, учредителя или кого-то из сотрудников в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы воспользоваться этим преимуществом при срочных сделках, когда нет времени дожидаться прохождения банковского перевода и контрагент требует всю сумму наличными, в случаях необходимости легализации большой суммы в кассе организации и в других ситуациях.

Предприниматель и кассовая книга

Еще один спорный вопрос касается порядка ведения кассовых операций и необходимости ведения кассовой книги.

Во многих регионах вопрос о ведении кассовой книги, об оформлении приходных и расходных кассовых ордеров предпринимателями, применяющими специальные режимы, остается неоднозначным. Проверяющие органы не раз налагали штрафы на предпринимателей по ст. 15.1 КоАП РФ за несоблюдение кассовой дисциплины.

По мнению налоговых органов, кассовую книгу необходимо вести на основании п. 4 ст. 346.11 и п. 2 ст. 346.26 НК РФ, где говорится, что для фирм и предпринимателей, применяющих спецрежимы, сохраняется порядок ведения кассовых операций. Учитывая, что в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ предпринимательская деятельность граждан подчиняется тем же правилам, что и деятельность фирм, налоговые органы сделали вывод о том, что предприниматели обязаны соблюдать все правила, установленные Порядком ведения кассовых операций. То есть, получая деньги от покупателей, они должны не только выбивать кассовые чеки, но и в конце дня оформлять приходный кассовый ордер на общую сумму выручки. Этот же довод относится и к "расходникам", которые предприниматель якобы должен оформлять, прежде чем тратить свои деньги.

Отстаивая свою правоту в спорах с налоговыми органами, можно использовать следующие аргументы.

Прежде всего, п. 44 Порядка ведения кассовых операций указывает на обязательное применение этого документа всеми предприятиями, а не предпринимателями! А само понятие "предприятие", заметим, не установлено ни налоговым, ни гражданским законодательством. Однако по обычаям делового оборота под предприятием понимают фирму, юридическое лицо.

К тому же налоговые органы сами издали Письмо от 15.09.2004 N 33-0-11/581 "О Порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы". В этом документе они прямо указали, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40, предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности. Данный Порядок регулируется исключительно Банком России.

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведение налогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено.

Кроме того, в случае возникновения спорных ситуаций мы имеем возможность воспользоваться нормой п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законов толкуются в пользу налогоплательщика, поэтому, даже если дело дойдет до суда, у предпринимателей есть все шансы выиграть спор.

Применение ККТ предпринимателями: вопросов больше,

чем ответов?

С какими проблемами сталкиваются предприниматели, работающие в разных сферах деятельности?

Например, что касается предпринимателей, которые занимаются приемом металлолома от населения, то согласно Письму МНС России от 09.04.2004 N 33-0-11/281 наличные денежные расчеты в таком случае индивидуальных должны в обязательном порядке проводиться с применением ККТ.

Предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению, не обязательно должны использовать кассовую технику.

В соответствии с Письмом МНС России от 12.05.2004 N 33-0-14/328 при оказании услуг по ремонту, замене дверей и смене врезных и накладных замков организации и индивидуальные предприниматели могут использовать утвержденные Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33 формы бланков строгой отчетности БО-1, БО-3 для оформления наличных денежных расчетов с населением без применения ККТ.

То же самое касается предпринимателей, которые занимаются оказанием услуг фотографии населению. Только в данном случае предприниматели для оформления наличных расчетов должны применять формы БО-3, БО-9 и БО-11 (02), утвержденные Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33.

Предприниматели, оказывающие частные юридические услуги (консультирование, регистрация и ликвидация организаций и т.п.), должны осуществлять прием денежных средств от населения в качестве оплаты своих услуг через кассовые аппараты, поскольку особых бланков строгой отчетности для этой категории предпринимателей не предусмотрено. Это было разъяснено Письмом МНС России от 24.08.2004 N 33-0-09/524.

Что касается видов деятельности, ведя которые предприниматель не обязан применять ККТ, то Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 установлен порядок утверждения, использования, учета, хранения и уничтожения применяемых при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт бланков строгой отчетности.

Так, к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных расчетов и расчетов с использованием платежных карт, формы которых утверждаются Минфином России.

Бланк должен содержать сведения о его утверждении, наименование, шестизначный номер и серию, код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации, наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, идентификационный номер налогоплательщика, вид услуг, единицу измерения оказания услуг, стоимость услуги в денежном выражении, дату осуществления расчета, должность и фамилию лица, ответственного за совершение операции, место для личной подписи, печати индивидуального предпринимателя.

Ответственность предпринимателей за нарушение правил

работы с ККТ

При неправильном применении либо неприменении ККТ можно выделить два направления ответственности. Первое направление связано непосредственно с уклонением предпринимателей от применения кассовой техники. В этом случае предприниматели подлежат привлечению к административной ответственности по ст. 15.1. КоАП РФ. Ответственность за такое нарушение выражается в наложении на предпринимателя административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, т.е. от 4000 до 5000 руб. Второй вид нарушений - использование неисправного кассового аппарата либо ККМ, не отвечающих установленным техническим требованиям. Например, в Письме МНС России от 19.09.2004 N 33-0-11/584 разъяснено, что за отсутствие на кассовом аппарате пломбы ЦТО предпринимателя могут оштрафовать как за неприменение кассового аппарата, то есть по ст. 14.5 КоАП РФ. Однако такой подход верен лишь отчасти - когда речь идет об отсутствии основной пломбы центра технического обслуживания. Во всех других случаях штрафа не последует. Так, нельзя штрафовать, если на кассовом аппарате которой нет дополнительной самоклеящейся пломбы ЦТО (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.08.2003 по делу N А40-25493/03-12-299, Постановления ФАС МО от 18.02.2004 N КА-А40/648-04, ФАС СЗО от 24.02.2004 N А56-23812/03). Отсутствие на кассовом аппарате голограммы сервисного центра также не дает оснований для наложения штрафа за неприменение ККТ (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2004 N 14447/03). Кроме того, Президиум ВАС РФ в своем Постановлении от 31.07.2003 N 16 разъяснил, что индивидуальные предприниматели приравниваются к должностным лицам при привлечении к административной ответственности. Следовательно, на предпринимателей налагаются менее значительные штрафы, чем те, которые уплачивают в случае нарушений юридические лица.

Если по какой-либо причине продавца на рабочем месте не было, и недорогой штучный товар (например, пачку сигарет) отпустил работник магазина, не являющийся продавцом. Или вообще, родственник, приятель продавца, зашедший его навестить. Как правило, деньги берутся без сдачи, их кладут на видное для продавца место, а о выдаче чека речь не идет, даже если предполагается, что продавец по возвращении "пробьет" покупку на ККТ. Если же на месте покупателя оказался проверяющий из налоговой инспекции, то индивидуального предпринимателя привлекут к ответственности за неприменение ККТ. Правомерно ли это? Суды расходятся во мнении. Одна позиция состоит в том, что если продажу товара со склада произвел гражданин, не являющийся работником предпринимателя, который не имеет права вступать в правоотношения по купле-продаже от имени предпринимателя, то у последнего отсутствует вина в совершении данного административного правонарушения (см. Постановление ФАС СЗО от 08.09.2004 N Ф04-6261/2004(А67-4371-7)). Однако есть и другое мнение: то обстоятельство, что продажа товара была осуществлена посторонним лицом, не может служить основанием для освобождения предпринимателя от ответственности, поскольку все торговые операции, ведущиеся в торговой точке, следует рассматривать как осуществленные от его имени. Обязанность применения контрольно-кассовой машины возложена на предпринимателя, который допустил свободный доступ к товару, принадлежащему ему, а также не исключил возможность реализации данного товара посторонними лицами без его ведома (Постановление ФАС ВСО от 06.07.2004 N А74-1687/04-К2-Ф02-2526/04-С1).

М.С.Ракова

Юрисконсульт

Группы компаний "Сквирел"

Подписано в печать

26.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Кто не рискует - тот не пьет шампанское. А кто рискует - того штрафуют ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 6) >
Статья: Доказательства в арбитражном процессе с участием индивидуального предпринимателя ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.